Політика

Желание потрудиться в бюджетном комитете изъявил 41 народный депутат, в комитете по здравоохранению — трое

0:00 — 12 червня 2002 eye 215

Сегодня Верховная Рада соберется на очередное заседание, имея полный комплект коллег на руководящих должностях

Трое и сорок один -- это, конечно, первые данные, которые будут меняться в идущем аккурат сейчас процессе формирования комитетов. Естественно, существуют и регламентные нормы количественного состава комитетов -- от 10 до 25 человек. Но поскольку есть более престижные (выгодные?) и менее популярные комитеты, то совершенно очевидно, что борьба за парламентские должности продолжается. Вот и на заседании согласительного совета фракций в понедельник представители и «Единой Украины», и «Нашей Украины» выступили с предложением увеличить до 30-35 человек количество членов бюджетного комитета, а также комитетов по вопросам топливно-энергетического комплекса и по вопросам финансовой и банковской деятельности. В таком случае, возможно, посадочных мест хватит на всех желающих и, так сказать, политических кредиторов?

Но раздел, так сказать, основных портфелей, в принципе закончен, и Верховная Рада может приступить к своим прямым законотворческим обязанностям. Впрочем, есть мнение, что именно сейчас начнется еще один момент структуризации новоизбранного парламента, в частности, развал мегафракций, создание новых фракций и групп и, соответственно, изменение первоначальной парламентской «географии».

Раздел «пирога» закончен. Можно поблагодарить сотрапезников, и отправляться… «по домам»?

О том, что только необходимость не нарушать первоначальной конфигурации в процессе избрания руководства сдерживает желающих организовать новые фракции, говорили давно. Серьезный человек, донецкий губернатор Виктор Янукович еще до окончания спикериады заявил, что в нынешнем парламенте собралась солидная группа избранников от угольного региона, и они планируют создать собственную группу «Регионы Украины». В недрах «Нашей Украины» тем временем вычленилась группа под призывно-аполитичным названием «Разом», состоящая из бизнесменов, «проехавших» в Верховную Раду на реформаторски-национальном имидже Виктора Ющенко. Буквально в минувшие выходные, уже после раздела комитетов, Валерий Пустовойтенко заявил, что «Единая Украина» -- это, конечно, хорошо, но Народно-демократическая партия претендует на создание своей фракции. Все больше говорят о том, что «Трудовая Украина» тоже, судя по всему, решится на создание отдельной фракции, и во многом потому, что обделены постами политические «тяжеловесы» Сергей Тигипко и Игорь Шаров.

Вопросы перегруппировки, конечно, подхлестнули обиды (или напротив, победы) в процессе раздела должностей. Говорят, что партия «Реформы и порядок», одна из наиболее серьезных образующих блока Виктора Ющенко, до последней минуты настаивала на том, что доставшийся «НУ» бюджетный комитет должен возглавить Виктор Пинзеник, известный и опытный экономист. А оба Руха монолитно голосовали за Петра Порошенко, предложенного Виктором Ющенко. В свою очередь, члены ПРП не захотели на внутрифракционном голосовании поддержать кандидатуры руховцев.

Но дело не только в сиюминутном недовольстве, перестановка сил в парламенте была так или иначе неизбежна. Потому что в мегафракциях собрался совершенно пестрый народ, а по-настоящему мощных партий в Украине попросту нет. Как, впрочем, и закона о выборах исключительно на пропорциональной системе, который так или иначе предполагал бы последующие обязательства члена списка перед партией, приведшей человека в парламент. И, добавим, избиратель не попадал бы в дурацкое положение, когда он своим голосом поддерживает определенную, симпатичную ему силу, а, пройдя в парламент, ее представители впоследствии разбегаются кто куда…

Компетентные наблюдатели утверждают, что корень организационных проблем -- в отсутствии внятных законов

С самого начала распределения руководящих должностей, в парламенте постоянно муссировалась некая балльная система «честного дележа». То есть, каждому креслу соответствует определенное количество «условных единиц» (простите за невольный каламбур, он не содержит никаких намеков), спикер  — 5, вице-спикеры — 4, по столько-то за главу комитета и заместителя главы. Вот с такой арифметикой, мол, и нужно подойти к пофракционному разделу постов руководителей, подсуммировав и поровну поделив цифры. Наверное, в нашей политической ситуации это тоже выход. Но не оставляет мысль, что нечто похожее видели мы в добром мультике, когда Обезьянка и Слоненок измеряли длину в… попугаях. У милых зверушек попросту не существовало таких общепринятых критериев, как метры, сантиметры и прочие дюймы. Похоже? В принципе, да. Мы привычно бросаемся словами «большинство» и «оппозиция». Забывая, что нет таких явлений в родном отечестве, поскольку нигде законодательно не закреплены их права и обязанности. Поскольку неизвестно, каков критерий реальной стабильности большинства, и влияет ли оно, например, на формирование правительства, гарантирует ли поддержку действий этого правительства, имеет ли право автоматически заполучить пост спикера…

Начитавшись умных книжек, мы говорим, что в демократических странах за оппозицией традиционно оставляют руководство такими комитетами как бюджетный, курирующий средства массовой информации, по регламенту и депутатской этике -- для создания разумного баланса. А где это, простите, у нас записано? Каковы критерии оппозиции и гарантии того, что из оппозиции в большинство и обратно не будут бегать изо дня в день?

Остается надеяться, что нынешняя Верховная Рада, управившись с организационными вопросами, возьмется за законотворчество и в этой части.