Події

«это же все были конченые люди. От таких нужно избавляться… »

0:00 — 13 червня 2002 eye 594

Так заявил следствию организатор преступной группы, члены которой убивали в Николаеве алкоголиков и наркоманов, чтобы торговать их квартирами на биржах недвижимости

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что в Николаеве разоблачили преступную группу, три года промышлявшую мошенничеством в сфере недвижимости. По данным следователей, на счету преступников три зверских убийства. И в каждом случае их жертвами становились одинокие опустившиеся люди -- алкоголики и наркоманы. Один из николаевцев, проживающий на улице с Лазурной, сказал мне: «Теперь нашу улицу можно спокойно переименовать в Кровавую». И это верно, ведь здесь были совершены два из трех «квартирных» убийств, о которых сейчас шумит город.

Вернувшийся из колонии сын опознал погибшую мать по цвету волос и серебряным серьгам. Ее квартира оказалась проданной…

27 июня 2001 года у поселка Малая Корениха, что под Николаевом, в реке Южный Буг выловили большую хозяйственную сумку. Когда рыбаки открыли ее, они остолбенели -- в сумке был труп женщины среднего возраста с многочисленными ранениями головы и следом от веревки на шее. По факту страшной находки было возбуждено уголовное дело, однако его раскрытие осложнялось тем, что погибшую долгое время никто не мог опознать. У сотрудников уголовного розыска Заводского райотдела Николаева вполне мог появиться очередной «глухарь» -- безнадежное, в смысле раскрытия, дело… Если бы не местный житель Юрий Ложкарь.

Третьего декабря прошлого года Юрий, отсидев за воровство, вернулся в родной город. Квартира по улице Лазурной, в которой до осуждения он жил вместе с матерью, оказалась… чужой. Парень кинулся по знакомым, разыскивая мать, но так и не смог ее найти. В конце концов он обратился в милицию… А вскоре на одной из фотографий картотеки неопознанных трупов по цвету волос, форме зубов и серебряным серьгам он узнал свою мать. Именно ее тело, найденное в Южном Буге, полгода оставалось неопознанным.

В последний раз Юрий видел свою мать осенью 2000 года, когда она приезжала к нему еще в следственный изолятор с просьбой подписать доверенность на продажу квартиры, часть которой принадлежала сыну. Тогда Ю. Ложкарь свою подпись не поставил. А позже, летом 2001 года, к нему в колонию с такой же просьбой приезжали уже другие люди. Среди них был некий Влад, подругу которого Юрий немного знал.

Всю эту историю Ю. Ложкарь рассказал следователю прокуратуры и оперативникам из управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Николаевской области.

-- Несколько лет назад в поле зрения сотрудников нашего управления попали лица, замешанные в махинациях на биржах недвижимости, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник Николаевского УБОП Михаил Петров. -- Их лидером был житель Николаева Влад Ерохин. Вместе с Александром Грызловым, имевшим неплохие связи на биржах недвижимости, в бюро технической инвентаризации и в нотариальных конторах, он организовал группу, специализировавшуюся на мошенничестве и продаже квартир, оформленных по фиктивным документам. Махинаторы действовали по хорошо отработанной схеме. Влад Ерохин через своих знакомых в жэках узнавал о людях, имеющих большие задолженности по квартплате. Изучался образ жизни должников, и если оказывалось, что кто-то из них злоупотребляет спиртным или наркотиками, являясь и к тому же одиноким человеком, Ерохин разрабатывал преступную комбинацию. Члены его группы (или он сам) втирались в доверие к своим будущим жертвам, предлагали им деньги для оплаты жилищных долгов, помогали приватизировать жилье, а когда человек попадал к ним в долговую кабалу, прибегая к нажиму и угрозам, продавали его квартиру. Если же «уговорить» жертву не удавалось, квартиру продавали по поддельным документам.

Николаевца Красноперова люди Ерохина убивали… три раза

-- Некоторых особо несговорчивых владельцев недвижимости приходилось «убирать». Причем во всех трех случаях, которые удалось доказать, хозяева квартир были убиты с особой жестокостью, -- продолжает Михаил Петров. -- Еще до того, как был опознан труп Валентины Ложкарь (ее убил сам Ерохин), мы собрали материалы по факту убийства николаевца Красноперова, которые были направлены в областную прокуратуру. Люди Ерохина неоднократно пытались его ликвидировать, инсценируя несчастные случаи. Как-то зимой Красноперова бросили пьяным в сугроб, подмешав перед этим в водку жидкий клофелин. Рассчитывали, что тот замерзнет на холоде. В другой раз его травили газом, но соседи вовремя вызвали милицию. В конце концов после очередной пьянки ему ввели в вену смертельную дозу «ширки» (концентрата отвара маковой соломки). К этому времени преступники сумели за взятку склонить сотрудника биржи недвижимости к оформлению подложного документа о купле-продаже квартиры Красноперова на имя одного из членов группировки… После «безвременной кончины» хозяина Ерохин и его сообщники смогли спокойно продать квартиру. В дальнейшем по собранным нами материалам и результатам следствия по фактам убийств, мошенничеств и вымогательств прокуратура Николаевской области возбудила уголовное дело по статье 255 (создание преступной организации) -- довольно редкой в практике правоохранительных органов.

Для совершения второго «квартирного» убийства (матери Юрия Ложкаря) Ерохин разработал сценарий посложнее. Складывается впечатление, что убийца действовал «по мотивам» сразу нескольких классических произведений, в том числе «Преступления и наказания» Федора Достоевского, правда, весьма извратив их. Узнав от своей тещи о том, что Валентина Ложкарь (с которой он был ранее знаком) собирается продать квартиру, Ерохин предложил ей свои услуги. При первом же обсуждении условий возможной торговой операции «маклер» похитил у Валентины Ложкарь все документы на квартиру и ее паспорт. Приблизительно в это время Валентина и ездила в следственный изолятор к сыну, чтобы поскорее оформить доверенность на продажу квартиры. Из-за отказа Юрия Ерохин был вынужден «подкорректировать» свой план, а проще говоря, пойти на крайние меры. В конце сентября 2000 года, прихватив из дому молоток и бутылку водки, он отправился поздно вечером на очередные «переговоры» с Валентиной. Выпили. А когда женщина повернулась к нему спиной, Ерохин трижды ударил ее молотком по голове.

Переживать из-за невинно убиенной, в отличие от Родиона Раскольникова, Ерохин не стал. Более того, он хладнокровно набросил на шею жертвы веревку и еще минут пять сдавливал ей горло. Потом вытер с пола кровь и засунул тело в хозяйственную сумку, которую выбросил в камышах у причала на Южном Буге. На следующий день Ерохин решил спрятать труп понадежнее: погрузив сумку в рыбацкую лодку, выплыл на середину реки и затопил свой груз, привязав к нему гирю.

Дальше действовали уже его сообщники. Учредитель биржи недвижимости «Сауз» Александр Грызлов нашел женщину, похожую на Валентину Ложкарь. Какое-то время она пожила в ее дому, а потом, воспользовавшись паспортом и другими документами погибшей, оформила в нотариальной конторе продажу квартиры на имя приятеля Ерохина -- Сергея Глушакова. Дело оставалось за малым -- доверенностью от сына убитой на продажу его части недвижимости. Сначала Ерохин и Грызлов несколько раз попытались провести нотариальную контору липовой доверенностью, используя реквизиты биржи «Сауз», подделав печать колонии, в которой отбывал наказание Юрий Ложкарь, и подписи ее сотрудников. Но нотариус заподозрил неладное и отказался регистрировать сделку. Тогда преступники обратились к помощи юриста Семена Крайнего, с которым Ерохин и отправился к Юрию -- прямо в Белозерскую исправительную колонию. Добившись свидания с заключенным, Ерохин под авторитетные доводы юриста заверил Ложкаря, что в обмен на их с матерью квартиру они получат отдельный дом в пригороде Николаева. И Юрий подписал доверенность, не зная, что к этому моменту его мать уже несколько месяцев покоилась на дне Южного Буга…

Спросите, какая же тут связь с «Преступлением и наказанием»? И Ерохин, и Раскольников, зарубивший топором старуху-процентщицу, приводили в свое оправдание практически одни и те же аргументы. Оба считали, что спасают мир от недостойных людей. Уже находясь под стражей, Ерохин заявил следователю Николаевской областной прокуратуры: «Ничего мне не будет. Это же были конченые люди. От таких надо просто избавляться! Да я обществу только одолжение сделал! Кроме того, все имеет свою цену. Вот вы ко мне в СИЗО, наверное, пешком пришли, а могли бы и на машине приехать -- все зависит только от вас… »

Девушку, пригрозившую разорвать договор о купле-продаже своей квартиры, накололи наркотиком и задушили

… Третье «квартирное» убийство было совершено на той же улице Лазурной -- в квартире у приятеля Ерохина. На этот раз жертвой стала наркоманка Анна Павленко. Убить ее Ерохин решил после того, как Павленко, продав свою квартиру, заявила, что расторгнет договор купли-продажи, если ей не отдадут оговоренную сумму. 8 февраля 2001 года девушку напоили, ввели ей смертельную дозу наркотика, а потом задушили женскими колготками. Через два дня преступники, пытаясь скрыть следы удушения на шее убитой, обрызгали труп лаком для волос и подожгли. Обгоревшее тело ночью бросили в мусоросборник соседнего подъезда…

Николаевские правоохранители задержали большую часть группы Ерохина, под стражей в СИЗО оказались пятеро подозреваемых, составлявших костяк преступной организации. При расследовании удалось установить функции каждого из них. Кто-то отвечал за поиск информации о неблагополучных жителях Николаева, другие налаживали контакты с будущими жертвами, организовывали переговоры, снабжали алкоголиков спиртным, а наркоманов -- наркотиками. Они же оплачивали работу тех, кто варил концентрат из маковой соломки, а также труд некоего фармацевта, приготовившего раствор жидкого клофелина для убийства Красноперова.

Третьи решали вопросы, связанные с оформлением документов купли-продажи недвижимости. Они готовили поддельные доверенности, печати и штампы, давали взятки сотрудникам бирж недвижимости Николаева. А сам Ерохин, по данным следствия, руководил этой преступной инфраструктурой и выполнял «мокрую» работу. За несколько лет на убийствах и махинациях банда заработала свыше 100 тысяч долларов.

-- Раскрытие этих преступлений -- событие не только для Николаева, -- считает прокурор Николаевской области Юрий Бондарь. -- Конечно, и раньше в Украине раскрывались убийства одиноких пожилых граждан -- алкоголиков и наркоманов -- с целью продажи их недвижимости. И тогда понимали, что это не под силу «одиночкам», что в подобных преступлениях обычно участвует организованная группа, но доказать это не удавалось. Сейчас же, благодаря появлению в новом Уголовном кодексе статьи о создании преступной организации, такая возможность появилась. Насколько я знаю, по этой статье в Украине пока возбуждены всего три уголовных дела… То, о котором идет речь, практически завершено. Благодаря четко налаженной работе следователей прокуратуры и УБОП УМВД Николаевской области, собрана весомая доказательная база о шести мошенничествах николаевской «квартирной группы» с недвижимостью, трех убийствах, совершенных Ерохиным и его людьми, двух вымогательствах и взятках. Два убийства они пытались представить как несчастный случай -- гибель от отравления этиловым спиртом и передозировки наркотиков. Но нам удалось собрать достаточно фактов для того, чтобы представить дело в суде.

Кстати, как стало известно «ФАКТАМ», в бегах до сих пор находятся несколько подельников Ерохина, а также бомж-наркоман, принимавший непосредственное участие в убийствах. Впрочем, следователи предполагают, что его как очень важного для суда свидетеля могли ликвидировать. Проверяется и причастность к деяниям группы Ерохина некоторых сотрудников районных управлений милиции, прокуратуры города и местных криминальных авторитетов.

P. S. «ФАКТЫ» выражают благодарность прокуратуре Николаевской области и управлению по борьбе с организованной преступностью УМВД в Николаевской области за помощь, оказанную при подготовке данного материала. Фамилии пострадавших, обвиняемых и некоторые детали уголовного дела в интересах следствия изменены.