Культура та мистецтво

После ухода из «фристайла» экс-солиста вадима козаченко на его имя наложено табу

0:00 — 15 червня 2002 eye 1492

Легендарная в советское время группа выпустила новый альбом

Дом, в котором родились многие хиты «Фристайла» -- группы, популярной в 80-е годы (»Больно мне, больно», «Мой милый мальчик», «Бог тебя накажет», «О красных и черных розах», «Три сосны на бугорочке», «Я тебе не верю») -- находится на окраине Полтавы, на старом Подоле. Этот адрес знают почти все таксисты города. Им достаточно сказать: «Меня к дому, где живет «Фристайл», и больше ничего не надо.

Трехэтажный особняк в нескольких метрах от Ворсклы принадлежит художественному руководителю группы Анатолию Розанову, но когда его спрашивают, где он живет, Толик с улыбкой отвечает: «На третьем этаже». Именно здесь студия «Фристайла». Песни пишутся, когда все смолкает, и в электросети нет помех.

Участок с начатым строительством был втридорога куплен Толиком десять лет назад. Ремонт в современном стиле качественно изменил жилище лишь шесть лет спустя. До этого основные расходы Анатолия Розанова были связаны со студией. Для нее покупалось все самое современное и дорогостоящее.

В «Доме «Фристайла», как правило, всегда полно людей. Зашедших обязательно усаживают за стол в огромной столовой на нижнем этаже.

Иногда в этом доме задерживаются на несколько лет. Как, например, поэтесса из Сочи Татьяна Назарова, работавшая с группой. Ей негде было жить, и гостеприимные хозяева немного потеснились. Именно здесь она на одном дыхании написала «Ах, какая женщина» (»Вах, какая жэнщина!» -- эту фразу на Кавказе она слышала бесконечное множество раз, ее и сделала ключевой), а Анатолий Розанов быстро положил эти стихи на музыку. Песня предназначалась Феликсу Царикати. Но, узнав, что она лирическая, Феликс сказал, мол, хочу что-то быстрое, зажигательное, про стройные женские ножки и тому подобное. Розанов принял заказ с оговоркой: «Феликс, ты не прав». И наиграл ему «Ах, какая женщина». Царикати тут же изменил свое решение, но было поздно -- песню Розанов оставил в репертуаре «Фристайла». А певец согласился на «Женщину в голубом» тех же авторов, и она, надо сказать, добавила ему популярности.

«Фристайловцы» предпочитают поменьше говорить о своих коллегах по цеху. Но если приходится давать интервью, мужчины доверяют это единственной среди них женщине -- Нине Кирсо. На мой вопрос, почему сейчас не работает с группой исполнитель хита «Ах, какая женщина!» Сергей Дубровин, она, обычно эмоциональная и разговорчивая, ответила кратко: «С первого августа прошлого года мы больше не сотрудничаем с Сергеем Дубиной». (Он же -- Сергей Дубровин. -- Авт. ) Затем со знанием дела добавила, что такая песня сделала бы популярным кого угодно.

На имя Вадима Козаченко, который начинал с «Фристайлом», до сих пор наложено табу. Сочиняя песню «Больно мне, больно», которая осталась в репертуаре Вадима, Анатолий Розанов даже предположить не мог, как больно ему будет слышать ее после ухода Козаченко.

-- Я не буду говорить обо всех, но у меня к Вадиму особое, личное отношение, -- говорит Нина Кирсо. -- Даже не столько к нему, сколько к тому, как он уходил из коллектива. Естественно, я не пыталась наладить с ним контакт, не следила за его творчеством. Он сам перед этим Новым годом, спустя десять лет после разрыва, попытался разрушить стену непонимания и поздравил меня с праздником. Его поздравление я расцениваю как извинение за долгие годы молчания. Когда-то он уходил, чтобы быть без «Фристайла»… Оснований снова работать вместе у нас нет.

Интересно, что группа, возникшая в Полтаве, никогда не была ни полтавской, ни украинской. Ребята не участвовали ни в конкурсах артистов эстрады, их не приглашали на национальные фестивали.

Впрочем, группа «Фристайл» (»Свободный стиль») родилась не в Полтаве, а в Москве, с 7 на 8 ноября 1988 года в гостинице «Орленок». Собрались Нина Кирсо, Сергей Ганжа, Сергей Кузнецов, Анатолий Розанов, Анатолий Киреев (он живет сейчас в США) и Владимир Ковалев (по последним сведениям, он работает в Мариуполе), чтобы проголосовать за свое будущее. Вадим Козаченко в голосовании участия не принимал. Ребята тогда выступали в группе Михаила Муромова. С хитом «Яблоки на снегу» Муромов был в то время очень популярен. На его концерты собирались 30-тысячные стадионы. И, конечно же, он не мог стерпеть, чтобы песни никому не известной группы «Высший пилотаж», выходившей «разогреть» публику перед его выступлением, принимали на «ура». За пять месяцев совместной работы ребята стали его конкурентами и были готовы к самостоятельной работе. Муромов ускорил процесс расставания -- после очередного концерта, на котором Толика Киреева попросили исполнить на «бис» две песни, он уволил группу в полном составе.

В феврале 1989 года «Фристайл» записал первый альбом, а уже через полгода, 2 сентября, собрал полный Дворец спорта в Бишкеке. С тех пор везде зазвучали песни «Фристайла».