Події

Украинские поклонники толкиена строят в лесах настоящие крепости, изучают фехтование и древние языки и сами изготавливают луки, арбалеты, доспехи

0:00 — 15 червня 2002 eye 335

Недавно в Украине состоялась широкомасштабная игра по знаменитой эпопее «Властелин колец», после чего жители местных сел научились отличать добрых эльфов от злобных троллей

Мои друзья, которых я знаю вот уже сто лет, за все эти сто лет зарекомендовали себя психически здоровыми людьми. Он -- профессиональный менеджер, она -- адвокат, кандидат наук. Одна «странность», впрочем, за ними замечена: в свободное от работы время, вырядившись в средневековые одеяния, они где-то посреди зеленых дубрав дерутся на деревянных мечах с такими же сумасшедшими. И зовутся они толкиенисты. Их Библия -- книги знаменитого английского профессора-лингвиста Джона Рональда Руэла Толкиена, написавшего эпопею «Властелин колец» и много чего еще. А недавно в Украине прошла широкомасштабная игра по этому бестселлеру всех времен и народов. Зрелище было -- голливудский блокбастер отдыхает! Жители близлежащих сел могли созерцать, как по украинской земле бегает всякая фантастическая тварь -- гномы, эльфы, оборотни, рыцари в кольчугах, варвары в рогатых шлемах, принцессы, небесные создания, волшебники с седой бородой. В гостях у сказки, короче. И представьте себе -- все они «в миру» работники банков, учителя, художники, сотрудники госпредприятий, кандидаты наук. Зачем они делают ЭТО, и попытались разобраться «ФАКТЫ».

На время Игры в лесу вырастает целая страна: сады, дома, замки, рвы

Подруга-адвокат в описанные периоды почему-то является старым волшебником мужского пола по имени Гэндальф. А муж у нее -- эльф. Может быть, то, что все эльфы так трескают пиво, как он, и помогает им бороться со злом? Подруга моей подруги, миловидная барышня в очках, проходит по той жизни как грозный Повелитель Тьмы Саурон. Они любят собраться на кухне и петь песни на своем тарабарском языке, а долгими зимними вечерами шьют средневековые платья сложного кроя, изучают магию, историю кельтов, виды оружия, выпиливают деревянные мечи. А еще берут уроки фехтования. Недавно они взялись за древнегерманский язык и планируют за полгода стать знатоками в так до конца и не разгаданном учеными руническом письме. И я, кстати, верю, что так оно и будет.

Ролевое движение возникло еще в Советском Союзе: сначала были военно-патриотические «Зарницы», потом реконструкции Куликовских битв и Ледовых побоищ. Последние были зрелищными, но лишенными импровизации: все знали, чем битва должна закончиться согласно исторической правде. Но в начале 90-х годов прошлого века на русский язык был переведены книги Толкиена, которые уже в 60-х вызвали помешательство у западной молодежи. И началось. Это была Игра, настоящая, азартная. От прежних, советских, отличалась она тем, что по ходу действия можно было менять, моделировать сюжет. Основой игры является мир Толкиена: отряд светлых энтузиастов, среди которых добрые, низкорослые, с мохнатыми лапами хоббиты, божьи одуванчики эльфы и доблестные рыцари-человеки пробираются в стан врага, чтобы уничтожить нехорошее кольцо Всевластия и вообще спасти мир. Но кто победит -- неизвестно. Все зависит от мужества и сноровки.

За несколько месяцев до Игры ее участники пишут заявки, каждый выбирает своего персонажа -- с точки зрения обывателя, это диагноз. Кто-то становится эльфом, кто-то отвратительным троллем, кто-то воинственным гномом. Как только человек приезжает на полигон, он перестает быть, к примеру, учительницей младших классов Тамарой Иванной, а становится светлой эльфийской принцессой по имени Галадриэль. И ведет себя согласно легенде: никаких замашек из прежней человеческой жизни, никаких разговорчиков в строю.

За десять лет развитого толкиенизма были выработаны четкие правила.

-- Как играть? -- рассказывает Ольга-Гэндальф. -- Бегаешь целыми днями, как проклятый, ни секунды покоя: продумываешь стратегию своей группы, заключаешь пакты о ненападении, союзы с дружественными организациями, ведешь переговоры, берешь штурмом крепости, по дороге попадаешь в засады, отбиваешься от врагов, умерщвляешь парочку. Если убили тебя, ползешь в так называемый мертвятник, где сидишь несколько часов, продумывая новую легенду, и возрождаешься к новой жизни другим человеком или опять же гномом. Если тебя ранили, то нужно ждать медицинской помощи: тебя реально перебинтуют или же уполномоченный волшебник магическими заклинаниями подымет на ноги. Если игра утомила и хочется выпить воды, надеваешь на голову белую повязку (»шапку-невидимку». -- Авт. ) и идешь к роднику. Тебя не тронут, потому как тебя просто нет в природе.

На время игры на полигоне создается целая страна. За несколько дней до приезда игроков Мастера-организаторы вместе с добровольцами строят из дрекольев крепости и укрепления. Зрелище впечатляющее: посреди леса за ночь вырастает замок. Правда, во время штурма бастионы из бревен могут быть разрушены, а после игры их и вовсе разбирают. А еще фанаты толкиенутого дела роют натуральные рвы, через которые так просто не перепрыгнуть. Словом, все по-всамделишному, по-взрослому.

При осаде замков используют настоящие бревна-тараны

В своем желании воссоздать сказочную обстановку народ ударяется во всякие фантазии. К примеру, на последней Игре, хоббиты, по легенде являющиеся сельскими жителями, землепашцами и хозяйственниками, привязали к каждой веточке по яблоку (фрукты были куплены, ясное дело, на базаре). Вроде как это у них плодородное лето. Но тут нагрянули злые орки и цинично все яблоки надгрызли. Горе хоббитов было подлинным! Столько работы и какая красота пропала!

Вы спросите, как же так, когда несколько сотен, а иногда и полторы тысячи человек, пардон, сущностей, машут мечами, копьями, стреляют из лука -- и чтобы не было травм? А все потому, что цивилизованно: во-первых, эти вдохновенные маньяки изучают фехтование и стрельбу из лука, во-вторых, мечи и алебарды у них деревянные, в третьих, бьют-то условно: два раза коснулся -- тяжело ранил, три раза -- убил. Это -- сильно упрощая, потому что доспехи доспехам рознь. Легкие доспехи изготавливаются из кожи и войлока с дополнительным усилением железом, медью и бронзой. Но есть еще кольчуги и настоящие боевые доспехи. Чтобы одолеть их владельца, придется сильно попотеть.

-- Все стрелы в наших луках с резиновыми обмотками-»гуманизаторами», а вместо камней на осаждающих крепость летят пакеты с травой, вместо кипящей смолы -- вода, -- рассказывает эльф Люся, банковский работник. -- Вот тараны настоящие -- большие бревна, которые берут несколько человек и вышибают ворота. Еще используются катапульты и баллисты.

Набор оружия велик, но каждому свое: кесарю-кесарево, а гному -- извините, гномье. У каждого участника -- свой костюм и набор отличительных знаков. Чтобы встретив на опушке врага, можно было сразу его распознать. Гномы должны носить бороду и капюшон, им позволено ходить с топорами, арбалетами и секирами, а вот хоббиты специально вяжут себе мохнатые гетры, чтобы имитировать волосатые лапки, а также шьют яркую одежду в крестьянско-шотландском стиле: фартучки, чепчики у женщин, жилетки и клетчатые штанишки у мужчин. Светлые эльфы борются со злом с подведенными, как у одалисок, томными глазками -- красятся все поголовно, даже юноши. Так и хочется дать наводку парням нетрадиционной ориентации -- по лесам «ваши» бродят, хорошенькие-прехорошенькие. Сотнями! Боюсь, паломничество начнется!

Во время Игры запрещено пьянствовать и нецензурно выражаться

Эльфам как духовным личностям нельзя выражаться матерными словами. А всем игрокам без исключения запрещено употреблять спиртные напитки. Курят здесь преимущественно трубки -- для пущей исторической достоверности. На иные плотские удовольствия времени нет: спишь по два часа в сутки, ешь раз в день, и то, не отрываясь от производства, -- в одной руке пирожок, в другой -- меч-кладенец.

Злобные и ужасные орки, темные воины, должны носить кривые сабли и ятаганы, а лицо гримировать в темные тона, как истинные «бабаи». Оборотни в звериных масках бросаются на добрых молодцев в перчатках с когтями. Словом, антуражу придается особенное значение. Народ в джинсах и свитерах к игре не допускается. Кстати, костюм может обойтись игроку как в 20 гривен, так и в 200 у. е. Лук стоит от 50 гривен до 50 долларов, а арбалет потянет на все 200 у. е. Словом, недешевое это удовольствие.

-- Решающее слово в игре принадлежит Мастерам, -- рассказывает Темный повелитель Наташа. -- Если Мастер договорился с местной администрацией, милицией, лесничеством, подготовил эвакуацию, организовал медицинскую помощь, задолго до игры вел переписку с участниками, давал советы и грамотно распределил персонажей, то это настоящий профи. Мастера являются арбитрами при спорных ситуациях. Но вообще все в игре держится на честности: если человек заколдован, ослеплен, обездвижен, лишен воли магическим действием, он должен все это выполнять. За ним следить никто не будет, но, если он начнет хитрить, на него наложат штрафные санкции.

Возникает главный вопрос: зачем вообще играть?

-- Когда играешь, получаешь такую дозу адреналина! Ведь создается ощущение, что ты можешь умереть по-настоящему, получить рану или, что еще хуже, проиграть в борьбе, -- считает Ольга. -- В игре более остро ощущаешь простые вещи, как-то размытые в реальной жизни: верность, предательство, трусость, убеждения, дружбу.

Кроме игры по книгам Толкиена, существует масса других ролевых игр: игры-реконструкции (в ход идет любая эпоха, текст -- от средневековой Японии до «Вечеров на хуторе близ Диканьки»). Бывают «живые» версии компьютерных игр.

После последней Игры, когда народ уже разобрал крепости, цивилизованно вынес за собой мусор и грустно брел через лес -- назад, к нормальной жизни, -- сельский дедуля, возделывающий свой огород спросил:

-- Ну що, хлопцi, хто перемiг, свiтлi чи темнi сили?

Вот так жители сел Харьковской области посмотрели оскароносный фильм года «Властелин колец». Вживую.