Недавно в Украине состоялась широкомасштабная игра по знаменитой эпопее «Властелин колец», после чего жители местных сел научились отличать добрых эльфов от злобных троллей
Мои друзья, которых я знаю вот уже сто лет, за все эти сто лет зарекомендовали себя психически здоровыми людьми. Он -- профессиональный менеджер, она -- адвокат, кандидат наук. Одна «странность», впрочем, за ними замечена: в свободное от работы время, вырядившись в средневековые одеяния, они где-то посреди зеленых дубрав дерутся на деревянных мечах с такими же сумасшедшими. И зовутся они толкиенисты. Их Библия -- книги знаменитого английского профессора-лингвиста Джона Рональда Руэла Толкиена, написавшего эпопею «Властелин колец» и много чего еще. А недавно в Украине прошла широкомасштабная игра по этому бестселлеру всех времен и народов. Зрелище было -- голливудский блокбастер отдыхает! Жители близлежащих сел могли созерцать, как по украинской земле бегает всякая фантастическая тварь -- гномы, эльфы, оборотни, рыцари в кольчугах, варвары в рогатых шлемах, принцессы, небесные создания, волшебники с седой бородой. В гостях у сказки, короче. И представьте себе -- все они «в миру» работники банков, учителя, художники, сотрудники госпредприятий, кандидаты наук. Зачем они делают ЭТО, и попытались разобраться «ФАКТЫ».
Подруга-адвокат в описанные периоды почему-то является старым волшебником мужского пола по имени Гэндальф. А муж у нее -- эльф. Может быть, то, что все эльфы так трескают пиво, как он, и помогает им бороться со злом? Подруга моей подруги, миловидная барышня в очках, проходит по той жизни как грозный Повелитель Тьмы Саурон. Они любят собраться на кухне и петь песни на своем тарабарском языке, а долгими зимними вечерами шьют средневековые платья сложного кроя, изучают магию, историю кельтов, виды оружия, выпиливают деревянные мечи. А еще берут уроки фехтования. Недавно они взялись за древнегерманский язык и планируют за полгода стать знатоками в так до конца и не разгаданном учеными руническом письме. И я, кстати, верю, что так оно и будет.
Ролевое движение возникло еще в Советском Союзе: сначала были военно-патриотические «Зарницы», потом реконструкции Куликовских битв и Ледовых побоищ. Последние были зрелищными, но лишенными импровизации: все знали, чем битва должна закончиться согласно исторической правде. Но в начале 90-х годов прошлого века на русский язык был переведены книги Толкиена, которые уже в 60-х вызвали помешательство у западной молодежи. И началось. Это была Игра, настоящая, азартная. От прежних, советских, отличалась она тем, что по ходу действия можно было менять, моделировать сюжет. Основой игры является мир Толкиена: отряд светлых энтузиастов, среди которых добрые, низкорослые, с мохнатыми лапами хоббиты, божьи одуванчики эльфы и доблестные рыцари-человеки пробираются в стан врага, чтобы уничтожить нехорошее кольцо Всевластия и вообще спасти мир. Но кто победит -- неизвестно. Все зависит от мужества и сноровки.
За несколько месяцев до Игры ее участники пишут заявки, каждый выбирает своего персонажа -- с точки зрения обывателя, это диагноз. Кто-то становится эльфом, кто-то отвратительным троллем, кто-то воинственным гномом. Как только человек приезжает на полигон, он перестает быть, к примеру, учительницей младших классов Тамарой Иванной, а становится светлой эльфийской принцессой по имени Галадриэль. И ведет себя согласно легенде: никаких замашек из прежней человеческой жизни, никаких разговорчиков в строю.
-- Как играть? -- рассказывает Ольга-Гэндальф. -- Бегаешь целыми днями, как проклятый, ни секунды покоя: продумываешь стратегию своей группы, заключаешь пакты о ненападении, союзы с дружественными организациями, ведешь переговоры, берешь штурмом крепости, по дороге попадаешь в засады, отбиваешься от врагов, умерщвляешь парочку. Если убили тебя, ползешь в так называемый мертвятник, где сидишь несколько часов, продумывая новую легенду, и возрождаешься к новой жизни другим человеком или опять же гномом. Если тебя ранили, то нужно ждать медицинской помощи: тебя реально перебинтуют или же уполномоченный волшебник магическими заклинаниями подымет на ноги. Если игра утомила и хочется выпить воды, надеваешь на голову белую повязку (»шапку-невидимку». -- Авт. ) и идешь к роднику. Тебя не тронут, потому как тебя просто нет в природе.
На время игры на полигоне создается целая страна. За несколько дней до приезда игроков Мастера-организаторы вместе с добровольцами строят из дрекольев крепости и укрепления. Зрелище впечатляющее: посреди леса за ночь вырастает замок. Правда, во время штурма бастионы из бревен могут быть разрушены, а после игры их и вовсе разбирают. А еще фанаты толкиенутого дела роют натуральные рвы, через которые так просто не перепрыгнуть. Словом, все по-всамделишному, по-взрослому.
В своем желании воссоздать сказочную обстановку народ ударяется во всякие фантазии. К примеру, на последней Игре, хоббиты, по легенде являющиеся сельскими жителями, землепашцами и хозяйственниками, привязали к каждой веточке по яблоку (фрукты были куплены, ясное дело, на базаре). Вроде как это у них плодородное лето. Но тут нагрянули злые орки и цинично все яблоки надгрызли. Горе хоббитов было подлинным! Столько работы и какая красота пропала!
Вы спросите, как же так, когда несколько сотен, а иногда и полторы тысячи человек, пардон, сущностей, машут мечами, копьями, стреляют из лука -- и чтобы не было травм? А все потому, что цивилизованно: во-первых, эти вдохновенные маньяки изучают фехтование и стрельбу из лука, во-вторых, мечи и алебарды у них деревянные, в третьих, бьют-то условно: два раза коснулся -- тяжело ранил, три раза -- убил. Это -- сильно упрощая, потому что доспехи доспехам рознь. Легкие доспехи изготавливаются из кожи и войлока с дополнительным усилением железом, медью и бронзой. Но есть еще кольчуги и настоящие боевые доспехи. Чтобы одолеть их владельца, придется сильно попотеть.
-- Все стрелы в наших луках с резиновыми обмотками-»гуманизаторами», а вместо камней на осаждающих крепость летят пакеты с травой, вместо кипящей смолы -- вода, -- рассказывает эльф Люся, банковский работник. -- Вот тараны настоящие -- большие бревна, которые берут несколько человек и вышибают ворота. Еще используются катапульты и баллисты.
Набор оружия велик, но каждому свое: кесарю-кесарево, а гному -- извините, гномье. У каждого участника -- свой костюм и набор отличительных знаков. Чтобы встретив на опушке врага, можно было сразу его распознать. Гномы должны носить бороду и капюшон, им позволено ходить с топорами, арбалетами и секирами, а вот хоббиты специально вяжут себе мохнатые гетры, чтобы имитировать волосатые лапки, а также шьют яркую одежду в крестьянско-шотландском стиле: фартучки, чепчики у женщин, жилетки и клетчатые штанишки у мужчин. Светлые эльфы борются со злом с подведенными, как у одалисок, томными глазками -- красятся все поголовно, даже юноши. Так и хочется дать наводку парням нетрадиционной ориентации -- по лесам «ваши» бродят, хорошенькие-прехорошенькие. Сотнями! Боюсь, паломничество начнется!
Эльфам как духовным личностям нельзя выражаться матерными словами. А всем игрокам без исключения запрещено употреблять спиртные напитки. Курят здесь преимущественно трубки -- для пущей исторической достоверности. На иные плотские удовольствия времени нет: спишь по два часа в сутки, ешь раз в день, и то, не отрываясь от производства, -- в одной руке пирожок, в другой -- меч-кладенец.
Злобные и ужасные орки, темные воины, должны носить кривые сабли и ятаганы, а лицо гримировать в темные тона, как истинные «бабаи». Оборотни в звериных масках бросаются на добрых молодцев в перчатках с когтями. Словом, антуражу придается особенное значение. Народ в джинсах и свитерах к игре не допускается. Кстати, костюм может обойтись игроку как в 20 гривен, так и в 200 у. е. Лук стоит от 50 гривен до 50 долларов, а арбалет потянет на все 200 у. е. Словом, недешевое это удовольствие.
-- Решающее слово в игре принадлежит Мастерам, -- рассказывает Темный повелитель Наташа. -- Если Мастер договорился с местной администрацией, милицией, лесничеством, подготовил эвакуацию, организовал медицинскую помощь, задолго до игры вел переписку с участниками, давал советы и грамотно распределил персонажей, то это настоящий профи. Мастера являются арбитрами при спорных ситуациях. Но вообще все в игре держится на честности: если человек заколдован, ослеплен, обездвижен, лишен воли магическим действием, он должен все это выполнять. За ним следить никто не будет, но, если он начнет хитрить, на него наложат штрафные санкции.
-- Когда играешь, получаешь такую дозу адреналина! Ведь создается ощущение, что ты можешь умереть по-настоящему, получить рану или, что еще хуже, проиграть в борьбе, -- считает Ольга. -- В игре более остро ощущаешь простые вещи, как-то размытые в реальной жизни: верность, предательство, трусость, убеждения, дружбу.
Кроме игры по книгам Толкиена, существует масса других ролевых игр: игры-реконструкции (в ход идет любая эпоха, текст -- от средневековой Японии до «Вечеров на хуторе близ Диканьки»). Бывают «живые» версии компьютерных игр.
После последней Игры, когда народ уже разобрал крепости, цивилизованно вынес за собой мусор и грустно брел через лес -- назад, к нормальной жизни, -- сельский дедуля, возделывающий свой огород спросил:
-- Ну що, хлопцi, хто перемiг, свiтлi чи темнi сили?
Вот так жители сел Харьковской области посмотрели оскароносный фильм года «Властелин колец». Вживую.