Если бы 38-летний старший сержант мгновенно не сориентировался в экстремальной ситуации, дети вместо солнечных пляжей могли попасть на больничные койки
Вот уже третью неделю медики стараются вернуть в строй сержанта-»камикадзе», как его шутя мгновенно окрестили в городе. Ведь именно благодаря профессионализму Олега Осокина, который получил серьезную черепно-мозговую травму и не погиб лишь по счастливой случайности, маленькие пассажиры даже не догадались, сколь серьезная опасность угрожала их жизням на подъезде к Каховской ГЭС 4 июня нынешнего года. И поэтому вряд ли кто-то из отдыхающих сейчас в Скадовске школьников из Днепропетровской области в письме домой хоть словом обмолвился о дорожном приключении по пути на юг.
-- В седьмую палату? Никак нельзя! -- решительно преградила путь дежурная сестра в больнице УВД Херсонской области. -- Там сейчас лежит только один больной, которому ни общаться, ни читать газеты, ни даже смотреть телевизор нельзя. А уж с журналистами встречаться -- и подавно. Полный покой предписан!
И все же мне удалось встретиться с Олегом. Правда, он с порога предупредил:
-- Только, ради Бога, не делайте из меня героя. Действовать так, как я действовал в тот вторник на автотрассе, мне предписывает служебная инструкция. Не больше и не меньше. Поэтому ничего сверхъестественного я не совершил.
Это и в самом деле так, ведь старший сержант милиции Осокин служит в отдельном специализированном взводе сопровождения и эскортирования при Управлении ГАИ МВД Украины в Херсонской области. Так что прикрывать собой в случае опасности тех, за чьи безопасность и жизнь отвечаешь, -- его каждодневная работа.
В первый вторник нынешнего лета в шесть часов утра два экипажа этого боевого подразделения направились к границе двух областей -- Днепропетровской и Херсонской, -- чтобы встретить и проводить до Скадовска колонну из 17 автобусов с 560 школьниками вторых-шестых классов из Кривого Рога, направляющимися по путевкам к морю.
-- С самого утра не переставая лил дождь, -- вспоминает тот день Олег Осокин. -- Дорога была скользкая, опасная. Наша колонна растянулась на полтора километра. В районе Шиловой Балки предстояло повернуть со второстепенной трассы на главную, и, чтобы избежать опасности, я связался с дорожным патрулем Таврийского батальона. Они нас приняли и помогли осуществить маневр, перекрыв движение со стороны Херсона и Каховки. Проехали еще с полкилометра -- смотрю, впереди становится все больше транспорта. Мой напарник Володя Ермоленко включил сирену, и мы отдали через громкоговоритель команду: «Всем водителям принять вправо, движется колонна с детьми!» Шофер едущего по встречной полосе КамАЗа-молоковоза послушно включил поворот и остановился, а следовавшая за ним «копейка» белого цвета вдруг начала резко тормозить, ударилась о заднее колесо молоковоза, и мы с напарником увидели, что ее несет прямехонько на головной автобус нашей колонны!
Олег Осокин мгновенно принял решение брать автонарушителя «на абордаж». Повернув руль служебной «девятки», он подставился под удар, заслоняя собой транспорт со школьниками. В сложившейся ситуации дальнейшее развитие событий зависело только от водителя автобуса, в котором находились дети -- затормози он либо возьми вправо, наверняка врезался бы в деревья на обочине. К счастью, он принял единственно правильное решение: направил автобус в гаишную «девятку» -- она мягче деревьев.
-- От первого удара о «копейку» машину, за рулем которой я находился, развернуло на 180 градусов, -- продолжает рассказывать Олег, -- а меня швырнуло на лобовое стекло, и я разнес его своей головой. Если бы это было каленое стекло, вам не у кого было бы брать интервью, поверьте. Но там внутри была слюда, и мне в ту минуту показалось, что все обошлось: стекло выгнулось, словно мяч, и голова-то как будто осталась цела. А через пару секунд -- еще один сильный удар: на нашу гаишную «девятку» наехал автобус с детьми. В этот раз меня резко отбросило назад
Едва успев прийти в себя, Олег выбрался из покореженного автомобиля и опрометью бросился к автобусу: «Что с детьми?» -- И услышал в ответ: «Все в порядке, они даже не успели испугаться». Только после этого Осокин почувствовал, как ему плохо и, чтобы не упасть, тут же, в салоне автобуса, прилег.
Когда маленьких пассажиров из протаранившего автопатруль автобуса пересадили в другие «Икарусы», колонна сразу же двинулась в путь, а на место аварии стали подтягиваться правоохранители. Подобные дорожно-транспортные происшествия расцениваются как чрезвычайные, поэтому о случившемся на подъезде к Каховской ГЭС оперативно сообщили в Главное управление госавтоинспекции. А тем временем оцепеневший водитель «Жигулей», создавший аварийную ситуацию, разводил руками и повторял: «Я слишком поздно заметил колонну!»
-- Как можно было не заметить?! -- удивляется Олег. -- Мы шли с включенными проблесковыми маячками, громкой связью, на ближнем свете! По-моему, водитель «копейки», местный житель лет тридцати, разговаривал по мобильному телефону и увлекся так, что дороги не видел вовсе. Я вам вообще скажу, что эти мобилки -- едва ли не самая большая опасность на наших дорогах, а штраф за телефонный разговор за рулем копеечный -- гривня семьдесят. Мелкое нарушение.
Хотя с момента ЧП на трассе прошло более двух недель, и следствие все еще устанавливает детали и подробности случившегося, многие специалисты, не дожидаясь официальных выводов, уже сейчас утверждают: если бы не высочайшего класса профессионализм и мгновенная реакция старшего сержанта Олега Осокина, столкновение «копейки», КамАЗа, автопатруля и автобуса могло привести к серьезным последствиям, и для десятков криворожских школьников летние каникулы, вероятнее всего, начались бы с госпитализации, а не с морских купаний. А так на больничной койке оказался лишь один участник ДТП -- инспектора ГАИ сержанта Осокина прямо с места происшествия доставили с черепно-мозговой травмой в ближайшую больницу, в Берислав.
-- Тот день выдался крайне неудачным, -- жалуется Олег. -- Представьте себе, в районной больнице, как назло, не оказалось ни одного врача, -- все ушли на какую-то конференцию. Слава Богу, нашли в отделении реанимации дежурного доктора -- ему-то на руки меня и сдали коллеги.
Однако пролежав под капельницей четыре часа, больной стал утверждать, что выздоровел, и заторопился в тамошнюю прокуратуру для дачи пояснений, начисто игнорируя категорические запреты врача, которому ничего не оставалось, как уступить. Реаниматолог настоял только на одном: чтобы больного «на допрос» несли на носилках, не снимая с его головы лед. В тот же вечер Олега доставили в областной центр, где он лечится до сих пор.
-- Состояние больного Осокина сейчас не вызывает опасений, -- сообщил «ФАКТАМ» начальник стационара больницы УВД в Херсонской области Владимир Парфенюк. -- Но, на мой взгляд, говорить о выписке пока еще рано.
Лечение Олегу приходится оплачивать из своего кармана. Недавно, в день зарплаты, коллеги скинулись, чтобы помочь ему приобрести необходимые препараты.
-- Почему так? -- переспрашивает командир взвода сопровождения и эскортирования Александр Алмашов. -- Все материалы служебного расследования обстоятельств ДТП мы передали в Бериславскую районную прокуратуру, там и будут сделаны выводы об ответственности провинившегося водителя. Придя немного в себя, он стал начисто отрицать свою вину. «Копейка» принадлежит некоему местному сельхозпредприятию, руководитель которого, кстати, в момент аварии ехал в этом авто пассажиром. Он и водитель во всем обвиняют ГАИ. Но наш сержант действовал абсолютно профессионально, это признают все. Одним словом, точку в нашумевшей истории поставит суд.
-- Если жена утром говорит мне: «Будь сегодня повнимательней», -- значит, обязательно случится какая-нибудь неприятность, -- улыбается Олег. -- У нее на этот счет интуиция. Но 4 июня я ушел из дома, когда еще все спали. Как потом рассказала мне супруга, проснувшись, она стала меня искать, чтобы предупредить об опасности.
А вот у десятилетнего Игорька никогда никаких дурных предчувствий не бывает. Папа для него -- царь и бог, который в любой ситуации непременно оказывается на высоте. За рулем автопатруля Олег ровно столько лет, сколько исполнилось его сыну. Сколько было экстремальных ситуаций на дорогах за это время! И всегда сын первым в семье узнавал о них. А тут вдруг -- папа в больнице, все шушукаются, а ему -- ни гу-гу. Паренек обиделся. Еще бы! Ведь он и сам раньше мечтал стать гаишником. В свои три года, например, потребовал, чтобы ко всем его детским рубашечкам пришили милицейские погоны да еще и игрушечный гаишный жезл смастерили. Олег часто садил сына в патрульную машину, заезжал с ним в управление ГАИ, где смышленый паренек старался выпросить квитанции для выписки штрафов -- что ж за служба без бумажек! При этом ребенок так гордился своим отцом, что буквально с пеленок стал называть себя Игорем Олеговичем, не откликаясь на просто Игоря вовсе. Когда однажды заболел и попал в больницу, медсестры звали его исключительно по имени-отчеству, а иначе в манипуляционную никаким калачом мальца было не заманить. Все эти милые семейные предания остались только в памяти, а Игорек с отцом -- самые верные, самые большие друзья.
-- Сопровождать детей -- это все равно что Президента, -- по-взрослому объясняет мне Игорь Олегович Осокин. -- Тяжелая работа.
В семнадцати едущих к морю автобусах находились ровесники Игоря. Я не стала спрашивать у Олега, сыграло ли это обстоятельство какую-то роль, когда возникла реальная угроза жизни детей и он принимал непростое решение на запруженной транспортом трассе. Наверное, если происходят подобные вещи, не успеваешь подумать ни о чем.
Сам же Игорь в первые дни своих каникул бегает к папе в больницу, приносит ему черешню и засыпает массой вопросов: можно ли восстановить разбитую патрульную машину (»Классная была, новенькая!»), пойдут ли они вдвоем на суд и когда будут судить нарушителя. Паренек очень жалеет, что его не было в опасные минуты рядом с отцом. Ну а о том, что папа у него герой, Игорь знал. Всегда.