Події

Чтобы спрятать «криминальный» труп, санитары больничного морга расчленили его и зашили останки… В брюшные полости других покойников

0:00 — 20 червня 2002 eye 3218

Приговор по делу, подробности которого несколько лет назад заставили содрогнуться всю Украину, недавно утвержден Верховным судом

О том, как санитары Харьковского морга помогли «браткам» избавиться от следов преступления, зашив в чужие трупы части убитого и изрубленного на мелкие куски человека, «ФАКТЫ» в свое время коротко сообщали. Теперь, после того, как приговор Харьковского областного суда утвержден Верховным судом Украины и вступил в законную силу, есть возможность рассказать об этом уголовном деле подробнее. Тем более, что «ноу-хау» санитаров хоть и представляет интерес, но при всей своей уникальности оно в этой истории далеко не самое главное.

Следствие началось через девять месяцев после исчезновения предпринимателя

В декабре 1996 года Юрию Зингеру предстояла командировка в Москву. Для директора фирмы ничего необычного в этом не было -- совместное предприятие «Струма Трейд ЛТД» занималось покупкой-продажей сахара и круп на просторах СНГ. Однако мать Юрия волновалась. Она видела, что последнее время сын почему-то нервничает. Зарегистрировал фирму, раскрутил ее, но вынужден был кому-то отдать. Сказал ей, что «дело не пошло». А ведь она своего сына знала -- толковый парень, у него любое дело должно пойти, а уж коммерсант он просто от рождения. Сейчас у него новое предприятие, правда, и здесь его упорно отодвигают от власти…

Материнское сердце успокаивали ежедневные звонки сына из Москвы. Наконец, 23 декабря поздно вечером он сообщил по телефону:

-- Мам, я уже в Харьковском аэропорту. Меня встретили, так что все нормально. Но на фирме есть дела, мы едем туда, а завтра я буду дома.

Ни завтра, ни послезавтра Юрий домой не пришел. На фирме пожимали плечами: да, встретили, привезли сюда, решили проблемы, после чего директор уехал. Встревоженная женщина обратилась в милицию.

Шло время, а правоохранители повторяли одно и то же: «Местонахождение не установлено». Прождав девять месяцев(!) мать Юрия обратилась в Харьковскую областную прокуратуру.

-- Я знаю, что моего мальчика нет в живых, иначе он бы непременно отозвался. Прошу, найдите его тело, и главное -- убийц…

А ровно через два дня в прокуратуре появился некий Иван Григоров.

-- Сын вот пропал, а никто не ищет, -- пожаловался посетитель.

По странному совпадению, пропавший Дмитрий Григоров тоже работал в СП «Струма Трейд ЛТД», охранником, и исчез он через три дня после Юрия Зингера. Материалы двух розыскных дел преобразовались в уголовные. По статье 94 -- умышленное убийство. И запоздалое следственное колесо закрутилось, набирая обороты.

Версий появилось предостаточно. Даже при беглом знакомстве с документацией «Струме» было видно, что деятельность фирмы далеко не безупречна. Десятки обманутых представителей заводов, колхозов и прочих организаций осаждали приемную СП, требуя расчета за поставленную продукцию. Масштабы афер впечатляли. Например, только в одной сделке фигурировало 700 тонн похищенного сахара! Фирма умудрилась «кинуть» даже всемогущую чеченскую мафию, дислоцирующуюся в Москве, и чеченцы угрожали расправой. Несколько раз их представители приезжали в Харьков, пытаясь встретиться с Зингером, но Юрий избегал встреч, все переговоры с обманутыми поставщиками вел сотрудник «Струмы» Александр Гриценко. А через некоторое время Гриценко ушел с фирмы и выехал из Харькова. Мнения о нем у сотрудников сложились довольно противоречивые. Интеллигентный вид, корректные манеры. Замечательный семьянин -- безумно любит двоих дочурок и красавицу-жену. Очень состоятельный человек, владеет солидной недвижимостью и несколькими иномарками. На фирму Александр Гриценко пришел рядовым сотрудником, но быстро подчинил себе коллектив и по сути стал единолично управлять предприятием. Зингер пытался роптать, но ему быстро дали понять, кто здесь хозяин. Незадолго до исчезновения Юрия даже в свой кабинет перестали впускать. Когда он пытался туда войти, охранник стеной стоял у двери и советовал Зингеру «сидеть дома».

Бультерьер готов был выцарапать глаза каждому, кто косо посмотрит на хозяина

В свое время взять на работу Гриценко порекомендовал приятель Зингера Скобелкин. При этом заверил Юрия: «Это человек Испанца (криминальный авторитет, чье влияние распространялось не только на харьковский регион, а и на Днепропетровск и Кривой Рог. -- Авт. ), будет решать все твои проблемы».

Откуда Зингеру было знать, что Очкарик (кличка Гриценко в уголовном мире. -- Авт. ) поставил перед Скобелкиным задачу: найти ему толкового бизнесмена, «чтобы сесть к нему на хвост и качать бабки». Скобелкин пожертвовал Юрием.

Гриценко пришел на фирму с личным телохранителем, мастером спорта по боксу Димой Григоровым. Кроме недюжинной силы, тот отличался безграничной преданностью своему хозяину. Он был готов выцарапать глаза каждому, кто косо глянет на шефа. За рьяное служение Очкарику и полное равнодушие к окружающим ему дали кличку Бультерьер.

Запрошенная в милиции ориентировка на «теневого директора» гласила: «Гриценко Александр Васильевич, 1956 г. р. , образование среднее, судим 2. 02. 1994 г. за вымогательство имущества граждан с применением насилия». Проще говоря, за рэкет. Несмотря на серьезность обвинений (уголовное дело, по которому он проходил, состояло из 44-томов) обвиняемый получил просто смешной срок -- 2 года, 1 месяц и 3 дня.

Получив эти данные, прокуратура немедленно объявила Гриценко в розыск, да не просто так, а через Интерпол.

Чем больше информации появлялось у следственной бригады, тем яснее становилась картина. Узнав, что из московской командировки Зингер вез в Харьков 70 тысяч долларов, сыщики заподозрили, что именно эти деньги стали причиной его устранения. Очкарик грязную работу, скорее всего, выполнять не стал, роль палача, по всей вероятности, исполнил Бультерьер. И не исключено, что он подался в бега вместе со своим шефом…

Но зацепиться было не за что. И тут на помощь следствию пришел… Дима Григоров.

Записку с того света отец убитого нашел в своей медицинской карточке

«Начальнику УГО Харькова

В случае моей смерти от рук моих товарищей я, Григоров Д. И. , признаюсь, что по приказу Александра Гриценко убил человека. Труп лежит в подвале дома N 49 по улице Чебышева. Копать в глубину на 2 метра».

Эту записку Иван Петрович Григоров нашел в своей медицинской карточке. Собрался в поликлинику (после пропажи Димы совсем расхворался), стал ее машинально листать, и вдруг -- почерк сына. Прочитал -- и в глазах потемнело…

По указанному в записке адресу тут же выехала опергруппа. Хозяин дома сообщил, что в декабре прошлого года сдавал жилье в аренду молодому человеку. Когда ему предъявили фото Григорова, он опознал в нем своего квартиросъемщика. Правда, жильем тот пользовался всего дней пять и исчез как-то странно -- по-английски, не попрощавшись. Но хозяин не в претензии, деньги ему заплатили наперед.

А через пару часов хозяина в качестве свидетеля пригласили в подвал его дома, где на двухметровой глубине лежало… залитое бетоном тело Зингера.

Экспертиза показала, что смерть Юрия наступила от двух огнестрельных ранений, сделанных из пистолета.

Как выяснилось позже, для убийства Зингера по приказу Очкарика специально сняли дом, в подвале выкопали яму, завезли цемент. Встретив в аэропорту директора с деньгами, привезли его сюда -- «обмыть удачную сделку». Кроме Гриценко и Григорова в пирушке принимали участие еще один сотрудник «Струмы» Троцько и его жена (женщину пригласили, чтобы приготовила ужин).

Когда компания хорошо выпила, Гриценко позвал Зингера в подвал, якобы показать купленное оружие. Едва Юрий спустился туда, идущий следом охранник выстрелил ему в голову.

Пока Дмитрий закапывал труп, Гриценко сообщил Троцько, что они только что убили Зингера. «Не будете болтать -- никто ничего не узнает. А деньги разделим на троих, заберем семьи и свалим за бугор», -- обрисовал коллеге план действий. Но на следующий день все переиграл, решив исключить из доли своего телохранителя. Во-первых, пожалел денег, а во-вторых, посчитал, что ни к чему оставлять в живых свидетеля, даже такого верного, как Бультерьер.

«Братки» часто забегали в морг -- попить чайку

Григорова решили убрать в морге больницы N 2. Эту ответственную работу -- Дима все-таки боксер-профессионал и мог за себя постоять! -- взял на себя общий друг Гриценко и его телохранителя Игорь Пикарский. За пять тысяч долларов. В свое время он, как и Гриценко, был судим за рэкет, но срок получил чисто символический, с отсрочкой приговора. Официально Игорь нигде не работал, но при этом жил очень неплохо. Много времени проводил в «Струме».

В морге у Пикарского работали друзья-санитары -- Игорь Обухов, Алексей Ефименко и Андрей Венгеровский. Последний -- сын известного профессора-патологоанатома. В свое время парень учился в мединституте, но водка сломала его судьбу. Пришлось идти санитаром в морг.

В этом печальном заведении у «братков» было что-то вроде клуба по интересам: и Григоров, и Пикарский забегали сюда попить чайку, пообщаться. Скажете, нормальные люди чаи в морге не распивают? Но ведь нормальные люди и не убивают…

Наверное, Дмитрий очень хорошо знал своего босса и понял, что никакая заграница ему не светит. Готовясь к худшему, он написал записку для милиции, раздобыл охотничье ружье и пистолет.

Когда за Григоровым приехал Пикарский, чтобы отвезти его на работу, у Димы в гостях была девушка. Он попросил ее на всякий случай запомнить номер автомобиля и взял с собой оружие.

Знакомые лица санитаров притупили бдительность телохранителя. А те посмеялись над его вооружением: «Чудик, ты б еще гранатомет с собой взял». Ответить Григоров не успел: выстрел из пистолета оборвал его жизнь.

Санитары морга хорошо знали свое дело, и уже через час в шахте лифта стояла куча пакетов с частями тела Григорова. Целый месяц остатки бывшего дружка они… зашивали в брюшные полости покойников! Для страховки предпочитали тела, подлежащие кремации. Но поскольку такой вид захоронений в Харькове не очень популярен, в конце концов вынуждены были пользоваться и теми, которые предавали земле. В них потом и нашли то немногое, что осталось от Дмитрия Григорова. Чтобы собрать это «немногое» вместе, пришлось по всей области раскапывать и эксгумировать более 30-покойников! Убоповцы делали это ночью, чтоб не шокировать народ.

Преступник «погорел» на мелочи

Поделив деньги, Гриценко и Троцько с семьями уехали в Киев. Убедившись, что их никто не собирается искать, Троцько вернулся домой. А Очкарик тем временем искал теплое место в очень дальнем зарубежье -- в Южно-Африканской Республике. Однако что-то у него с африканским континентом не сложилось, и он приехал в Россию, чтобы раздобыть документы на выезд и проживание с семьей в Голландию.

Гриценко «погорел» на мелочи. Находясь за рулем иномарки, в Екатеринбурге он грубо нарушил правила дорожного движения. Попытался дать российским гаишникам взятку. Те на деньги не купились, зато обратили внимание на временное удостоверение нарушителя и проверили его фамилию через компьютерную сеть ГАИ. «Особо опасный преступник, разыскивается Интерполом», -- высветилось в базе данных. Это был конец…

Приговором Харьковского областного суда санитары Венгеровский и Обухов осуждены к четырем годам лишения свободы каждый, а Ефименко -- к трем. Пикарский получил 15 лет с отбытием первых семи лет в тюрьме. Дело Троцько выделено в отдельное производство. Гриценко приговорен к пожизненному заключению. С приговором он не согласен и пишет многочисленные жалобы…