Події

На высочайшую гору северной америки мак-кинли поднялись двое неходячих российских инвалидов, тренером и напарником которых стал харьковский альпинист

0:00 — 21 червня 2002 eye 559

Покорение вершины высотой 6194 метра в инвалидных колясках считалось почти невозможным

В минувшее воскресенье успешно завершилось уникальное восхождение: все одиннадцать членов команды из России, Киргизии и Украины, среди которых двое инвалидов-колясочников, поднялись на вершину Мак-Кинли. Специалисты называют чудом то, что неходячие альпинисты-спинальники, для которых изготовили специальные инвалидные коляски на лыжах, взобрались на вершину без посторонней помощи, что

Дерзкая идея организовать восхождение неходячих спортсменов принадлежит сыну знаменитого путешественника Дмитрия Шпаро 27-летнему Матвею. Тренировать команду он пригласил своего друга, опытного харьковского восходителя Олега Банаря. Олег старше Матвея на 19 лет, но это не помешало им стать друзьями.

Известно немало примеров, когда альпинисты, утратившие пальцы, руку, ногу и даже обе ступни, возвращаются в горы. Как, например, одноногий американский спортсмен Том Виттейкер, поднявшийся в 1998 году на высочайшую вершину мира Эверест (8848 метров). Протез позволял ему идти. Передвигаться же на коляске по заснеженному склону крутизной более 20 градусов, как сделали спортсмены на этот раз, -- это сродни чуду, заявляют альпинисты. Впрочем, инженерная подготовка позволяла воплощать не менее замысловатые идеи. Так, недавно россияне умудрились подняться на самую высокую гору Кавказа Эльбрус на автомобиле. На вершине была закреплена лебедка, позволившая втащить туда машину.

-- Восхождение на инвалидных колясках также стало возможным благодаря смекалке, -- рассказал по телефону пресс-секретарь московского клуба «Приключение» Вячеслав Винидиктов. Этот клуб, возглавляемый Матвеем Шпаро, организовал экспедицию на Мак-Кинли. -- Коляски закрепили на широких лыжах, чтобы колеса не проваливались в снег и можно было скользить вверх по склону. Инвалид продвигается по веревке, проложенной здоровыми участниками команды. Перебирать по веревке руками не нужно -- используется специальное приспособление с рычагом. Одно перемещение рычага -- и коляска продвигается на 60--70 сантиметров. А скатиться вниз не дает тормозное устройство. Этот способ был испытан на Казбеке экспедицией Матвея Шпаро, в которую вошли инвалиды-спинальники из многих стран СНГ. Испытания прошли успешно, и весной 2000 года Матвей вместе с неходячим инвалидом Игорем Кузнецовым и здоровым спортсменом Борисом Смолиным за 23 дня пересек 600 километров ледяной пустыни в Гренландии. Датские власти сочли эту затею безумной и поначалу запретили поход, но затем, увеличив сумму обязательной в таких случаях страховки в десять раз, дали «добро».

В этом году на Мак-Кинли отправились 11 спортсменов. Меньшей группой справиться было бы крайне сложно, ведь здоровым нужно нести все необходимое для двух неходячих -- 23-летнего Игоря Ушакова из Курска и 44-летнего Григория Царькова из Башкирии. На каждого здорового припало по 150--160 кг груза (одних веревок прихватили 4,5 километра). Так что везти припасы пришлось на санях.

Гора Мак-Кинли, расположенная на Аляске, была выбрана… из-за своей сложности. Покорение этой вершины считается своего рода «лакмусовой бумажкой» альпинистского мастерства. При этом на тамошних ледниках нет очень широких трещин, что позволяет пройти по ним на колясках. Коварство же Мак-Кинли заключается в погоде: днем на солнце стоит 30-градусная жара, по ночам 30-градусный мороз и дуют ураганные ветры. По статистике, там ежегодно гибнут 4--5 человек. В течение месяца, пока наши совершали восхождение, американские рейнджеры провели на Мак-Кинли более десятка операций по спасению альпинистов из других команд.

-- Крутизна склонов не пугала наших, -- продолжает Вячеслав Винидиктов. -- Главным было обходить скалы и места, где коляски Игоря и Григория могли перевернуться. Поэтому пришлось отклониться от классического маршрута, серьезно удлинив и усложнив восхождение. С высоты 4200 до 5200 метров поднимались по необычайно крутому пути -- так называемому Спасительному кулуару. Его обычно используют рейнджеры, чтобы как можно быстрее спустить вниз попавших в беду спортсменов. Наши же шли там вверх. А поскольку за этой, растянувшейся на неделю, эпопеей наблюдали из базового лагеря несколько сотен альпинистов, кулуар сейчас называют Русским. Время покажет, приживется ли это название, но мы намерены официально задокументировать преодоление не хоженого прежде маршрута к вершине. Кстати, по провешеным нашей командой веревкам по кулуару поднялись несколько альпинистских групп: им было интересно опробовать новый путь.

Восхождение проходило в очень сложных условиях. Вот несколько строк из дневника Олега Банаря, переданного на «большую землю» и напечатанного в «Комсомольской правде»: «Погода меняется по нескольку раз в день. Альпинисты готовятся к худшему: вырезают из снега блоки и стоят стены, защищающие от ветра, роют пещеры. Мы миновали несколько таких лагерей. Они как старые крепости, разрушаемые ветрами и солнцем… »

Ради спинальников последний штурмовой лагерь был разбит на 700 метров выше, чем это принято на Мак-Кинли -- на высоте 5900 метров. Это позволило даже с меньшей скоростью за световой день достичь вершины и вернуться в лагерь. К слову, там нельзя было использовать палатки -- их моментально унесло бы непрекращающимся на той высоте ураганным ветром. Поэтому пришлось рыть пещеры в снегу и провести в них две ночи.

Экспедиция продолжается -- ребята еще не спустились к подножью горы. Для колясочников это не менее сложно, чем восхождение.