Новые фракции и межфракционные объединения в Верховной Раде «растут», как грибы после дождя
На сегодняшний день в парламенте зарегистрировано 12 фракций и групп (вместо шести, представлявших шесть победивших на выборах политических сил) и два межфракционных объединения. Последние -- это что-то вроде клуба по интересам, объединяющего депутатов из разных фракций, которые все равно остаются в составе своих постоянных «команд».
Шесть новых формирований (фракций и групп) возникли на базе экс-мегафракции «Единая Украина», которые, однако заключили договор о вхождении в общую коалицию. Еще одна депутатская группа, под руководством вице-спикера Верховной Рады предыдущего созыва Степана Гавриша, -- это анонсированное с самого начала работы нового парламента объединение внефракционных (в том числе, покинувших фракции) депутатов. Но законодательный орган страны, естественно, занят не только продолжением собственной структуризации. Среди прочего, например, парламентарии проголосовали за досрочное прекращение депутатских полномочий Виктора Медведчука.
Естественно, в данном случае речь идет не о скандале, а об официальном подтверждении сложения полномочий в связи с получением поста главы Администрации Президента. Новым лидером фракции СДПУ(о) стал Леонид Кравчук. Первый президент Украины в прежнем созыве Верховной Рады заслуженно пользовался славой политика взвешенного и мудрого, вызывающего невольную симпатию даже у тех, кто раньше его недолюбливал. Слово для выступлений он брал редко, но, как говорится, метко, словно подчеркивая: в мелкой тактической возне он участия принимать не собирается, с него вполне достаточно пожизненного звания первого президента. Роль же руководителя фракции предполагает несколько иной характер поведения. Впрочем, вполне возможно, что изменится не только Леонид Кравчук, но и, в связи с его избранием, сам «парламентский портрет» отечественных объединенных эсдеков.
Итак, фракции «Регионы Украины», «Промышленно-Трудовая Украина», фракция Народно-демократической партии, «Аграрии Украины», а также группы «Народовластие» и «Европейский выбор» являются порождениями экс-мегафракции «Единая Украина». Публично называется следующая причина «почкования»: огромной фракцией труднее руководить сугубо технически. Новообразованные же подразделения куда мобильнее, да и договор, декларирующий их сотрудничество, действительно существует. Но практически никто из лидеров новых формирований не скрывает -- интересы могут расходиться, фракции будут действовать достаточно автономно.
В свете этих событий, естественно, у тех, кто интересуется политическими процессами, напрашивается вопрос: а как дела у второй мегафракции, «Нашей Украины»? Собирается ли она, так сказать, разбегаться? С одной стороны, по крайней мере, сейчас никто не говорит о реальной подготовке к вычленению из «НУ» отдельных фракций. С другой стороны, потенциальные возможности «развести по квартирам» тоже достаточно разношерстное формирование, конечно же, есть. И в том, и в другом случае неприятно положение искреннего и в чем-либо убежденного избирателя: голосовал за одно, а не успел оглянуться -- получил букет направлений и названий на любой вкус Но тут уже претензии к совершенству наших законов и степени политической структуризации общества.
Как бы особняком среди новообразований стоит группа «Демократические инициативы». Ее лидер Степан Гавриш декларирует некий независимый путь -- без присоединения к условному лагерю власти или к условному же лагерю оппозиции. Здесь интересно, что в состав этого депутатского объединения входит такая серьезная фигура отечественного политикума, как Иван Плющ, долго и осторожно выбиравший в нынешнем созыве «место дислокации». Довелось услышать мнение, что «Демократические инициативы» могут впоследствии создать на своей базе партию, а популярный и опытный Иван Степанович явит стране то ли «третью силу», то ли (позволим себе помечтать) настоящую правую национал-демократическую партию.
Помимо этого, в Верховной Раде появилось два межфракционных объединения -- «Депутаты-чернобыльцы» и «Электронная Украина», смысл названия которой пока не совсем понятен. Вообще, названия большинства парламентских фракций достаточно похожи и, главное, обтекаемы. Эдакая «наша единая трудовая региональная и аграрная Украина». Хватает и слов «народная», «народный». Все очень пафосно и не совсем внятно с точки зрения, скажем, человека, «испорченного» столетиями последовательной демократии и понимающего, что именно предлагают и чем отличаются консерваторы, республиканцы и прочие либералы