Політика

Валерий хорошковский: «у меня не было ни связей, ни громкого имени… »

0:00 — 12 березня 2002 eye 269

Тем не менее, в 30 лет он уже работал в правительстве. И вынес исполнительному аппарату свой диагноз: «Они живут спаянной кастой, неспособной эффективно распорядиться даже тем, чем завладели за последние десять лет, поскольку капитал достался им не в честной конкурентной борьбе, а по факту принадлежности к касте»

В седьмом классе Валера Хорошковский неожиданно для своих родителей перешел из одной киевской школы в другую. «Я всегда хорошо учился, но тот сентябрь стал для меня провальным. Не было интереса к учебе. Я понял, что нужна другая школа, с сильным преподаванием». Отец с матерью удивились: сын думает и поступает как взрослый.

Хорошковский, сидя в своих «Жигулях», получал за каждую машину деньги и складывал их в картонный ящик

Впоследствии у родителей было много поводов удивляться поступкам сына. После окончания школы в 1986 году Валерий решил поступать не в вуз, а стал учеником токаря на заводе «Арсенал». И уже оттуда призывался в армию. Отслужив положенные два года, Хорошковский вернулся в Киев с твердыми намерениями получить достойное образование: «Я ни одного дня не гулял после армии, сразу сел за учебники и не успокоился, пока не сдал все экзамены на пятерки». Так Хорошковский стал студентом юрфака Киевского университета имени Шевченко. А вскоре еще и молодым папой: после вступительных экзаменов Валера познакомился с Леной. В апреле они поженились, а еще через год у них родился сын.

«С первого курса я подрабатывал юрисконсультом в турагенстве. Потом меня взяли замдиректора по снабжению в солидный кооператив, -- вспоминает Хорошковский. -- Мы делали станки для отливки пластмассовых форм. В поисках нужных деталей я мотался по Союзу и знакомился с нужными людьми».

Когда хозяина кооператива от непривычки к большим деньгам «заштормило», коллектив в полном составе уволился и организовал производство на соседнем заводе. А Хорошковского они выбрали председателем. «Это были немалые деньги, -- вспоминает Валерий. -- Но производство интересовало меня не слишком -- надо было двигаться дальше».

К началу 92-го года общее экономическое пространство бывшего СССР покрылось волдырями безнадежных долгов. Тут-то и пригодились Хорошковскому знакомства со снабженцами, но теперь уже СНГ. Основав с партнерами фирму «ВИИПИ», он стал скупать долги предприятий и «закрывать» их через многоступенчатые схемы бартерных взаимозачетов. Хорошковский вошел в режим вертикального взлета: расписывал дни по минутам, менял самолеты как такси. Как должное воспринимал по шесть перелетов в сутки. По двадцать часов за рулем…

На Горьковский автозавод он привозил по три-четыре «Икаруса», набитых киевскими таксистами. Таксисты садились на новехонькие «Волги» и колонной в двести машин, возглавляемой самим Хорошковским, двигались на Киев. Вездесущие рэкетиры колону «не замечали» -- машины двигались с неотвратимостью танков… В Киеве выруливали на огромную автостоянку. Хорошкоский, сидя в своих «Жигулях», получал за каждую машину деньги и складывал их в картонный ящик. Затем с этим ящиком ехал отсыпаться домой. И так -- полтора года.

К концу 93-го года он задумал снять офис в гостинице «Национальная», принадлежавшей Управлению делами Верховной Рады Украины. В то время в «Национальной» размещались посольства стран -- членов НАТО, представительства международных корпораций и многих престижных фирм. «У меня не было ни связей, ни громкого имени, -- рассказывает Хорошковский, -- а без них в серьезном бизнесе делать нечего. Я вышел на управделами Верховной Рады, и он мне сказал: «Ваше дело нереально». Но один из моих университетских преподавателей в прежние времена был помощником у Щербицкого. Он мне и дал координаты директора гостиницы Михаила Юрьевича Стригуна. И я пошел к Стригуну».

Видимо, Михаилу Юрьевичу интуиция подсказала, что из этого молодого человека будут, как говорят, люди. Он увидел в Хорошковском перспективного стратега, заряженного на вертикальный взлет. И ему сдали под офис 102-й номер гостиницы.

В 1996 году Хорошковский побывал почти в ста странах: «Я хотел посмотреть, как у них там все работает… »

Для Хорошковского наступило время серьезных дел. Экспорт металла. Окончание университета. Импорт мебели. Защита диссертации. Фондовый рынок. Работа над докторской. Банковские операции.

В 1996 году Хорошковский взял отпуск и исколесил всю планету, побывал почти в ста странах. «Я хотел посмотреть, как у них там все работает… » Вернувшись, Хорошковский решил пойти во власть. Молодой бизнесмен стал советником правительственного секретаря, затем помощником премьер-министра Валерия Пустовойтенко.

В исполнительных структурах Хорошковский не задерживался -- слишком затхлой и косной оказалась атмосфера тамошних коридоров. К концу первой недели он столкнулся в коридоре с одним из министров. «Что-то раньше я вас не видел», -- сказал министр. Валерий пояснил, что принят недавно. -- «То-то я вижу -- глаза живые, -- хмыкнул министр. -- Но ничего, подсядут».

Дожидаться, пока сбудется министерский прогноз, не хотелось. Теперь, когда он своими руками прощупал механизм принятия правительственных решений, Хорошковский вынес исполнительному аппарату свой диагноз: «Они уже никогда не освоят современные методы и стиль руководства. В том числе в силу таких банальных причин, как возраст, образование, воспитание… Они живут спаянной кастой, неспособной эффективно распорядиться даже тем, чем завладели за последние десять лет, поскольку капитал достался им не в честной конкурентной борьбе, а по факту принадлежности к касте. Да, они тонкие психологи, способные за секунду определить реальный вес человека. «Вхож -- не вхож» -- это вообще на уровне подсознания. Но менеджеры они посредственные, аналитики вообще никудышные… ».

«Решение основных политических и экономических проблем Украины зависит от того, насколько быстро и безболезненно власть в стране перейдет в руки нового поколения политиков, -- вот что понял для себя Хорошковский. -- Политиков, для которых либеральные ценности -- не очередная доктрина, а свод естественных прав».

Сформулировав основные постулаты поколенческой идеологии за два месяца до выборов 1998-го года Хорошковский сходу вступает в предвыборную борьбу за мандат народного депутата. И побеждает. В Красноперекопском округе, традиционно ориентированном на коммунистов за малоизвестного бизнесмена, идущего под флагом непопулярной в Крыму Народно-демократической партии, проголосовали впятеро больше, чем за его основного соперника -- председателя Верховного Совета Крыма Супрунюка.

«Заниматься проблемами, которые меня реально волнуют, удобнее в кругу настоящих единомышленников»

В Верховной Раде Хорошковский работал секретарем, затем заместителем председателя бюджетного комитета. Достижения свои оценивает неоднозначно (»с бюджетным кодексом мы, похоже, поторопились»), однако в целом считает, что в бюджетной сфере нынешний созыв парламента сделал немало. Но участие в партийной деятельности принесло разочарование. «Все попытки реформировать НДП, придать ей современный и динамичный облик заканчивались ничем. Даже принятые решения убирались под сукно. В результате я пришел к выводу, что заниматься проблемами, которые меня реально волнуют, удобнее в кругу настоящих единомышленников».

Они, его команда, и помогли осуществить несколько лет назад «захват» «Укрсоцбанка». Просто они давно планировали стать владельцами одного из банков с развитой сетью клиентских отделений. И выбор пал на «Укрсоцбанк» -- открытое акционерное общество с ослабленным менеджментом и явно заниженным уставным капиталом. Вероятно, учредители не учли, что агрессивный акционер путем скупки уставного капитала сможет приобрести контрольный пакет акций. Что и было аккуратно и неспешно сделано Хорошковским… Сегодня журнал «The Bankers» признал «Укрсоцбанк» самым успешно развивающимся банком Украины.