Україна

Гражданам украины и стран восточной европы, пострадавшим от нацизма в годы войны, германия выплатит компенсации на сумму более 5 миллиардов евро

0:00 — 13 березня 2002 eye 5353

В то время как бывшие узники концлагерей и подневольные рабочие, проживающие в Западной Европе, уже получили 120 миллиардов марок

Уже более полугода проводятся выплаты компенсаций от Германии бывшим узникам концентрационных лагерей и подневольным рабочим. К сожалению, этот процесс продвигается довольно медленно. Немецкий фонд «Память, ответственность и будущее» передает деньги небольшими частями и только после тщательной проверки списков претендентов, поданных Украинским национальным фондом «Взаимопонимание и примирение». Стоит учесть, что по немецкому закону размеры компенсации для каждой категории пострадавших и общая сумма выплат закреплены в немецких марках. Однако выплачиваются они в евро по курсу, установленному Европейским центральным банком. О том, как проходят выплаты и какие проблемы возникают в связи с этим, «ФАКТАМ» рассказывает председатель Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» Игорь Лушников.

«После поступления денег из Германии в украинский банк претенденты должны получить компенсации в течение месяца»

-- Сколько человек в Украине уже получили компенсации?

-- 24 января поступило 40 миллионов евро для выплаты компенсаций 35104 жителям Украины, которые во время войны были угнаны нацистами в Германию. Кроме того, уже в этом году мы передали немецкому фонду очередной список на выплату 42 тысячам человек. Деньги для них должны поступить в Украину 7--10 марта. Таким образом, с учетом прошлогодних траншей около 100 тысяч пожилых людей уже получили компенсацию либо получат в ближайшие дни, а еще 42 тысячам человек деньги выплатят в течение одного-трех месяцев.

-- В последнее время получила распространение информация, что ваш фонд и украинские банки «прокручивают» через коммерческие структуры деньги жертв нацизма и таким образом зарабатывают, в то время как старики не могут дождаться своих компенсаций.

-- Чтобы стала понятна необоснованность этих слухов, расскажу, каков путь средств от немецкого фонда «Память, ответственность и будущее» до конечного получателя. Согласно договорам с немецкой стороной, максимальный срок выплаты компенсации составляет три месяца со дня поступления средств в Украину. Деньги направляются сразу на счет фонда для каждого конкретного получателя, указанного в списке, поданном нами и утвержденном немецким фондом. Но это не значит, что все это время средства находятся в распоряжении банкиров. Согласно договорам между украинским фондом «Взаимопонимание и примирение» и коммерческими банками, уполномоченными выплачивать компенсации жертвам нацизма, люди должны получить свои деньги не позднее, чем через месяц после поступления средств из Германии.

Такие сроки оправданы тем, что выплатить деньги всем людям в первый же день технически невозможно. Для примера приведу случай, происшедший в Запорожье. Там областное отделение «Ощадбанка» пригласило одновременно 400 граждан, при том что реально могло обслужить за один день не более 40 человек. Естественно, люди, съехавшиеся со всей области и не получившие обещанных денег в этот день, были возмущены.

Поэтому теперь работники банков, чтобы не создавать ажиотаж, составляют графики (в зависимости от числа претендентов) и в течение первого месяца после получения средств из-за рубежа приглашают письмом каждого человека на определенный день. Если в течение этого срока гражданин, которому было отправлено приглашение, не явился в банк, то информация об этом поступает в областное отделение украинского фонда, после чего наши сотрудники начинают розыск получателя.

«Средства для наследников будут направлять в два этапа: сначала 65 процентов суммы, а затем еще 35 процентов»

-- А как быть, если к моменту поступления денег в Украину человек, которому они предназначаются, уже умер?

-- Это довольно сложный вопрос, поскольку есть принципиальные противоречия между немецким законом о выплатах и национальным законодательством в отношении права наследования. Эти противоречия только усложняют работу нашего фонда, так могут стать причиной многих судебных процессов. До последнего времени мы пытались урегулировать эту проблему с немецкой стороной на законодательном уровне. Но…

После долгих переговоров и совещаний все же удалось достичь определенного соглашения, и мы, наконец, приступаем к назначению выплат наследникам.

Напомню, что право на получение компенсационной выплаты за претендента, умершего после 15 февраля 1999 года, в соответствии с законом ФРГ, имеют в равных частях его жена (муж) и дети. Если супруг (супруга) и дети уже умерли, право на выплату в равных долях имеют внуки. Если и их нет, -- братья и сестры, также в равных частях. В случае неподачи заявления и этими людьми, право на получение выплаты имеют лица, указанные в завещании.

Если претенденту на основании поданных им документов была назначена выплата, деньги уже перечислены в Украину и находятся в банке, но человек умер, не успев их получить, -- компенсацию могут получить правопреемники. Для этого они должны срочно(!) подать в областное отделение Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» заявление, копию свидетельства о смерти, копии документов, подтверждающих степень родства, или копию завещания, если нет никого из родственников. После принятия фондом соответствующего решения и передачи его в банк правопреемнику будет направлено приглашение для получения выплаты.

Правопреемники тех лиц, которые скончались до перечисления средств в Украину, получат деньги за умерших после завершения выплаты первой части (65%) положенной суммы всем основным категориям претендентов. Средства для наследников также будут направлять в два этапа: сначала 65% суммы компенсации, а затем 35%. С этим еще можно согласиться.

Но проблема в том, что наследникам второй группы мы тоже не можем выплатить деньги, несмотря на то, что средства уже находятся в Украине. По утвержденной немецким законом процедуре наследники должны подтвердить свое право на эти средства, после чего документы снова направят в Германию на рассмотрение. Я считаю, что это несправедливо, неоправданно и приводит только к дополнительному затягиванию процедуры выплаты компенсаций.

«Если предприятие уже выплатило бывшему узнику 10 тысяч марок, а по закону ему положено 15, то от немецкого фонда он получит только 5 тысяч»

-- Некоторые предприятия Германии оказывают гуманитарную помощь бывшим подневольным рабочим. Связаны ли эти выплаты с немецким фондом «Память, ответственность и будущее»?

-- Еще задолго до создания федерального фонда два крупных немецких концерна «Сименс» и «Фольксваген» решили оказать помощь бывшим подневольным рабочим, чей труд они использовали в годы войны. Хочу отметить, что они проводят выплаты самостоятельно и наш фонд не имеет к ним никакого отношения. Однако в немецком законе указано: если человек получил деньги от предприятия, то он может претендовать только на ту часть компенсации от Германии, которая превышает полученную им сумму. Например, концерн «Фольксваген» выплатил бывшему узнику 10 тысяч немецких марок. По закону ему положено 15 тысяч от фонда «Память, ответственность и будущее», но он получит только 5 тысяч, так как остальные деньги ему уже выплатило предприятие.

Но такой порядок взаимозачетов распространяется только на компенсации, которые платят промышленные предприятия. Деньги, выплачиваемые бывшим жертвам нацизма общественными организациями Германии, муниципалитетами, церковными общинами, не связаны с компенсациями из федерального фонда.

-- Сейчас в некоторых СМИ разные организации и частные адвокаты предлагают помощь в поиске необходимых документов и получении компенсаций от Германии. Имеют ли они на это право и стоит ли людям пользоваться их услугами?

-- Юридически любой адвокат может предлагать подобные услуги. Но за них придется платить. А в немецком законе сказано, что все затраты, связанные с адвокатами и нотариусами, не возмещаются. Причем то, что человек действительно получит помощь, очень сомнительно. Я вообще не знаю, как адвокат может помочь в поиске документов в Германии.

Действительно, поиск подтверждающих документов очень долгий и трудоемкий процесс. Но последние несколько месяцев он начал продвигаться быстрее. Дело в том, что раньше все запросы в международную службу розыска Красного Креста в городе Арользен составляли и отправляли на специальных бланках, утвержденных данной службой. Бумаги скапливались, процесс поиска документов в архиве занимал месяцы, а то и годы. Сотрудники этого учреждения постоянно ссылались на недостаток рабочих рук и техники. В итоге летом прошлого года штат сотрудников увеличили на 40 человек. Более того, изменена форма подачи запросов, что существенно ускорило процесс поиска.

Теперь, собрав определенные сведения о человеке, ищущем архивные документы, мы направляем в Арользен информацию в электронном виде. Там ее вносят в базу данных и проверяют. В течение двух месяцев немецкий архив должен дать ответ. Если факт пребывания человека в Германии подтвердился, данные направляются к нам. Если же никаких упоминаний о гражданине в архиве не найдено, информацию направляют в Кельн, в Координационный центр, а оттуда через систему «Бундесархива» -- по всем местам, где человек работал в годы войны и где могли сохраниться какие-либо документы. Это земельные, муниципальные и заводские архивы. Если найдена хотя бы зацепка, но не хватает информации, мы теперь можем в кратчайшие сроки по электронной почте узнать, какие данные обнаружены, и предоставить дополнительные сведения.

Поэтому я сомневаюсь, что какой-либо адвокат сможет провести такую работу в кратчайшие сроки. Хотя каждый человек волен сам принимать решение.

«После Нюрнбергского процесса Сталин заявил, что победителям не нужны компенсации от побежденных»

-- Насколько мне известно, выплата компенсаций жителям европейских государств проводилась десятилетиями и они получили значительно больше, чем сейчас получают наши сограждане. Почему вопрос о компенсации жителям бывшего СССР возник только через пятьдесят лет после Победы, когда большей части пострадавших уже нет в живых?

-- Чтобы ответить на ваш вопрос, обратимся к истории. В 1946 году Международный трибунал стран антигитлеровской коалиции в Нюрнберге признал использование нацистской Германией принудительного труда иностранных граждан преступлением против человечества. Трибунал потребовал от Германии выплатить компенсацию гражданским лицам, насильственно вывезенным с оккупированной территории. Кроме того, государства-победители потребовали от Германии репарации, то есть возмещения затрат, связанных с ведением боевых действий. Из этих средств должны были выплачиваться и компенсации пострадавшим.

Однако тогдашнее руководство СССР отказалось от своей части репарации в пользу недавно образованной ГДР. Сталин заявил, что победителям не нужны компенсации от побежденных. Отказ был официально оформлен и имеет юридическую силу.

Кроме того, не стоит забывать, что почти все люди, угнанные нацистами в Германию, по возвращении в СССР объявлялись изменниками родины и чаще всего оказывались в сибирских лагерях. Да и о каких денежных выплатах советским гражданам от капиталистической Германии могла идти речь в условиях холодной войны, борьбы идеологий и опустившегося «железного занавеса»?

В послевоенный период страны Западной Европы получили от ФРГ -- правопреемницы Третьего рейха -- в качестве компенсации, приблизительно 120 млрд. немецких марок. Кроме того, созданный в 1949 году Комитет материальных претензий евреев к Германии за все это время также получил около 120 млрд. марок.

Разговоры о выплате компенсаций жителям СССР начались как раз накануне развала государства. Инициатива исходила от общественных организаций жертв нацизма. В результате в качестве одноразовой гуманитарной помощи ФРГ выделила 1 млрд. немецких марок для выплаты жертвам нацизма, проживающим на территории СССР. Этот процесс начался в 1992 году.

P. S. По мнению историков, Германия дала согласие на выплаты накануне разрушения Берлинской стены. То есть это была плата за согласие СССР на объединение Германии. Многие видные политики сегодня говорят, что если бы наше тогдашнее руководство заняло принципиальную позицию и потребовало значительно увеличить сумму компенсации, то Германия пошла бы на это. В результате наши соотечественники вместо 400--600 марок получили бы достойные выплаты еще в начале 90-х годов и вопрос о создании немецкого фонда и дополнительных компенсациях никогда бы не возник.