Такое решение вынес Административный суд ФРГ, тем самым поставив точку в нашумевшем деле бывшего немецкого канцлера Гельмута Коля
Незаконно добытые записи телефонных разговоров, а также данные, полученные с помощью подслушивающих устройств, не могут быть обнародованы и не должны рассматриваться в качестве аргумента для решения споров. К такому решению пришли представители одной из высших юридических инстанций Германии -- Административного суда ФРГ -- после почти двухгодичного следствия по делу бывшего немецкого канцлера Гельмута Коля. Оппоненты Коля утверждали, что в самое ближайшее время следует рассекретить данные, собранные разведкой ГДР (ШТАЗИ) на тогдашнего западногерманского политика. Досье разведчиков представляло собой расшифровки телефонных разговоров Коля, а также целый ряд магнитофонных записей, сделанных с помощью многочисленных «жучков», установленных шпионами в его канцелярии. По некоторым сведениям, публикация архивов ШТАЗИ могла бы пролить свет на финансовую деятельность кабинета Коля. Кое-кто из бывших чиновников ГДР утверждал даже, что благодаря этим материалам экс-канцлеру можно было предъявить обвинения в финансовых махинациях.
Однако судья, вынесший решение по делу Коля, заявил, что Германия -- демократическое европейское государство, которое неуклонно соблюдает нормы международного права. «Компромат на Коля был добыт нечестным путем, -- сказал он. -- Поэтому такие свидетельства, как и анонимки, приниматься во внимание не должны. Я надеюсь, что представители закона в странах, считающих себя цивилизованными и демократическими, поступят точно так же».
Министр внутренних дел Германии Отто Шилли отметил, что суд еще раз доказал незыблемость тайны телефонных разговоров и тайны переписки. «Публикация досье на Коля стала бы прямым вмешательством в его личную жизнь, а это преследуется по закону», -- добавил он.
В июле прошлого года Коль уже выиграл судебное дело против своих оппонентов, призывавших расправиться с ним путем публикации. Предполагалось напечатать расшифровки стенограмм одного из тайных заседаний партии экс-канцлера. «Это вообще нонсенс, -- заявил тогда судья Курт Фишмайер. -- Закон не должен скатываться до того, чтобы идти на поводу у преступников. А те, кто подслушивает и подглядывает, -- преступники». В ноябре 2001 года в немецкой прессе даже прозвучал призыв судить людей, руководивших процессом «подслушивания и подглядывания». «Если спустить это дело с рук, никто не будет застрахован, что завтра ваша болтовня с соседом не станет достоянием общественности!» — возмущенно заявляла влиятельный немецкий адвокат Карина Штокманн. Коль же решил пойти дальше. «Решение Административного суда обжалованию не подлежит и может послужить образцом для других государств, -- заявил он на пресс-конференции в Берлине. -- Честный человек не должен бояться, что его секретные разговоры когда-либо предадут огласке».
Любопытно, что менее месяца назад олимпийская чемпионка по фигурному катанию немка Катарина Витт также выиграла судебное дело против нескольких изданий, планировавших опубликовать данные на нее, подготовленные агентами ШТАЗИ. Спортсменка потребовала официально признать ее «жертвой спецслужб ГДР». Берлинский суд постановил, что обнародование секретных материалов о знаменитой фигуристке стало бы прямым нарушением ее гражданских прав.