Події

Найдя на берегу реки останки мамонта, криворожский художник-пенсионер решил продать их за десять тысяч долларов

0:00 — 14 березня 2002 eye 1365

Узнав, что по закону вознаграждение ему не полагается, он… отказался раскрыть тайну местонахождения ископаемого

Однажды вечером в Криворожский краеведческий музей пришел интеллигентного вида мужчина и предложил купить у него… скелет динозавра, местонахождение которого известно ему одному. Опешив от столь кощунственного предложения, экскурсовод в сердцах воскликнула, что ему за это и двух рублей никто не даст. Ибо находка по закону принадлежит государству, и он как сознательный гражданин должен безвозмездно указать место, где найдена ценная реликвия. «В крайнем случае, -- добавила, смягчившись, экскурсовод, -- под экспонатом повесят табличку с вашей фамилией или даже портретом».

Однако столь блестящая перспектива быть увековеченным вместе с останками древнего ящера посетителя, видно, не прельстила. Оставив свой домашний адрес в музее, он удалился, напомнив, что покажет свою добычу только за очень большие деньги…

«Случая заполучить полный скелет мамонта мы ждали более сорока лет!»

-- Мы поехали к мужчине домой, чтобы узнать место, где он нашел останки животного, и определиться, связана ли эта находка с деятельностью древнего человека на Криворожье, а также договориться о безвозмездной передаче экспоната в музей, -- рассказал «ФАКТАМ» заведующий отделом охраны памятников Криворожского историко-краеведческого музея Александр Мельник. -- Оказалось, что Николай Николаевич -- довольно известная в городе личность. Он художник-дизайнер, закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. В городе проводились его выставки, о нем часто писали местные газеты как о талантливом резчике по дереву.

Вообще-то художники -- люди не алчные, и мы решили, что без труда найдем с ним общий язык. Однако весь разговор, который мы вели при свидетелях, сводился у него к тому, что, дескать, все вокруг грабят и воруют, а он «по-честному» хочет воспользоваться выпавшим ему шансом разбогатеть. Говорил, что на Западе его уже бы засыпали долларами. Я ему отвечал, что на Западе, может быть, и по-другому, но у нас пока еще действует закон, согласно которому все, что находится в недрах, является собственностью государства. Тем более, что он нашел это не у себя на огороде.

Потом я попросил показать «товар», и он вынес эту кость. Видно было, что позвонок извлечен из культурного слоя -- еще земля была плохо отмыта. Но самое ужасное -- на нем виднелись следы от ударов острым предметом! Очевидно, когда Николай Николаевич выкапывал кость, то повредил ее лопатой.

-- Это были действительно останки динозавра?

-- Об этом не могло быть и речи! Он ошибся. Динозавров на Днепропетровщине пока не находили, это не тот геологический горизонт. Это классический мамонт -- специалисты уже определили однозначно, потому что кость не закаменела, сохранилась костная эмаль. По моим подсчетам, ей двадцать тысяч лет, конец ледникового периода, эпоха позднего палеолита. Для нас эта находка интересна тем, что представился, наконец, случай получить полный скелет мамонта, а этого мы ждали более сорока лет!

Ведь найденные еще до войны на Криворожье останки мамонта увезли специалисты ленинградских и московских институтов. В 60-х годах после «ударного» строительства Христофоровского завода огнеупорных материалов работники музея смогли собрать лишь единичные фрагменты мамонта и шерстистого носорога.

В 1957 году в районе 5-го Заречного микрорайона, возле реки Саксагань, в песчаном карьере был найден костяк динотерия гигантума, предшественника мамонта. К сожалению, бульдозерист, «выполняя план по песку», не остановил машину, и ножом бульдозера «нарезал» скелет ископаемого на куски по 10--20 сантиметров, после чего все эти части развезли с песком по разным строительным площадкам.

Доцент кафедры геологии Криворожского горного института Леонид Белокрыс, который очень много занимался палеонтологией края, собрал эти фрагменты буквально по кусочкам. Но о полном восстановлении скелета не могло быть и речи.

Таким образом, у нас было пять случаев, когда скелеты древних ископаемых были утеряны безвозвратно. И тут вдруг такая удача! Ведь, если я не ошибаюсь, в Украине полный скелет мамонта представлен лишь в Палеонтологическом музее в Киеве. Мы могли бы привлечь специалистов, которые реконструировали бы скелет, а потом выставили его на всеобщее обозрение, как это делается в центральных зоологических музеях разных стран.

Но прежде чем сказать, где он нашел останки мамонта, Николай Николаевич выдвинул нам свои условия. Он заявил, если мамонт окажется с черепом, то мы должны будем заплатить ему за информацию десять тысяч долларов, а если без черепа -- то только пять. Я ему объяснил, что получаю 150 гривен в месяц, и при всем желании такие деньги мне взять неоткуда…

Обладатель уникальной находки пошел ва-банк, решив, что город примет все его условия

Увидев, что никто не спешит выкупить у него драгоценные кости, продавец сбросил цену. В следующий приезд представителей музея он уже предлагал один фрагмент мамонта за 200 долларов или оптом три кости за пятьсот. Однако остальной «товар» -- ребро и фрагменты бедра -- только описал на словах, намекнув, что покажет их, если увидит деньги.

Пытаясь найти выход из положения, Александр Мельник обратился в горисполком с просьбой профинансировать «выкуп» информации. Дескать, художник, конечно, не прав, но пострадает ведь в конечном результате наука. В горисполкоме в положение вошли и пообещали найти возможность выделить премию в 500 гривен «за добровольную передачу» ценного экспоната городу. Но когда археолог поехал к художнику с этим радостным известием, Николай Николаевич заявил: по его данным, «почивший в бозе» мамонт стоит не менее 10 тысяч долларов.

На переговоры к несговорчивому художнику отправились первые лица города, пекущиеся о сохранении памятников старины. Однако, увидев такой ажиотаж вокруг доисторического животного, пенсионер решил, что находка, наверное, действительно стоит больших денег и пошел ва-банк, решив, что город примет все его условия.

-- Очевидно, он думал, что там есть слоновая кость, которая представляет ценность, -- продолжил Александр Александрович. -- Но в качестве поделочного материла ценится пролежавшая в вечной мерзлоте живая кость, с которой можно работать. А извлеченная из земли на поверхности очень быстро сохнет и разрушается. В любом случае шансы нелегально продать целый скелет мамонта заграничным покупателям у него были минимальными. Как бы они провезли кости мамонта, одно бедро которого размером с письменный стол, через таможню? А среди «новых украинцев» я что-то не встречал ни одного бизнесмена, который бы мечтал заполучить в свою коллекцию фрагмент скелета мамонта невероятных размеров. В каком бы интерьере он ее пристроил?

Несмотря на доводы и увещевания ученых, обладатель находки стоял на своем. Потом, очевидно, поняв, что больших денег музей не достанет, перестал идти на всякие контакты, заявив, что уже нашел богатых покупателей через Интернет. Опасаясь, что пенсионер продолжит «самопальные» раскопки, которые могут уничтожить уникальную находку, представители музея обратились в районную прокуратуру с просьбой привлечь «похитителя мамонта» к ответственности за нарушение Закона «Об охране памятников истории и культуры».

«К сожалению, на сегодняшний день эта находка считается безвозвратно утерянной»

В Центрально-Городской прокуратуре Кривого Рога, сказав, что подобного прецедента еще не было ни в городе, ни в области, самым серьезным образом взялись за «расхитителя государственной собственности».

-- Сначала Николай Николаевич заявил о материальных претензиях: мол, он отдаст музею фрагменты мамонта только за материальное вознаграждение, -- рассказала «ФАКТАМ» помощник прокурора Центрально-Городского района Яна Явтушенко. -- Но мы ему пояснили, что находка является историко-культурной ценностью и принадлежит государству. Ее удержание у себя является преступным действием, за что можно привлечь к уголовной ответственности.

После того как мы прочитали ему статью 193 УК Украины (»присвоение лицом найденного или такого, что случайно оказалось у него, чужого имущества, которое имеет особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, а также клада») -- карается штрафом до 50 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или арестом сроком до 6 месяцев), он сказал, что все отдаст. Однако работники музея вскоре сообщили, что позвонок он так и не отдал, после чего мы отправили все материалы по подследственности в милицию.

Вскоре и работники музея, и сотрудники правоохранительных органов перестали что-либо понимать в этой истории. Художник то говорил, что места «упокоения» мамонта не знает, поскольку он лишь посредник между музеем и группой каких-то бомжей, нашедших и поручивших ему продать скелет. То уверял, что искать уже нечего, поскольку к нему приехали бандиты, угрозами вынудили показать место, где находятся фрагменты мамонта, и выкопали их оттуда сами.

-- Может быть, он уже проконсультировался с грамотным юристом, посоветовавшим, как в таком случае избежать ответственности, и вскоре ситуация выглядела так, что мамонт чуть ли не является плодом его воображения! -- говорит Александр Мельник. -- Однако факт находки утаить было уже невозможно -- мы ее видели собственными глазами, кроме того, художника вместе с позвонком мамонта сфотографировал фотокорреспондент одной из местных газет. Участковые, которые стали ходить к Николаю Николаевичу домой, смогли изъять позвонок то ли со второй, то ли с третьей попытки. Остальные фрагменты скелета в сарае найдены не были.

-- А был ли вообще мамонт, Александр Александрович?

-- Когда он собирался продать нам всего мамонта целиком, он подробно описал несколько главных фрагментов скелета -- с подробностями, которые не может знать простой любитель зоологии. Скорее всего, скелет существует. Если судить по прецедентам, которые были раньше, он может находиться в береговых осыпях или в ярах. По весне грунт могло размыть, и скелет оголился. К сожалению, на сегодняшний день эта находка считается безвозвратно утерянной.

«Конкретной суммы я никогда не называл!»

Чтобы встретиться с главным героем этой нашумевшей истории, корреспондент «ФАКТОВ» отправился на одну из тихих улочек в Центрально-Городском районе, где в скромном домике без удобств живет художник. Увидев гостей (вместе с корреспондентом «ФАКТОВ» приехал журналист криворожской городской газеты «Червоний Гiрник» Николай Крамаренко), хозяин обрадовался. Радушно подвинул блюдо с уже очищенными мандаринами, заварил крепкий, как чифирь, чай.

Не зная еще о цели нашего визита, Николай Николаевич стал демонстрировать свои работы из дерева. Необычной формы кресло из тополя, дубовый кувшин для хранения вина в виде соблазнительной женской фигуры, деревянный телефонный аппарат, трубка которого сделана в виде цветка ромашки с вмонтированными наушником и микрофоном, изящные светильники…

Когда мы сказали, что такие высокохудожественные изделия должны храниться в частных коллекциях, Николай Николаевич с обидой промолвил, что массовая публика еще не созрела, чтобы оценивать таланты.

-- Вы считает себя талантливым человеком? -- спросила я.

-- Я постоянно слышу в свой адрес комплименты и восторги, но все это кончается просьбами: «Дай, подари, что тебе стоит?» Но никто не понимает, что ты вложил всю душу, затратил определенный труд и не можешь работать бесплатно.

-- Но скелет мамонта, который вы нашли -- это же не ваших рук дело, а вы, говорят, потребовали за него десять тысяч долларов…

-- Кто это говорил? Конкретной суммы я никогда не называл! Я смотрел по обстановке: если это коллекционер, который готов был штаны последние снять, чтобы купить, то за эти штаны я бы и отдал. А если это государство, то здесь, естественно, ставочку нужно увеличить.

-- Нехорошо как-то, Николай Николаевич… Решили нажиться на историческом наследии родной державы?..

-- Да я ж и не скрываю, я ж думал, и мне действительно что-то перепадет! А они заладили: найденное принадлежит государству! Этот закон рассчитан на круглых идиотов! В наш практичный век даже швейцар, который подает манто, и тот берет чаевые. А они: «Давай, отдай!» Приехала милиция, открыла сарай, опозорила перед соседями, забрала позвонок. Но я сказал: «Учтите, я буду жаловаться!»

Какое право они имели забирать? Они ж ни копейки мне не заплатили! Я написал жалобу в Генеральную прокуратуру Украины, оттуда ее переслали в городскую прокуратуру, но прокурор Кравец -- вот, бумага за 23 октября 2001 года -- мне ответил: кость, которая является памятником археологии, изъята у меня законно.

-- А чего вы хотели? Вас сколько уговаривали, а вы ж не шли на компромиссы…

-- Это неправда. Я пытался достичь консенсуса! Писал во многие киевские центральные газеты, мол, уважаемые члены редколлегии, я понимаю ценность этой находки, давайте что-то придумаем, создадим какой-то фонд, чтобы этот скелет остался в Кривом Роге. Пусть не составит для вас труда переслать мое письмо в археологические отделы и институты… Ни одна газета не ответила!

Между прочим, это у меня уже второй раз в жизни такое получается. Еще в советские времена, когда я жил в Калининградской области, нашел на заливе метеорит. Еле приволок его в местный краеведческий музей. Они и так его крутили, и эдак, но в конце-концов так и не заплатили, дескать, не можем определить окончательно: настоящий это метеорит или нет? Хоть бы бутылку дали! Господи, это ж оскорбление личности! Я его столько тащил! Коль такое дело, взял его и обратно закинул в залив…

«Этот случай с художником обнажил серьезную проблему»

-- Николай Николаевич, может, скажете по секрету, где скелет-то лежит?

-- Да я ж не знаю!.. (Стоит на своей версии, которую рассказывал в прокуратуре: места не знает, является посредником при продаже, координаты мамонта известны только бомжам, которые строго хранят информацию о местонахождении скелета. -- Авт. ). Те ребята меня предупредили: забудь туда дорогу, если не хочешь лежать отут рядом с этим мамонтом! (Подумав) Хотя… могу предложить скелет и вам, если «забашляете»! -- не то в шутку, не то всерьез предложил он. За небольшое вознаграждение я мог бы связаться с этими людьми…

Прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» попросили старшего инспектора Днепропетровского областного центра по охране историко-культурных ценностей Виктора Титова.

-- Виктор Вячеславович, чем закончилась эта история?

-- Собственно говоря, точка в этой истории еще не поставлена. Центрально-Городской райотдел милиции отказал музею в возбуждении уголовного дела, мотивируя это отсутствием состава преступления. Мы пытались снова договориться с Николаем Николаевичем, но безуспешно. Рычагов влияния на него пока нет. Не пытать же его, в конце-концов!

Но мы не можем ждать у моря погоды. У нас в планах проводить свои разведки местности, и вполне возможно, что удастся обнаружить эти останки, вокруг которых столько разговоров. Хуже, если их обнаружат посторонние люди и начнут по косточке вытаскивать, разбивать, пилить. Ведь самое ценное -- взять скелет целиком, вместе с культурным слоем, растительными остатками, а если повезет, то и с предметами стоянки первобытного человека. Ведь мамонтов часто находили на местах таких стоянок.

-- Как хотите, но главный персонаж этой истории мне чем-то симпатичен. Его материальные претензии, конечно, спорны, однако рассуждения не лишены логики. «Археолог-любитель» все-таки должен получать хоть какое-то вознаграждение в таких случаях. А если мы будем надеяться только на сознательность граждан, то потеряем, если уже не потеряли, тысячи памятников старины.

-- В Законе Украины «Об охране культурного наследия» однозначно указано, что все движимые и недвижимые памятники археологии, найденные на территории Украины, принадлежат государству. И человеку, обнаружившему их, награда «за сознательность» не предусмотрена. Но этот анекдотичный случай с художником обнажил серьезную проблему. Действительно, существует масса примеров, когда из-за невозможности поощрить человека, нашедшего уникальную вещь, в итоге мы ее теряем. И, тут, по-видимому, нужно дополнение к закону, вступившему в действие в июне 2000 года.

Думаю, если бы существовало положение о премировании, многие фонды и музеи пополнились бы редкими экспонатами. Другое дело, кто обеспечит финансирование этого положения закона? По всей видимости, создание специальных фондов для таких экстраординарных случаев будет зависеть в большей степени от доброй воли местных властей и меценатов. Хотя, на мой взгляд, фонд больше нужен для поддержания таких ученых-энтузиастов, как Мельник, и других археологов, которые самоотверженно работают за копейки, не выставляя при этом счет государству, как это делает это наш герой…