Події

«старикам везде у нас почет» -- эта фраза из советской песенной лирики на нынешних выборах по отношению к политикам прежней формации неактуальна

0:00 — 15 березня 2002 eye 299

Мечты о хорошей жизни, о переменах к лучшему люди все чаще связывают с понятиями «молодой политик», «молодой бизнесмен»

Немногим более чем за две недели до парламентских выборов мы решили подвести своеобразный итог того, что услыхали во время встреч с кандидатами, в ходе уличных интервью и опросов, споров с соседями и родственниками, узнали из звонков и писем в редакцию. Учли мы также прочитанные в Интернете мнения о выборах избирателей и участвующих в них политиках. Словом, провели эдакое социологическое исследование, которое отличается от официальных и прочих других обнародуемых в последнее время тем, что в нем зафиксированы аргументированные высказывания, а не ответы на хорошо подготовленные, почти риторические вопросы. Собранные нами мнения весьма красноречиво говорят о настроениях главных героев предвыборных боев -- избирателей. А дабы в их красноречии никто не усомнился, мы попытались лексику наших респондентов сохранить полностью.

Прошлое, которое всегда с нами?

«Старикам везде у нас почет» -- эта избитая фраза из советской песенной лирики на нынешних украинских выборах становится неактуальной, если под «стариками» подразумевать политиков прежней формации. Избиратель им, мягко говоря, не доверяет. «У них было время показать народу, на что они способны, -- заявил 40-летний инженер-строитель из Полтавы на одной из встреч с очередным кандидатом. -- И что? Показали… Как раньше никуда не годилась наша жизнь, так и сегодня никуда не годится». Более того, имидж «старых» у народа сформировался окончательно и изменению, несмотря на все усилия мощной агитмашины, похоже, не подлежит. Политики и чиновники, стоящие сегодня у власти, сами, своими решениями и поступками, повесили на себя неприятный ярлык -- «старые».

Интересно, что к этой категории избиратели относят практически всех, кто «заседает» нынче в Раде, советах или в администрациях, невзирая на возраст. Учительница биологии из Донецка: «Все они там хороши. В голове кроме «Я -- начальник» больше ничего нет… ». То есть «старые» могут быть и достаточно молодыми, но это всенародной любви им не добавляет. Вот несколько мнений, услышанных нашими корреспондентами в Запорожской области: «Старые заелись, они не хотят работать»; «Одна номенклатура! Смотрят только в собственный карман»; «Это вечно вчерашнее поколение -- они и мыслят вчерашними категориями»; «Идей новых нет -- вот и стараются идти по своей проторенной дорожке».

Когда пытаешься объективно проанализировать отношение избирателя к «старым», почему-то напрашивается один вывод: современные бюрократы сделали все, чтобы их искренне возненавидели все.

От того, какой мир молодое поколение создаст для себя, будет зависеть и будущее их детей, родных, близких, города, страны

Придя к решению, что политики старой формации себя окончательно дискредитировали, избиратели все чаще говорят о молодом поколении управленцев -- только оно, на их взгляд, способно помочь стране выбраться из кризиса. «Молодежь — это новое. Надо, конечно, чтобы молодежь вперед шла. Вот если бы им доверить власть, то, я думаю, у нас бы многое изменилось, у нас изменилось бы все», -- говорила киевская пенсионерка нашему корреспонденту во время встречи кандидатов с избирателями. Как это ни парадоксально, но ее мнение практически совпадает с высказыванием студента медицинского института: «Если молодежь придет к власти, то через 10 лет мы будем процветать -- вы еще вспомните мои слова. »

Аналогичную точку зрения высказал и охранник одной одесской фирмы: «Они будут бороться за молодежь, они будут бороться за Украину, они будут благотворительностью заниматься и меценатами будут. Это люди, которые сейчас необходимы. Это же новое поколение, новые люди, с новым мышлением. Мне понравилось то, что молодое поколение должно прийти к власти, так как старое поколение привыкло к тому, что было при Союзе. А новому поколению надо усовершенствоваться, не ходить по кругу. Молодежи нужно продвигаться». Среди избирателей всех возрастов сложилось устойчивое мнение, что «надо доверять молодому поколению, потому что им жить, и от того, как они создадут этот мир для себя, будет зависеть и будущее их детей, родных, близких, города, страны». Причем более или менее конкретный образ новых политиков у народа уже сложился: «Надо быть намного решительней, сейчас твердый характер — это прежде всего. Он поможет».

В списке качеств современного политика упоминается и деловая хватка: «Государство тоже играет какую-то роль, но нужно опираться только на свои силы. В политику продвигается крупный предприниматель. Это очень даже хорошо: человек, которому не хватает денег, берет взятки, а у которого деньги есть — не будет брать взяток». Целый реестр качеств составил сходу 37-летний львовянин: «Чтобы он был целеустремленный товарищ. Умел мыслить. Обладал чувством долга: проблемы своего товарища, общества переживал бы как свои. Тогда он может приблизиться к решению этих болевых вопросов. Уважительный. Это очень важно. Чтобы был общительный».

Выживают те, кто знает, как выжить в этом мире, кто рискует, а не те, кто сидит и ждет зарплаты

Вошло в список необходимых качеств и умение управлять людьми: «Люди, которые собственный бизнес создали, зарабатывают хорошие деньги, они умеют людьми управлять». Импонирует избирателю и образованность новых политиков: «Они экономисты, юристы и очень компетентные во всем. Они будут стараться, изменят законы, которые у нас еще с 1961 года. Они -- за людей, они подымут предприятия, дадут работу людям».

Но при этом многие отдают себе отчет в том, что этому новому поколению будет очень непросто бороться с сопротивлением прежних политиков. И избиратели все чаще выражают готовность помочь молодым: «Помочь им надо. Одни они, конечно, ничего не смогут сделать, если мы их не поддержим».

Еще совсем недавно к рискующим людям относились осторожно: мол, и себя могут погубить, и других подвести. Теперь общественное мнение изменилось: «Именно сейчас выживают те, кто знает, как выжить в этом мире, кто рискует, а не те, кто сидит и ждет зарплаты. У сидящих и ждущих зарплаты никогда денег не будет. Не было и не будет. А те, которые что-то изменяют… Это действительно поступок: продать квартиру, остаться с ребенком и пожилым отцом… Эти люди не сидят, не ждут, что кто-то принесет им эту зарплату. Кто-то пришел на работу, отсидел восемь часов — отдай денежки. Мы привыкли к такой жизни. И сейчас каждый сидит в своей зоне комфорта, вот этой, в маленькой, выйти из нее никто не хочет -- страшно что-то изменить, что-то сделать». И получить от много переживших людей сочувствие, понимание -- тоже проще. Надежда, повар в столовой: «Я считаю, что раз уж она (Ирина Горина из «Команды озимого поколения». -- Авт. ), ну, была в нищете, оказалась в нищете, а потом выбралась, ей, наверное, легче будет болячки наши все понять. Я думаю, она больше, наверное, задумывается о других людях».

Привлекает избирателей и то, что новой генерации бизнесменов, политиков и управленцев свойственно рисковать, но рисковать обдуманно, предварительно все взвесив. «К тому, что бизнесмены должны быть у власти, я, например, отношусь положительно, -- говорил во время уличного интервью киевлянин. -- Очень даже. Бизнес -- это очень рискованная работа. И бизнесмены уже научились правильно рисковать. Раз они не прогорели, раз получают прибыль, значит, научились, значит, и дальше не прогорят и других еще научат. И вообще, они уже дали другим много рабочих мест -- это прежде всего. Как говорят, не давай рыбку, а дай удочку и научи его».

Итак, мечты о хорошей жизни, о переменах к лучшему люди все чаще связывают с понятиями «молодой политик», «молодой бизнесмен». Но чего же именно хочет избиратель?

С предпринимательством люди связывают надежды на перемены в обществе к лучшему

Пути, рычаги изменений, попытки понять, что необходимо сделать и с чего начинать, чтобы «будущее Украины было светлым», — со всем этим избиратель уже давно определился.

Для него на первом месте стоит работа и заработок. Среди аргументов звучит следующее: «Надо обеспечить человека постоянной работой, одной и с нормальной зарплатой» и «мы, конечно, должны платить за все, но мы должны иметь на это возможность». Так отразился в народе принцип, введенный в обращение молодыми политиками: «Любить -- платить». И люди с ними согласны: «Вот это самый главный фактор. Тогда от этого уже все пойдет, от работы: и культура пойдет, и интересы пойдут, и честность будет -- ведь у человека есть деньги. Раньше ведь даже гордились тем, что человек мог и две смены работать, и подрабатывать. Потому что, когда есть работа и деньги, можно себя человеком чувствовать. Это унижение человеческого достоинства -- когда ты бедный». И еще: «Если будет работа, люди станут платить, и регулярно. Даже неудобно будет не платить».

При этом люди понимают, что обеспечить работой сейчас может только предприниматель: «Если я не работаю, то я ведь должен где-то взять: то ли воровать, то ли еще какие пути хитрые искать. И тут надо продумать, чтобы дать возможность развиваться предпринимательству». Именно с предпринимательством люди связывают надежды на перемены в обществе к лучшему. Поэтому, считают они, определенные ценности и умения нужно прививать уже, так сказать, со школьной скамьи: «Молодежи надо больше пропагандировать в высших учебных заведениях, в школах даже, умение искать ниши, умение найти себя в этой жизни, умение найти заработок, а не требовать, вот как сейчас многие говорят, «дайте нам заработать». Сейчас уже имеется довольно широкий выбор и круг возможностей самим найти ниши, открывать свое дело. Есть такие возможности, и люди идут по этому пути».

Среди необходимых перемен предлагается и изменение законодательства: «Нужны такие законы, чтобы боялись и брать, и давать». Налоги тоже вызывают много эмоций: «Налогами можно задавить вообще все. Они должны быть разумными, должны потом как-то отражаться на бюджете. А еще вот чиновники. Их надо подсократить: они ничего не делают и содержатся на государственном обеспечении, а государство содержат те же предприниматели -- выплачивая налоги. Поэтому и количество налогов не влезает ни в какие рамки. Вот предприниматели пускай управляют -- они умеют и зарабатывать, и тратить».

Порядочность по отношению к народу во время выборов у него, народа, нередко вызывает… удивление

Как бы эмоционально потенциальные избиратели ни высказывались по поводу партий, блоков и объединений, все мнения можно условно разделить на три группы: «это партия хорошая», «это партия плохая» и «все плохие, поэтому не верю никому». На таком фоне заметно выделяется блок «Команда озимого поколения», который делает все абсолютно не по тем стандартам, что укоренились в нашей политической жизни. Одна из оригинальных черт «озимых» -- особо доверительное отношение к избирателю. Рабочий мясокомбината из города Самбор Львовской области: «Очень странная команда. Название странное. Не обещают ничего и не говорят, что они честнее всех. Не говорят, что, как только мы им голоса отдадим, у нас все будет. Странные. Ну, не как все… ». Увы, факт остается фактом: нормальная порядочность по отношению к народу во время выборов у него, народа, нередко вызывает… удивление. Народу гораздо привычнее и понятнее, когда его «бомбардируют» невыполнимыми обещаниями обязательного завтрашнего счастья, когда пытаются подкупить бесплатной раздачей крупы. Это неприятно, оскорбительно, но… понятно.

А вот досконально разработанная программа той же «Команды озимого поколения», да еще и выставленная на всеобщее обозрение -- это в нашей политике не принято и потому не всем понятно. Как пример -- высказывание «политически грамотного» милиционера из Луганска: «Я их план действий читал. Не все понял. У них там думать надо, размышлять. Там у них экономика. У других все проще: повысим пенсии, понизим квартплату. А где денег возьмут -- не говорят. И почему раньше этого не сделали -- тоже не говорят… ». Похоже, избиратель начинает пробуждаться от гипноза пустых обещаний. Вот еще одно мнение об этих, пока политически чистеньких, «озимых». Екатерина Котенко, член «Команды озимого поколения», во время теледебатов на канале ICTV так парировала обвинения в том, что «озимые», мол, пытаются казаться лучше, чем все остальные: «Мы не лучше. Мы просто другие… ».

Уложить в пару фраз содержание весьма объемного документа, над которым несколько месяцев трудились экономисты, политологи, социологи и эксперты других профилей, невозможно. Ясно одно: программа «Команды озимого поколения» -- не политическая однодневка, не агитка, цель которой -- «загрузить» избирателя. Это документ, в котором жизнь целой страны рассчитана на 10 лет вперед. Социальная политика, вопрос о языках, энергоносители, коммунальное хозяйство… В этой программе есть все, и каждый из нас найдет там то, что его интересует в первую очередь. Кстати, и понять в этой программе можно все, надо только немного подумать. Хотя бы «на троечку». Хотя бы «на троечку» подумать о своем будущем и будущем своих детей…

Увы, но политики приучили народ во время выборов отдавать свои голоса в обмен на их невыполнимые обещания обязательного завтрашнего счастья…