Події

«еврейский народ в войне потерял шесть миллионов человек, михоэлс -- седьмой миллион», -- сказал илья эренбург на похоронах соломона михоэлса

0:00 — 21 березня 2002 eye 333

16 марта 1890 года родился один из самых выдающихся еврейских актеров, который был убит по приказу Сталина

Убийство народного артиста СССР, художественного руководителя Московского еврейского театра, председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса долгое время оставалось загадкой для историков. Но даже после того, как были рассекречены архивы МГБ, никто так и не дал ответа на вопрос, зачем Сталин приказал убить Михоэлса, если мог легко расправиться с ним с помощью послушной и безотказной судебной машины.

«Нет, тут все далеко не так гладко, как кажется»

В январе 1948 года Комитет по Сталинским премиям откомандировал Михоэлса в Минск. Спектакли минских театров «Константин Заслонов» (театр имени Янки Купалы) и «Алеся» (Большой государственный театр оперы и балета) выдвигались на соискание Ленинской премии, и Михоэлс как член комитета должен был решить, достойны ли они столь высокого звания или нет. В столицу Белоруссии Михоэлс приехал вместе с театральным критиком Голубовым-Потаповым. Утром 13 января рабочие обнаружили трупы Михоэлса и Голубова-Потапова на Белорусской улице возле стадиона «Динамо». По заключению следствия, московские гости погибли в результате несчастного случая -- были сбиты грузовиком.

Официальная версия у многих людей, знакомых с Михоэлсом, вызвала большие сомнения. Жена Молотова Полина Жемчужина на его похоронах произнесла пророческие слова: «Нет, тут все далеко не так гладко, как кажется». Стукачей в то время хватало, и Сталин не простил Жемчужиной такого вольнодумства -- ровно через год ее арестовали.

О том, что на самом деле случилось в Минске, стало известно только после смерти Сталина. Лаврентий Берия почему-то решил предать огласке протокол допроса бывшего министра госбезопасности Виктора Абакумова, арестованного в 1951 году. По его словам Михоэлса ликвидировали по личному приказу Сталина. Руководили операцией заместитель Абакумова Сергей Огольцов, начальник Второго управления МГБ Федор Шубняков и министр госбезопасности Белоруссии Лаврентий Цанава.

В соответствии с заранее разработанным планом, Голубов, являющийся по совместительству агентом госбезопасности, пригласил Михоэлса на дачу под Минском, якобы принадлежащую его знакомым. Бедняга Голубов, даже не догадывался о том, что его коллеги решили пожертвовать им ради правдоподобности несчастного случая, хотя, скорее всего, знал, что дача на самом деле принадлежит Цанаве. Когда Цанава был арестован, то сообщил следствию следующее: «Примерно в 10 часов вечера Михоэлса с Голубовым завезли во двор дачи. Они немедленно с машины были сняты и раздавлены грузовой автомашиной. Примерно в 12 часов ночи, когда по Минску движение публики сокращается, трупы Михоэлса и Голубова были погружены на грузовую машину, отвезены и брошены на одну из глухих улиц города».

Еще одну жутковатую деталь привел в книге «Разведка и Кремль» один из руководителей советской разведки Павел Судоплатов. По его словам, Михоэлсу и Голубову для надежности сначала ввели яд и только потом бросили под автомобиль. Кстати, инсценировка убийства под несчастный случай -- излюбленный прием чекистов. В июле 1939 года были ликвидированы посол СССР в Китае Бовкун-Луганец и его жена. Супругам проломили головы молотком, а потом имитировали автокатастрофу.

Сталин по достоинству оценил «труды» своих верных «рыцарей плаща и кинжала». За убийство Михоэлса руководители операции и непосредственные исполнители были награждены орденами. Когда Берию арестовали, то находящийся в тюрьме Цанава написал письмо Ворошилову, в котором утверждал, что к убийству Михоэлса и Голубова никакого отношения не имеет. «Всю операцию проводили Абакумов и Огольцов. Абакумов руководил из Москвы, Огольцов -- на месте, в Минске, с большой группой полковников и подполковников, приехавших из Москвы. Я же не виноват, что ввиду стечения обстоятельств операция была проведена в Минске, где я тогда был, к несчастью, министром госбезопасности». Однако товарищи по партии ему не поверили, и Цанава скончался в тюрьме.

Сталин всячески приветствовал деятелей культуры средней руки и отправлял на тот свет по-настоящему талантливых

Чем же так провинился Михоэлс перед «отцом народов»? Согласно самой распространенной версии, Сталин расправился с Михоэлсом потому, что считал его руководителем «антисоветской еврейской националистической организации». Однако прямых доказательств вины Михоэлса не было, и поэтому пришлось прибегнуть к уголовщине. В качестве председателя созданного в 1941 году Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) Михоэлс немало сделал для создания благоприятного имиджа Советского Союза за рубежом (более подробно об этом комитете и его разгроме «ФАКТЫ» писали в номере от 21 октября 1999 года). С окончанием войны надобность в самом комитете и в его главе отпала. После смерти Михоэлса ЕАК был закрыт, а в 1952 году все его члены (за исключением академика Лины Штерн) расстреляны за антисоветскую националистическую деятельность, связь с реакционными еврейскими кругами за границей и шпионаж.

Дочь Михоэлса Наталья Соломоновна, эмигрировавшая в 1972 году в Израиль, отмечая тот факт, что отец «был главой и душой огромной общины российских евреев», уверена в том, что «убийством Михоэлса Сталин обезглавил еврейское искусство» для того, чтобы «приступить к массовым арестам деятелей еврейской культуры».

Однако есть в этой версии слабое звено. Чтобы начать расправу над советскими евреями, Сталину не нужно было срочно уничтожать Михоэлса. Как показали дальнейшие события, с политической точки зрения гораздо выгоднее было бы сначала заставить Михоэлса сознаться в шпионаже (спецы из Лубянки в этом деле знали толк), а затем уже расстрелять его по приговору суда.

Еще одна версия непонятного поведения Сталина заключается в следующем. Михоэлс и другие деятели ЕАК в конце войны письменно обращались к Сталину с просьбой о создании в Крыму Еврейской автономной области. Эту идею Сталин обсуждал в 1944 году с американским послом А. Гарриманом и президентом американской торговой палаты Э. Джонстоном. И поначалу вроде бы решил вопрос положительно и даже потребовал у американцев 10 миллиардов долларов на восстановление разрушенного советского хозяйства, но после Ялтинской конференции изменил свое мнение. Однако о просьбе Михоэлса не забыл и наказал его за Крым. Но даже если в этом и заключается правда, то опять же непонятно, почему Сталин так торопился?

Третья версия исходит из того факта, что Михоэлс, вероятно, раздражал Сталина больше, чем все советские евреи вместе взятые. Советский вождь, как известно, считал себя непререкаемым авторитетом не только в политике, но и в искусстве. Он лично «ставил оценки» писателям и поэтам, режиссерам и актерам.

Михоэлс обладал уникальным артистическим талантом, и сыгранные им герои надолго запоминались зрителям. Наибольшую известность ему принесла постановка в государственном еврейском театре (ГОСЕТ) шекспировского «Короля Лира» (перевод на идиш Шмуэля Галкина).

«Я хорошо помню его в роли короля Лира, -- писал Илья Эренбург. -- Он казался неузнаваемым -- в жизни он был небольшого роста, и лицо у него было не короля, а скорее насмешливого интеллигента, с выпуклым лбом и выпяченной нижней губой. Но на сцене, высокий и трагичный, король Лир был невыразимо прекрасен в своем горе и гневе… »

Знаменитый английский режиссер и шекспировед Гордон Крэг, приехавший в Москву на шекспировский фестиваль в апреле 1935, писал о своих впечатлениях: «Подлинной неожиданностью, без всякого преувеличения потрясением, оказался для меня «Король Лир»! Должен сказать, что эта пьеса является для меня самой близкой и любимой из всего шекспировского репертуара. Поэтому я шел в театр с нескрываемым недоверием. Но вот я в партере… Я понял, что с такого спектакля уходить нельзя… Я не припомню такого актерского исполнения, которое потрясло бы меня так глубоко до основания, как Михоэлс своим исполнением Лира… Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс». Остается только добавить, что актеры играли пьесу не на русском языке, а на идиш.

Сталин всячески приветствовал деятелей культуры средней руки и отправлял на тот свет по настоящему талантливых. За своего гениального Лира Михоэлс, вероятно, и поплатился. «Отцу народов» не терпелось отправить актера на тот свет. На похоронах Михоэлса Илья Эренбург сказал: «Еврейский народ в войне потерял шесть миллионов человек, Михоэлс -- седьмой миллион… »