Події

Верховный суд украины разрешил гражданину америки россу смиту, герою публикации «фактов», усыновить воспитанника днепродзержинского дома ребенка

0:00 — 23 березня 2002 eye 356

Маленький Андрюша уже дома и собирается в свою первую поездку в Диснейленд

В июле 2001 года «ФАКТЫ» рассказали о судьбе воспитанника Днепродзержинского Дома ребенка, которого пытался усыновить гражданин Америки Росс Смит. Согласно критериям, предъявляемым к усыновителям, 41-летний преподаватель школы из Южной Калифорнии был идеальным кандидатом в отцы. И профессия подходящая, и заработки высокие, и дом с бассейном в пяти метрах от океана… Однако Заводской районный суд Днепродзержинска усыновить детдомовца не разрешил, а Днепропетровский областной суд, куда Смит подал кассационную жалобу, оставил ее без удовлетворения. Через Интернет Росс нашел супругов Комэй, которые два года назад тоже столкнулись с трудностями усыновления ребенка в Украине (наша газета неоднократно писала об этом). Дэвид и Сьюзан посоветовали Россу обратиться в редакцию «ФАКТОВ».

Будущего сына потомок киевского князя Владимира Красное Солнышко решил усыновить на земле предков

Переступив 40-летний рубеж, скромный учитель из городка возле Сан-Диего в Калифорнии решил усыновить ребенка. Он с радостью воспитывал бы своих собственных детей, но Росс Майкл Смит семьей обзавестись не успел. Сначала он получал высшее образование, потом делал карьеру в крупной маркетинговой компании. Когда желаемое материальное благополучие было достигнуто, Росс оставил престижное место работы в фирме и ушел преподавать в школу, которая одинокому холостяку заменила семью.

Встреча с Лорой Дилорио перевернула его жизнь. В ее лице Росс нашел нежную возлюбленную и преданного друга. У Лоры был четырехлетний сын от первого брака, но Росс мечтал иметь своего малыша. Однако рожать второго 42-летняя Лора не решалась, считая, что уже поздно. К тому же все еще длился тяжелый бракоразводный процесс с ее бывшим мужем. И однажды в день рождения Лоры, 16 декабря 2000 года, во время праздничного ужина Росс сообщил имениннице, что… собирается усыновить ребенка.

У нас в стране такое неожиданное решение было бы чем-то из ряда вон выходящим. Но в Америке к его решению обзавестись ребенком таким путем Лора и друзья отнеслись с пониманием. Многие американские семьи и одинокие граждане, в погоне за карьерой «не успевшие» родить ребенка, усыновляли детей за рубежом. И Росс начал собираться в Украину.

Эту страну он выбрал не только потому, что там жил его двоюродный брат, женившийся на киевлянке. Усыновитель хотел найти сына на земле своих предков, поскольку отец Смита, тщательно изучивший свою родословную, обнаружил, что является потомком… киевского князя Владимира Красное Солнышко. Когда документы были оформлены и служба иммиграции и натурализации Департамента юстиции США дала разрешение на усыновление, он вместе с мамой Морин Кастелаки-Смит вылетел в Украину.

67-летняя Морин, уставшая ждать внуков от троих своих сыновей, заявила, что ради своего первого внука даже оставит работу дизайнера ландшафтов, которой занималась на пенсии. По направлению Центра по усыновлению при Министерстве образования и науки Украины мать и сын прибыли в Днепродзержинский дом ребенка. Увидев огромное количество детских глаз, в которых читались ожидание и надежда, они растерялись. Но, взглянув на маленького, явно отстающего от сверстников в росте Андрюшу (в предыдущей публикации «ФАКТОВ» имя мальчика по просьбе усыновителя было изменено. -- Авт. ) и поиграв с ним, Росс почувствовал, что хочет усыновить именно этого ребенка. Госпоже Смит малыш тоже понравился, и они изъявили желание начать процесс усыновления.

Главврач предупредила Росса, что мальчик страдает приступами удушья, возникающими на фоне отрицательных эмоций, и другими заболеваниями, однако усыновителя это не смутило. Он решил, что климат Калифорнии и надлежащий медицинский уход помогут решить все проблемы со здоровьем мальчика. Казалось бы, все складывалось лучшим образом для обеих сторон. Смиты получали долгожданного сына и внука. А в доме ребенка, переполненном брошенными детьми, на одного несчастного сироту становилось меньше. Однако Заводской районный суд вынес шокирующее для обеих сторон решение: в усыновлении господину Смиту отказать. Одной из причин отказа бездетному американскому гражданину было названо… отсутствие у него детей, а значит, незнание трудностей, с этим связанных.

-- Этот и другие мотивы отказа выглядели не очень убедительно, -- вспоминала после судебного заседания в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» доверенное лицо Росса Валентина Ткачева. -- Казалось, районный судья и сам это понимает, но по каким-то не зависящим от него причинам не может разрешить усыновление. Я была наслышана о том, что районные судьи в Днепропетровской области не осмеливаются самостоятельно выносить решения по делам об усыновлении, не согласовав их с облсудом. То ли это «указание сверху», то ли «перестраховка снизу». В связи с этим меня всегда интересовал вопрос: почему не сделать так, чтобы дело сразу слушалось в облсуде, и не тратить драгоценное время на всевозможные согласования? Ведь это выглядело так, будто вышестоящая организация сомневается в компетентности нижестоящей.

-- Возможно, отказ был связан с тем, что ребенка усыновлял мужчина, а не женщина?

-- Не исключено. С одной стороны, когда вокруг столько информации о растлении несовершеннолетних, настороженность судей можно было объяснить. С другой стороны, ребенка ведь отдавали не первому встречному, а человеку, прошедшему строжайшую систему отбора в Америке и Украине. Но главное: законы Украины разрешали усыновление иностранными гражданами, независимо от их семейного положения. На деле же выходило, что американцу, не говоря об этом прямо, отказывали по причине его мужского пола и отсутствия жены. Хотя он и подстраховался справкой, выданной американскими властями, что гомосексуалистом не является и ни в чем «таком» замешан не был. К слову, эта справка и не входила в перечень обязательных документов.

После того как Днепропетровский областной суд оставил решение районного суда без изменений, я осторожно спросила Росса, не лучше ли нам поискать мальчика в другой области? Но он ответил, что не бросит этого ребенка. И сказал, что принял решение подать апелляцию в Верховный Суд Украины.

«Я отправила в Верховный Суд статью из «ФАКТОВ», надеясь, что это поможет Россу выиграть процесс»

Американец нашел через Интернет соотечественников, усыновивших детей в Украине, в том числе семью Дэвида и Сьюзан Комэй, ставшей известной благодаря громкому процессу, связанному с усыновлением ребенка в Кривом Роге. Для того чтобы судьи Жовтневого районного суда Кривого Рога и Днепропетровского областного суда разрешили усыновление сироты, супругам Комэй пришлось обращаться в американское посольство, различные министерства и ведомства, редакцию газеты «ФАКТЫ». Назревающий международный скандал, к счастью, закончился победой супругов -- суд разрешил им усыновление мальчика.

-- Когда я написал Сью о своих проблемах, она сообщила, что у многих американцев в Днепропетровской области возникают проблемы при усыновлении, -- вспоминал в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» Росс Смит. -- Она написала, что посылала телеграммы влиятельным политикам, поднимала общественность и получила результат. Когда я разговаривал со Сью, услышал в глубине комнаты детский голос. Сью сказала: «Это Ник, он постоянно требует моего внимания и не хочет, чтобы я говорила по телефону». Я сказал, что мечтаю о том времени, когда в моем доме тоже будет звучать детский голос. «Росс, ты должен бороться за это», -- ответила мне Сью. А потом дала координаты вашей газеты.

-- После того как Дэвид и Сьюзан прислали Россу из Америки фото их улыбающегося сынишки, он сказал, что не уедет из Украины до тех пор, пока не встретится с представителем «ФАКТОВ», -- продолжает свой рассказ Валентина Ткачева. -- Когда статья о Россе вышла в вашей газете, я отослала ее в Верховный Суд Украины вместе с просьбой ускорить рассмотрение дела по усыновлению. Безусловно, в своем решении суд не может руководствоваться газетной публикацией. Но мы надеялись, что статья в «ФАКТАХ», в деталях описывающая суть проблемы, все-таки поможет выиграть процесс.

В Америке Росс тоже не сидел без дела. Он обращался к конгрессменам, использовал любую возможность заручиться поддержкой украинцев, с которыми познакомился в Америке. Однажды он встретил дочку одного украинского депутата и так растрогал ее своей историей, что девушка написала отцу письмо с просьбой помочь новому знакомому. С депутатом потом встречалась адвокат адвокатской международной фирмы Наталья Ткаченко. Росс также послал телеграммы жене Президента Украины Людмиле Кучме.

Мы поехали в Днепродзержинск, но, поскольку еще не было решения Верховного Суда, директор детдома разрешила Россу поиграть с Андреем только полчаса. Нам предоставили маленькую комнатку на втором этаже, там стояла скамеечка и столик. Помню, было очень холодно, не работало отопление. Привели Андрюшу. Он узнал Росса, бросился к нему с радостным криком: «Папа!» Росс покормил его йогуртом, они немного пообщались, после чего американец вернул ребенка, как и было условлено, через полчаса. Росс собирался на обратной дороге из Днепродзержинска заехать в Днепропетровск в корпункт «ФАКТОВ», чтобы рассказать, как идут дела. Но потом, расстроившись, что ему позволили пообщаться с Андреем так мало(а ведь ради этого свидания он летел за тридевять земель!), отменил поездку в Днепропетровск.

«Перед заседанием Верховного Суда Росс так волновался, что на нем не было лица»

-- Заседание Верховного Суда назначили на 31 января 2002 года, -- рассказывает Валентина Ткачева. -- Росс прилетел накануне из Америки и так волновался, что на нем лица не было. Представитель посольства США, которая тоже пришла на суд, говорила, что за Росса болеет чуть ли не вся Америка.

На заседании судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда все было расписано буквально по минутам. Судьи выслушали адвоката, дали высказаться Россу, все проходило в очень жестких временных рамках. И поскольку ни Смит, ни адвокат не успели всего сказать, мы очень расстроились. Нам показалось, что мы не успели убедить судей, и решение будет для нас неутешительным.

-- Как были настроены судьи?

-- Судейская палата состояла из 17 судей, 15 из них -- мужчины. Докладывал судья Шабунин. Но на лица я, честно говоря, не смотрела, настолько сильными были переживания. Потом мы минут 10-15 ждали окончательного приговора. Нервы уже были на пределе. Думала: если решение районного суда оставят в силе, встану и скажу: «Что ж вы делаете? Сколько женщин бросает своих детей, сколько сирот в детдомах, зачем же отказывать этим двоим в счастье иметь семью?»

Но Верховный Суд признал, что предыдущие выводы, изложенные в решениях судов, не соответствуют действующему законодательству. По мнению судей Верховного Суда, усыновление мальчика полностью отвечало интересам ребенка. Кассационная жалоба Росса была удовлетворена. Решения Заводского районного суда Днепродзержинска и постановление судебной коллегии по гражданским делам Днепропетровского областного суда, которые не разрешали Россу усыновление, были отменены. Россу разрешили усыновить Андрюшу, который стал Смитом Андреем Вилсоном. В свидетельстве о рождении отцом записали Росса, а матерью -- маму Росса Морин Смит.

Из-за того, что усыновление затянулось на долгих девять с половиной месяцев, у Росса стал истекать срок действия документов. 28 февраля заканчивалось разрешение иммиграционных служб на ввоз ребенка в Америку, и мы попросили побыстрее выдать решение суда. К счастью, в этой нестандартной ситуации нам пошли навстречу. 25 февраля Росс и Андрей вылетели в Америку.

-- Так что это история со счастливым концом…

-- Для Росса -- да. Но он не первый и не последний иностранец, приезжающий в нашу страну для усыновления. И я рада, что его история попала на страницы вашей газеты. Ведь ситуация показала, что судьи на местах, очевидно, просто не решаются взять на себя ответственность разрешить усыновление отцам-одиночкам. Когда я описала историю Смита одному судье из Кривого Рога, к которой тоже обратился иностранный усыновитель, она сказала: «Я ему скажу открыто, что мы подождем решения Верховного Суда по днепродзержинскому делу и только после этого будем решать, принимать у него документы или нет». То есть решение Верховного Суда не только сделало счастливым отца и сына, но и показало государственную цивилизованную точку зрения на усыновление одинокими бездетными гражданами, которая соответствует действующему законодательству.

Когда мы провожали отца с сыном в аэропорту, я почувствовала, что Смит очень нервничает, настолько тяжело ему далось это усыновление. Зато ребенок был счастлив. Мальчик просто захлебывался от радости, постоянно обнимал Росса. Они выглядели очень трогательно -- высокий, худощавый, немного растерянный Росс и круглолицый Андрюшка. Из Америки Росс прислал нам письмо, что у него все в порядке. В его отсутствие с ребенком сидит бабушка Морин. Нашему Андрею предстоит большой тур -- Росс собирается познакомить сына с родственниками, свозить его в Диснейленд. Следующее письмо с фотографиями Андрея из Америки он пообещал прислать в апреле.