Решение о ее предоставлении примут после обследования материально-бытовых условий, в которых живет семья
В середине марта правительство приняло постановление, которое существенно упростит жизнь семьям с детьми, претендующим на государственную финансовую помощь. Так как теперь на нее смогут претендовать даже те родители, которые нигде не работают, не учатся, не служат и им негде взять справку о своих доходах.
Напомним, что с нынешнего года вступила в силу новая редакция Закона «О государственной помощи семьям с детьми», которая кардинально изменила механизм назначения и предоставления «детских» пособий. В частности, перечень из одиннадцати видов помощи семьям с детьми, существовавших до 2002 года, сокращен до пяти:
-- помощь по беременности и родам;
-- одноразовая помощь при рождении ребенка;
-- помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
-- помощь по опеке и попечительству;
-- помощь малообеспеченным семьям с детьми.
Таким образом, большинство пособий, назначавшихся ранее на детей (в том числе выплаты родителям по уходу за тремя и более детьми, помощь одиноким матерям, помощь на детей военнослужащих срочной службы, временная помощь на несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и так далее), прекратили свое номинальное существование и были заменены адресной помощью. То есть выплатами, назначаемыми не по статусу получателя (то есть одинокой матери, военнослужащим срочной службы, многодетным семьям), а с учетом благосостояния всей семьи.
Теперь любая семья с ребенком, доход которой окажется ниже прожиточного уровня (в 2002 году -- 80 гривен на человека в месяц), может претендовать на государственную поддержку. А именно: на назначение помощи малообеспеченным семьям с детьми.
Для назначения этого вида помощи учитывается весь совокупный доход семьи за предыдущие полгода. То есть зарплаты, пенсии, а также все виды социальной помощи, которые получают члены семьи. Причем принимаются во внимание доходы матери, отца и выплаты на детей. Доходы бабушек, дедушек и других родственников, проживающих вместе с этой семьей, при назначении помощи по «детскому» закону не учитываются.
В совокупный доход семьи также не включаются: субсидия, одноразовая помощь при рождении ребенка и все виды целевой одноразовой помощи, которые по нашему законодательству не облагаются подоходным налогом.
Стоит отметить, что малообеспеченные семьи с детьми и ранее могли претендовать на государственную поддержку. Однако это была фиксированная сумма -- 11,8 грн. , и предоставляли ее только тем семьям, чей доход оказывался ниже 50 гривен на человека.
Теперь же размер помощи не является фиксированной суммой. Она составляет разницу между уровнем обеспечения прожиточного минимума для семьи и ее реальным доходом. Объясним на примере. Общий месячный доход семьи из четырех человек (матери, отца и двоих детей -- 2-х и 7-ми лет) составляет 200 гривен. Отец работает и получает зарплату 160 грн. , а мать находится в отпуске по уходу за младшим ребенком и получает помощь в размере 40 грн.
Уровень обеспечения прожиточного минимума для семьи из четырех человек в 2002 году составляет: 80 грн. х 4 = 320 грн.
Сумма государственной помощи, на которую может претендовать эта семья, составит:
320 грн. (уровень обеспечения прожиточного минимума для семьи из четырех человек) — 200 грн. (реальный доход этой семьи) = 120 грн.
И если такая семья обратится в органы социальной защиты населения, ей могут назначить пособие в размере 120 грн.
Таким образом, малообеспеченные семьи смогут претендовать на государственную финансовую помощь. Но только в том случае, если докажут, что действительно в ней нуждаются. А для этого семье, как минимум, нужно будет предоставить сведения о своих доходах.
Так вот, до середины марта помощь малообеспеченным семьям с детьми не назначалась, если трудоспособные родители без уважительных причин самостоятельно не искали источников доходов. То есть не учились, не работали, не были зарегистрированы в Государственной службе занятости как безработные, не находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет или за инвалидом I группы, за ребенком до достижения им 14 лет (если такой уход необходим по выводам учреждения здравоохранения). Проще говоря, если у человека не было документов, подтверждающих его попытки найти работу или объясняющих, почему он пока не может ею заниматься.
Нынче же на помощь малообеспеченным семьям с детьми имеют право претендовать даже те родители, которые не могут представить никаких документов, подтверждающих их статус и доход, однако нуждаются в финансовой поддержке. Как объяснили «ФАКТАМ» в пресс-службе Министерства труда и социальной политики Украины, в таком случае решение о назначении помощи будет приниматься местными органами власти с учетом конкретных обстоятельств, которые сложились в семье.
Более того, это решение будет приниматься при участии социального инспектора на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи. Это значит, что инспектор может прийти домой к людям, претендующим на государственное пособие, осмотреть интерьер, жилищные условия, наличие (или отсутствие) ремонта, поговорить с членами семьи и составить акт обследования на основании увиденного и услышанного.
Вот и выходит, что теперь органы исполнительной власти и местного самоуправления смогут предоставлять финансовую помощь семьям с детьми, в которых родители по тем или иным причинам не работают.