Події

Чтобы привлечь к суду торговцев украинскими женщинами, немецкие правоохранители в обмен на показания разрешили пострадавшим поселиться в германии, изменили им внешность и имена

0:00 — 15 травня 2002 eye 227

Украинские и германские стражи правопорядка перекрыли международный канал нелегальной переправки живого товара для секс-индустрии

Три года назад, когда начала раскручиваться эта история, между Украиной и Германией еще не был заключен договор о правовой взаимопомощи. Оперативники обеих стран только начинали устанавливать контакты, и опытные сутенеры были практически неуловимы. Настращав своих невольниц, они свободно пересекали границы, создавая в Европе конспиративные «точки». Родственники секс-рабынь наивно полагали, что их дочери, сестры, жены моют посуду за границей или вытирают сопли немецким киндерам, и не могли сообщить оперативникам ничего конкретного. Правоохранители европейских стран освобождали женщин из сексуального рабства, но организаторы борделей оставались на свободе.

Через пару дней девушки начинали понимать, что их жестоко обманули

… Свое дело сорокалетний Петр из Черновцов начинал на уровне плохонькой уголовной самодеятельности. После окончания ПТУ и службы в армии пытался торговать сигаретами и продуктами, получая дешевый товар от местных полукриминальных структур. В качестве сутенера он дебютировал в декабре 1993 года -- отправился в Германию в компании двух молодых женщин, выдавая их за жену и сестру. Обе еще в Украине якобы согласились заниматься проституцией и отчислять Петру львиную долю заработка. Но первый блин все же получился комом, и горе-сутенер очутился в немецкой тюрьме. Ряд последующих конфликтов Петра с германским правосудием привел к перераспределению ролей в его группировке, которая только начинала формироваться. С тех пор он бывал в Германии лишь наездами, перепоручив «черновую» работу за рубежом другим. Сам же в Украине готовил девушек к отправке. По скромным подсчетам он пристроил в бордели Германии, Польши, Испании и Чехии около пятисот(!) молодых украинок.

Каждый из сообщников хорошо усвоил свою задачу. Двое граждан Польши встречали кандидаток в секс-рабыни на границе своей страны и перевозили их поближе к Германии. Получив поддельные польские паспорта, Таня, к примеру, становилась Изабеллой, а Света -- Патрицией. Под покровом ночи девушек переправляли через реку на резиновых надувных лодках, по пути просвещая тех, кто еще не знал, чем им придется заниматься за границей. Земляк Петра, его заместитель и правая рука, Иван, контролировал преступный бизнес непосредственно в Германии. Он определял присланных Петей женщин на рабочие места и отбирал у них деньги. За что и отбывает сейчас шестилетний срок в немецкой тюрьме.

Вербуя молодых девушек, Петр, по словам одной из них, «предлагал заманчивые деньги и говорил, что мы должны будем делать только то, от чего получаем удовольствие… » Он заранее собирал сведения о соотечественницах, которые отчаялись решить свои материальные проблемы на родине. Вербовал и черновчанок, и крымчанок, и жительниц Донбасса. Одну из своих жертв которая впоследствии решилась свидетельствовать в суде, Петр «вычислил» через ее подруг, напросился в гости и… прямо предложил поработать в заграничном борделе. Перспективы описал в ярчайших красках. Говорил, что проституция на Западе является нормальной и даже уважаемой профессией, обещал вполне легальную работу в уютной атмосфере великолепного особняка. Однако предупредил, что придется выплачивать его людям 500 марок в неделю, но это, мол, сущая мелочь по сравнению с тем, что женщина будет зарабатывать. Об отчислениях содержателям борделя, долгах за оформление паспорта и переправку в Европу речь тогда не шла, и молодые неопытные женщины смело отправлялись в путь. Оказавшись в частном пансионате «Наташа» в Альхорне, «Клубе Николь» в Хилтере, «Клубе 112» в Бад Зигеберге под опекой сообщников Петра -- бывших украинских граждан и коренных немцев -- девушки сразу же понимали, что их жестоко обманули.

«У нас не оставалось денег даже на еду»

Хотя в Германию украинки приезжали добровольно, после выяснения всех обстоятельств, в которые они попали, их приходилось «прессинговать». Растерянных новеньких оставляли наедине с опытными проститутками, чтобы те без обиняков объяснили вновь прибывшим жесткие правила. У приехавшей В Германию женщины автоматически образовывался долг перед хозяевами за визу, документы, переправку -- около двух с половиной тысяч немецких марок. Кроме того, приходилось отдавать еще по 500 марок в неделю за содержание и сутенерские услуги. Заработать такую сумму было практически невозможно, и женщины попадали в беспросветное долговое рабство. Вскоре добавлялась кругленькая сумма за продление визы, долги росли, и каждая из невольниц в конце концов не представляла, сколько же она, собственно, должна «благодетелям», отдавая им свой заработок полностью.

-- Нам постоянно приписывали новые долги, -- рассказывала одна из невольниц. -- Работали всю неделю, без презервативов и элементарной медицинской помощи. У нас оставалось около пяти марок в день, за которые нельзя было купить даже нормальную еду, только яблоки и простенькие салаты…

За отказ клиенту начислялся штраф в пятьсот марок, за высказанное вслух недовольство устраивали показательную -- на глазах у всех девушек -- трепку. «Шибко грамотным» угрожали, что продадут другим сутенерам, и провинившиеся смирялись -- со «своими» уже как-то свыклись.

Все секс-рабыни знали, что Петр и Иван скоры на расправу. Одна из них наотрез отказалась не то что давать показания в суде, а даже просто с глазу на глаз рассказать что-либо оперативникам, пояснив: «У них есть специальные дознавательные подразделения, которые легко выявляют «предателей».

Петр знал все, что происходит в учрежденных им борделях, лично контролировал пополнения, финансовые вопросы и держал подчиненных в узде. Количество украинских женщин, жаждущих «трудоустройства», вдохновляло его на расширение бизнеса. Трудно в это поверить, но некоторые обобранные им до нитки невольницы, отпущенные домой по причине «капитального износа», хорошенько отоспавшись, опять просились в его бордели. Черновицкая группировка попыталась было наладить бизнес в Испании, отправив туда группу женщин. Но не тут-то было -- местные криминальные группировки не стали терпеть конкурентов, и Петр срочно перебросил неудачливый «женский десант» в обжитой им немецкий Бремен.

В Нюрнберге группировка пробовала внедрить свой «товар» в уже существующие подпольные притоны, для чего откомандировала туда некоего Вячеслава, обычно занимавшегося «инкассациями» борделей. Вот эти деньги и сыграли с ним злую шутку: разъезжая по указанным местными таксистами адресам, он спустил «общественные» средства, да еще и пытался стащить в супермаркете бутылку водки. Отчет перед шефом закончился для Вячеслава длительным пребыванием в больнице, о чем для острастки сообщили всем членам группировки. Но из организации проштрафившегося не вышвырнули -- «он умел хорошо обходиться с женщинами».

«Попасть в руки мстительного сутенера страшнее, чем в тюремную камеру»

В отношении организаторов канала нелегальной переправки молодых украинок в Германию для занятий проституцией немецкие правоохранительные органы возбудили уголовное дело. Во время полицейских облав в ночных клубах одновременно задержали два десятка женщин, работавших на Петра. В июне 1999 года в Германии был арестован и осужден его сообщник Иван. Жертвы черновицкой группировки наотрез отказывались давать официальные показания до тех пор, пока им и их близким не дали гарантий личной безопасности в рамках существующей в Германии программы защиты свидетелей. Эта программа обходится немецкому правительству недешево, но именно благодаря ей правоохранительным органам удается раскрывать резонансные уголовные преступления, связанные с наркобизнесом, нелегальной миграцией и оргпреступностью. На видеопленку были записаны десятки часов исчерпывающих свидетельств, женщин надежно спрятали, но гражданин Украины Петр из поля зрения немецкой полиции исчез.

-- Немцы предложили нам объединить усилия, -- рассказывает начальник подразделения СБУ, сотрудники которого принимали непосредственное участие в оперативно-розыскных мероприятиях. -- В декабре 2000 года Генеральная прокуратура Украины возбудила в отношении Петра уголовное дело. В состав оперативно-следственной группы вошли сотрудники СБУ, следователи прокуратуры. Устанавливались связи сутенера в Украине и за рубежом, пособники в паспортных столах, оформлявшие женщинам паспорта и визы, сотрудники туристических фирм, обеспечивавшие для них проездные документы. Федеральное управление криминальной полиции Германии направило в Украину своих представителей, а наши сотрудники были откомандированы в Германию.

Тем временем Петр «работал» со свидетелями. Он наведался в село, где живут родственники потерпевшей Ирины. С этой женщиной он обошелся особенно жестоко -- недавняя выпускница хореографического училища была уверена, что едет покорять Европу своим талантом. Поэтому Петр справедливо опасался, что именно ее близкие с готовностью поведают правоохранителям правду о его бизнесе. На настоятельную просьбу сутенера хранить молчание родственники Ирины ответили отказом. Петр учинил скандал -- орал на мужа Ирины, избил ее мать, гонялся за ней с кухонным ножом…

Вскоре сотрудникам СБУ стало известно, что Петр срочно обзавелся поддельными документами на другую фамилию и оформляет визу в одну из стран Шенгенской зоны. Медлить не стали -- бойцы «Альфы» задержали сутенера в Черновцах. Сотрудникам СБУ устроили в Германии встречу с женщинами-свидетелями. В обмен на показания немецкие власти разрешили пострадавшим поселиться в Германии, изменить имена и внешность.

«Он не считался крутым даже в Украине, хотя и ездил на джипе»

Привезенные из Германии видеозаписи демонстрировались во время суда. Петру вменялась организация торговли людьми в составе организованной международной преступной группировки, изготовление и использование поддельных документов, особо злостное хулиганство. Суд приговорил его к четырем с половиной годам лишения свободы. Апелляционный суд оставил приговор без изменений. Немецкие коллеги дали высокую оценку сотрудничеству с украинскими правоохранителями.

Было бы наивным предполагать, что ликвидация одного из каналов переправки невольниц коренным образом повлияет на масштабы сексуальной эксплуатации наших соотечественниц за рубежом. Очевидно и то, что раскрытая группировка -- всего лишь одно из звеньев мощной структуры. То, что Петр отдавал кому-то львиную долю своих заработков, не было секретом и для его девушек. Несмотря на то, что хозяева борделей еженедельно передавали ему внушительные суммы, было ясно, что Петр, при всем своем апломбе, как говорили его жертвы, «хоть и ездил на «джипе», но не считался очень крутым даже в Украине».

Обнадеживает то, что наладившееся украинско-немецкое сотрудничество в сфере борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми приносит реальные результаты. В минувшем году украинские контрразведчики передали сотрудникам отдела немецкого федерального управления криминальной полиции по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, ценную информацию, на основании которой была прекращена деятельность немецкого агентства «Алексис» и его филиала в украинской столице. Оказалось, что персонал агентства поставлял украинских женщин в заграничные притоны под видом участия в модельном бизнесе. Удалось арестовать организаторов этого канала и в Украине, и за рубежом, а также остановить группу женщин, уже паковавших чемоданы.