С самодельной «заплатой» без дополнительного ремонта теплоход прошел 20 тысяч километров и на минувшей неделе благополучно вернулся в Севастополь
Прорываясь к украинской антарктической станции «Академик Вернадский» через забитые льдами узкие проливы, теплоход «Горизонт» налетел на какое-то подводное препятствие. Судно массой 1400 тонн резко бросило на камни. От удара в корпусе образовались вмятины и пробоина длиной полметра. В дыру хлынула вода, насосы не справлялись с ее откачкой. Ситуацию спасли киевские ученые, направлявшиеся в Антарктиду для проведения подводных экспериментов. Облачившись в гидрокостюмы, они два дня заделывали пробоину. В ледяной воде приходилось проводить по пять часов в сутки, не считаясь с холодом и усталостью.
Ведущему научному сотруднику Института физиологии им. Богомольца НАНУ профессору Владимиру Ильину и аспиранту Юрию Андрийчуку впервые в жизни довелось накладывать «заплату» на распоротый борт судна. Причем работать пришлось в жутко холодной воде с температурой минус полтора градуса (морская вода замерзает при более низких температурах, чем пресная). Не очень опытные ремонтники с заданием справились: удалось не только остановить поступление воды, но и вернуться из Антарктиды в Севастополь, пройдя по морям и океанам 20 тысяч километров (половина протяженности экватора). Во время этого перехода теплоход заходил в порт лишь однажды -- для дозаправки топливом. 7 мая он бросил якорь у родного берега.
Плавание «Горизонта» в Антарктиду началось в конце декабря прошлого года. А месяц спустя, когда судно приближалось к шестому континенту, украинская станция «Академик Вернадский» неожиданно оказалась в ледовой блокаде. Ведущие к ней узкие проливы забило айсбергами и крупными льдинами. С подобным наши полярники еще не сталкивались: в январе-феврале в Антарктиде разгар лета, условия навигации обычно до того благоприятные, что на украинскую станцию начинается сущее паломничество туристических теплоходов и яхт. В этом же году ни одно иностранное судно не смогло подойти к острову Галиндез, где расположена станция. Чтобы выполнить свои обязательства перед туристами, одному российскому судну пришлось даже доставлять их на Галиндез на вертолетах. Но не перебросить же таким образом тонны солярки, продовольствия, запасов для очередной зимовки! Так что «Горизонту» пришлось идти на прорыв.
Судно, рассчитанное на прохождение ледовых заторов, после четырех часов «бодания» с айсбергами добралось до станции. Действия капитана были оценены руководством Украинского антарктического центра как исключительно умелые и мужественные. А разгружать теплоход полярникам пришлось вручную, перебираясь с льдины на льдину. (Об этой рискованной эпопее «ФАКТЫ» подробно рассказывали в феврале). Тогда казалось, что самое сложное уже позади. «Горизонту» оставалось сходить в Южную Америку за прилетевшей из Киева сезонной экспедицией и доставить ее на станцию.
В числе сезонников находились двое участников подводного эксперимента со всем необходимым для погружений. Кстати, их программу хотели было перенести на будущий год -- мол, зачем рисковать, погружаясь под льдинами? Но, к счастью, эксперимент оставили. Это спасло «Горизонт», когда он, возвращаясь на станцию, получил пробоину в забитом льдами проливе.
-- Признаться, мы с Юрием Андрийчуком планировали неделю адаптироваться к условиям Антарктиды, а уж затем «нырять», отбирая пробы со дна, испытывая гидрокостюмы и подводное оборудование, -- рассказывает руководитель подводного эксперимента профессор Владимир Ильин. -- Но экстремальные обстоятельства заставили пойти в ледяную воду, еще не добравшись до станции. Впрочем, два года назад я участвовал на антарктической станции в подводных исследованиях нашего института. Я занимаюсь медицинскими аспектами экстремальных погружений, овладел профессией водолаза и провел под водой не одну сотню часов. А Юрий высококлассный парашютист, решил испытать себя и в полярном дайвинге. Для этого прошел курс обучения у инструктора. Так что к работе в экстремальных условиях мы были подготовлены.
События развивались так: когда мы проходили узкий заполненный льдами пролив, судно вдруг резко подбросило и кинуло на камни. Доподлинно выяснить причину ЧП так и не удалось. Похоже, теплоход задел большую притопленную льдину, и та, всплывая, сильно толкнула «Горизонт»: сразу после толчка возле левого борта вынырнула ледяная глыбина. От удара о камни корпус судна получил повреждения. Мы с Юрием облачились в гидрокостюмы и принялись обследовать борт. Обнаружили несколько вмятин и пробоину длиной примерно полметра и шириной десять сантиметров. Она находилась на глубине около пяти метров. Вода заполняла один из отсеков, а у насосов недоставало мощности, чтобы хотя бы остановить поступление воды. Ситуация усугублялась тем, что внутри поврежденного отсека сорвало крышку люка, через который вода могла попасть в соседние отсеки.
Приварить металлическую заплату на пробоину в таких условиях было невозможно, поэтому решили установить так называемый пластырь. Заводского пластыря на судне не оказалось, и моряки изготовили самодельный -- из брезента и нашитого на него матраса. Они спустили эту «заглушку» в воду, и мы примерно час устанавливали ее на внешней стороне борта. Нам помогал экипаж: моряки закрепили на палубе веревки, с помощью которых пластырь прижали к пробоине. Но вода продолжала поступать через многочисленные щели. Это и понятно: пластырь довольно жесткий, поэтому плотно его не наложишь. Насосы по-прежнему не могли осушить отсек -- удалось только уравнять приток и откачку воды. Пришлось заделывать щели вначале деревянными колышками (от которых оказалось мало проку), а затем ветошью.
-- Как удавалось защититься в ледяной воде от холода?
-- На нас были очень толстые гидрокостюмы, но и в них мы порядком мерзли. Ведь работать приходилось столько, сколько требовала обстановка: не успеешь согреться, как снова нужно идти в воду. Уже при первом погружении гидрокостюм изнутри подмокал, и в последующие спуски чувствовали себя в нем не совсем уютно. Самым продолжительным стало полуторачасовое непрерывное погружение, после которого в буквальном смысле зуб на зуб не попадал. Но организм выдержал, и мы даже не простудились.
Кстати, массу хлопот доставляли слои опресненной воды. Они образуются из-за таяния льдов. Попадая в такой слой, наше оборудование быстро покрывалось льдом, а из дыхательного аппарата вырывался воздух, да так сильно, что на поверхности воды бил небольшой искусственный «гейзер». Поскольку мы теряли запас воздуха, дышать становилось очень трудно, а порой и вовсе невозможно. При всплытии иногда приходилось дышать из вырывающихся в воду пузырей воздуха. Пока всплывешь, заглатываешь полтора-два литра ужасно невкусной морской воды.
Нам удалось достаточно герметично закрыть пробоину. Насосы стали справляться с откачкой воды, сорванный люк плотно закрыли. После ремонта биологи на судне отправились изучать запасы криля и рыбы в антарктических водах, а уж затем, забрав на станции сезонную экспедицию, взяли курс на Севастополь.
-- Пластырь был установлен профессионально, а поврежденный отсек надежно загерметизирован, так что сокращать программу плавания в антарктических водах и ремонтировать судно в иностранном порту не пришлось, -- говорит директор Украинского антарктического центра Валерий Литвинов. -- Судно показало свою пригодность к плаванию в сложных ледовых условиях. А два двигателя и дополнительные емкости для топлива позволяют совершать походы в Антарктиду максимально быстро, лишь в одним-двумя заходами в порты.