Известный мастер рассказал «ФАКТАМ» об аварии, в которую попал еще в детстве, и признался, что практически никогда не страдает похмельем
-- Уйдите со сцены! -- настойчиво упрашивал Борис Краснов музыкантов певицы Ани Лорак во дворце «Украина». -- Я не хочу, чтобы кого-то из вас убило. Пусть вначале смонтируют декорации, а потом вы продолжите репетировать.
Как удалось выяснить, над головами артистов висело 300 (!) килограммов декораций, разработанных Борисом Красновым специально для сольного концерта украинской исполнительницы. Оказывается, в практике Бориса Аркадьевича были опасные ситуации на сцене, связанные с его декорациями.
-- Когда-то во время репетиции Игоря Крутого железное дерево сорвалось и воткнулось в сцену, -- рассказал художник. -- Счастье, что под ним никого не было!
Бывший киевлянин Борис Краснов сотрудничает практически со всеми известными артистами России. Он создал для сольных концертов Александра Розенбаума вокзальные ворота, для Александра Малинина строгую белую колоннаду, для Игоря Крутого покатую крышу с дымоходами И это только то, что вспоминается «навскидку». Наблюдая за работой Бориса Аркадьевича во дворце «Украина», я в очередной раз удивлялась: откуда он черпает силы?
-- Бытует мнение, будто вы -- вампир, «тянете» энергию из других людей, чтобы работать 24 часа в сутки.
-- В этом что-то есть. Я чувствую, как получаю энергию во время общения с приятным, интересным для меня человеком. Именно за это я очень люблю Клуб веселых и находчивых. Считаю, все серьезные взрослые люди, которые любят КВН, неосознанно «вампирят». Во время игры происходит мощный выброс адреналина. Ребята творят на глазах зрителей, и энергия просто хлещет со сцены. Как ею не подпитаться?
-- Смех целебен?
-- Да. Хорошо, когда смеешься. Это лучше, чем плакать.
-- Вы болезненный человек?
-- Нет. Болячки вылезают, как только я расслабляюсь. Чтобы избежать этого, много работаю. А вот в детстве пришлось в больнице полежать -- после того как попал под машину на улице Ивана Кудри в Киеве. Мне было десять лет. После сильной простуды ходил на процедуры в поликлинику. И вот, торопясь на лечение, я решил перебежать дорогу в удобном для меня месте В результате аварии потерял селезенку. Это случилось в мае, а уже в конце июня я сдавал вступительные экзамены в художественную школу.
Во время интервью Борис Краснов успевал не только отвечать на вопросы, но и объяснял, как сделать кофе «с пеночкой», одновременно говорил по телефону и общался с другом. При этом он ни на минуту не терял нить беседы.
-- Когда вам лучше работается -- утром, вечером, ночью?
-- Бывают дни, когда получается все, что задумал, а бывает -- все валится из рук. На это могут влиять магнитные бури -- я их ощущаю. Кроме того, недавно узнал, что в организме мужчины происходит нечто подобное женскому месячному циклу, отсюда периодические спады.
-- У вас есть метод, позволяющий избежать «критических дней»?
-- Я с этим не борюсь. Просто пью больше кофе, позволяю себе хлопнуть рюмочку, чтобы взбодриться.
-- И что в рюмочку наливаете?
-- Предпочитаю три напитка: воду без газа, пиво и водку. Вино не пью -- в свое время в Грузии обпился.
-- Похмельем часто страдаете?
-- У меня в принципе похмелья не бывает. Похмельный синдром, как мне объяснили, это когда алкоголь плохо расщепляется в крови. У некоторых народов -- калмыков, бурятов, индейцев -- этот механизм не работает. Поэтому они пьют до белых губ. У меня, видимо, в крови все ферменты присутствуют. И даже если я сильно выпиваю, то через два часа «здоров». Сразу после переезда в Москву у меня была возможность целый день никуда не ехать, а с утра принять сто граммов и лечь спать. Сейчас не могу себе такого позволить.
-- Вы гурман?
-- Я люблю вареную курицу, соленые огурцы, воблу, креветки, ребра, крылышки В еде главное -- чтобы все было свежее и вкусное.
-- А проблемы с пищеварением часто возникают?
-- Да, но с советских времен мой организм выработал защиту: если меня сразу клонит ко сну, значит, отравился и нужно все «вернуть». Я поступаю так, и поэтому не довожу дело до серьезного отравления. Когда я еще в Киеве жил, мы всемером собрались на Лесном массиве, взяли на закуску в магазине липкую колбасу -- другой не было А по пути домой мне стало плохо. Я вышел из автобуса, и где-то во дворах меня вывернуло. Тем и обошлось. Остальные неделю в больнице пролежали!
Борис Аркадьевич постоянно курил во время нашей беседы. Казалось, новую сигарету прикуривает от только что выкуренной.
-- Начал курить относительно поздно: летом перед десятым классом, -- говорит он. -- Все мои ровесники к тому времени уже дымили. Ну как тут не закурить! Да еще и художники из Чернигова приезжали, постоянно устраивали костры-мостры Помню, первое время от сигарет тошнило, но «подсел». Я считаю, курение -- гадость страшная.
-- А бросить сил не хватает, да?
-- Думаю, однажды припрет. Мужики ведь трусы, особенно если речь идет об их здоровье. Скажут мне: «Завтра умрешь» или «Ногу отрежем», тогда и брошу.
-- Часто к врачам обращаетесь?
-- Нет, но уже пора. Мне 41 год. Надо бы собой заниматься. Видимо, некий ресурс уже исчерпан. То живот ноет, то печень. Давление скачет. Лет пять назад у меня постоянно болел живот. Пошел я на зондирование «кишку» глотать -- издевательство какое-то! -- и после этого мне сказали: язва полтора сантиметра. Назначили лекарства, диету. И мой друг Петя, архитектор из Киева, точно подметил: «Как изменилась твоя жизнь: раньше ты не знал, что у тебя язва, а теперь знаешь».
Когда человек знает о своей болезни, то не может не думать о ней. Недавно мою маму положили в больницу в Москве. У нее были хорошие анализы, но она решила сделать УЗИ. Врачи увидели какую-то гадость -- вроде ничего злого, однако «гадость» удалили. Можно вот так пойти к врачам и найти что-то такое, с чем бы жил лет десять без проблем. Наверное, именно поэтому все идут к врачу, когда уже совсем плохо.
-- Что вы делаете в первую очередь, если простужаетесь?
-- Я верю в аспирин. При появлении первых симптомов простуды нужно принять ударную дозу. И тогда, как правило, все проходит. А вот водка с перцем -- не метод. Водка хороша с мороза, когда замерз и нужно согреться. Если я чувствую приближение гриппа, растираюсь вьетнамской «звездой» -- отлично помогает. Когда я в Москве жил на чердаке, где не было отопления, меня именно это и спасало.
-- У вас хорошая память?
-- Я лучше усваиваю то, что пишу. Запоминаю хорошие шутки, анекдоты, которые помогают в жизни. А помнить номера телефонов, считаю, глупость. Понял однажды, что башка забита ими. И выбросил из головы.
-- Многочасовые перелеты и разница во времени сказывается на вашем самочувствии?
-- Я в Нью-Йорке был 54 раза, не раз летал в Токио Разница во времени, конечно, ощутимая. В день прилета я абсолютно вырубленный. Поэтому стараюсь прилететь вечером, чтобы сразу отдохнуть. В самолете не пью -- это только вредит адаптации. Но если приезжаю из Москвы в Киев, то нормально включаюсь в ритм: разница в час для меня незначительна.
-- Со спортом на «вы»?
-- Я азартный человек, никогда не валяюсь на пляже -- играю в волейбол, -- отвечает Борис Аркадьевич. -- Спорт люблю за проявление человеческого характера. Ненавижу, когда о футболе говорят: «Двадцать два дурака на поле». Так ко всему можно относиться. Мол, этот кривляется на сцене, а тот мазюкает Спорт -- тоже театр. Я не люблю субъективный спорт -- тот, где победа зависит от мнения судей. В плавании, легкой атлетике приплыл или прибежал на секунду быстрее -- и возразить нечего.
-- Вы детей своих стараетесь закалять, к спорту приучаете?
-- Нет, к сожалению. Но они ходят в бассейн. У какого нормально работающего мужика есть возможность заниматься детьми? Этим сейчас занимаются бабушки-дедушки. Наверное, я буду воспитывать внуков. К тому времени успокоюсь, наживу немножко денег, дам образование детям. Им сейчас семь и десять лет. Хотя, конечно, я один день в неделю хожу с ними в цирк, гуляю, стараюсь выезжать с детьми на недельку: мы были в Вене, Нью-Йоркском зоопарке, парижском Диснейленде. Летом по воскресеньям езжу с ними на дачу. Обязательно вожу на их цирковые представления, чтобы дети видели животных, а не ужасных шреков, покемонов. Я очень жалею, что цирк теряет популярность. Это потрясающий вид искусства. И дело даже не в дрессуре. Во время представления происходит общение. Это весело и смешно. Кстати, я оформлял первый Всемирный фестиваль цирка на Красной площади. Построил тринадцать миницирков всех цивилизаций. После этого на мои идеи обратили внимание греки, немцы, португальцы
-- Творчество и психическое здоровье взаимосвязаны. Многие знаменитые художники были больны
-- Искусство -- это ощущение жизни, а кому что для этого нужно -- черт его знает, -- задумался мой собеседник. -- Дюрер должен был обязательно выпить чашечку кофе со сдобной булочкой, чтобы начать работать. Кто-то другой нюхал сушеные груши -- они навевали, возможно, воспоминания о детстве. У каждого есть своя шизуха, свое настроение.
-- У вас есть такая персональная «груша»?
-- Я не имею права на эмоции. У меня масса проектов, со мной вместе работает много людей, за которых я отвечаю. Безусловно, иногда «пробивает» на идею, но в основном все базируется на профессионализме. Фигурист на одной технике, без вдохновения, откатается так, что это будет выглядеть достойно. Техникой можно вызвать вдохновение. А для этого нужно быть мощным ремесленником. Ждать, когда придет вдохновение -- это путь в тупик. У меня есть срок: допустим, 28 марта в 19. 00 должен подняться занавес. И кого волнуют мои эмоции, переживания, семейные обстоятельства?
-- Когда ломают вашу декорацию, что вы чувствуете?
-- То же, что испытывает машинист, когда под откос идет поезд. Перед тем как декорации уничтожат, нужно проследить, чтобы все было сфотографировано. Нельзя же сохранить такие объемные предметы! Но ощущение, что убивают твое дитя, в которое вкладывалась душа, присутствует всегда.
-- О вашей коллекции молочников из кофейных наборов ходят легенды. Вы так сильно любите молоко?
-- Трудно сказать. Это просто «дурка», начавшаяся неожиданно. Я коллекционирую только белые молочники. Очень правильно в телепередаче про коллекционеров сказал Валдис Пельш: «Мне не нравится, что дети собирают покемонов. Их 156 штук. Эта коллекция конечна». И я своему сыну не хочу их покупать. Кстати, Валдис собирает военные головные уборы времен обеих мировых войн. Я ему привез шлем 1930-го года из Швейцарии. Валдис был так доволен!
-- Приходилось воровать молочники?
-- Я обычно выклянчиваю. В России мне чаще их дарят. В гостиницах, как правило, заказываю в номер кофе и ворую молочники. Считаю это незазорным -- я ведь достаточно заплатил. В Вене есть стариннейшая кондитерская, оттуда молочник вынес мой технический директор, засунув его в кармашек. А какой молочник я видел в Милане -- модерн!! Но хозяин кафе не согласился его отдать. Я помню, где находится эта кофейня. Буду там -- «добью» хозяев. В крайнем случае украду.