Отец забрал его оттуда почти в невменяемом состоянии
В декабре прошлого года Олег Константинович пришел в «ФАКТЫ», чтобы дать объявление о розыске пропавшего сына. Нервно мял в руках шапку, рассказывая о том, в чем был одет 20-летний Антон. Срывающимся от волнения голосом спросил, как часто находят пропавших без вести людей. В глазах Олега Константиновича была безысходность и тоска. Через две недели он позвонил в редакцию и сказал, что нашел Антона в компьютерном клубе. Выслушав поздравления, со вздохом признался: «Он сильно изменился, как будто это не наш сын». Рассказать о своем горе пообещал позднее, когда Антон придет в себя. Наша встреча состоялась через четыре с половиной месяца.
-- Антон учился в институте, а по вечерам составлял компьютерные программы для фирмы, -- начал свой рассказ Олег Константинович (имена и фамилии героев публикации изменены по этическим соображениям. -- Авт. ) -- Иногда звонил и предупреждал о том, что переночует на работе. Утром, как правило, приезжал домой, завтракал и отправлялся в институт. Примерно полгода назад пропал на два дня. Вернувшись, сделал вид, будто ничего не произошло.
После этого случая Антон все чаще являлся домой под утро, а на вопрос, где был, обычно отвечал: «На работе». Но позвонив директору фирмы, Олег Константинович узнал, что Антон уволен за прогулы.
10 декабря Антон дома не ночевал. В институте Олегу Константиновичу сказали, что студент Николаев уже неделю не посещает занятия. Спустя трое суток после исчезновения сына родители написали заявление в милицию. Там им посоветовали поместить объявление о розыске в «ФАКТАХ».
-- Я обзвонил все соответствующие городские службы, но безрезультатно, -- вспоминает Олег Константинович. -- И тут мне на глаза попалась заметка в газете, где речь шла о пареньке, который, «присев» на компьютерные игры, украл дома 100 гривен и двое суток «путешествовал» по компьютерным заведениям. Я вспомнил, что Антон в последнее время по выходным дневал и ночевал у компьютера, играя в какую-то «стрелялку».
В Киеве сотни компьютерных клубов и интернет-кафе. Поиски Антона могли затянуться надолго, если бы не помог случай. Поздно вечером позвонил какой-то парень и, приняв Олега Константиновича за Антона, спросил: «Ты все еще в «Бухте» торчишь?»
-- В блокноте сына я нашел несколько телефонных номеров и наудачу стал названивать, -- продолжает Олег Константинович. -- Один из знакомых Антона сказал, что «Бухта» -- это круглосуточный компьютерный клуб, и назвал его адрес (название клуба изменено. -- Авт. ) Через полчаса мы с женой прибыли в клуб. Антон сидел за компьютером. Он посмотрел на нас, как на пустое место, но, похоже, узнал. Взяв за руку, я повел его за собой, как бычка на привязи. Это был не наш сын, а какое-то покорное и безвольное существо!
Олегу Константиновичу удалось выяснить, что Антон около года назад всерьез увлекся компьютерными играми и даже в составе команды участвовал в нескольких международных турнирах К врачам родители Антона обращаться не стали.
-- Компьютерные игры -- это самый настоящий наркотик, и пока Антон сам не захочет от него освободиться, никто ему не поможет -- ни психиатр, ни психолог, -- убежден Олег Константинович. -- Сын сидел целый месяц под домашним «арестом», а сейчас копает траншеи. Потихоньку приходит в себя, но, честно говоря, до раскаяния еще далеко.
-- Нельзя однозначно утверждать, будто компьютеры или Интернет вредны, -- говорит психолог Школы выживания при Киевском доме учителя Татьяна Семенова. -- Однако всемирно известный академик Николай Бехтерев однажды заметил, что «любой фанатизм разжижает мозги». Многие специалисты действительно приравнивают компьютерную зависимость к наркологической или алкогольной, но знак равенства между ними ставить нельзя. Утративший связь с реальным миром геймер (переводится с английского как игрок. -- Авт. ) все же в состоянии вернуться к прежней жизни, а для наркомана это весьма проблематично.
За последние годы в Украине, как и во всем мире, среди молодежи необыкновенную популярность приобрел компьютерный спорт (киберспорт). Его возникновение связано с разработками специалистами таких ролевых игр, как «Дум», «Квейк», «Контрстрайк» и прочие. По сути они представляют собой «мочиловки» -- игрок, войдя в определенный образ, «бегает» по всевозможным лабиринтам и стреляет из различных видов оружия.
-- Только дилетанты считают игры типа «Квейк» тупыми, -- утверждает 18-летний Игорь, уже два года увлекающийся киберспортом, -- в них побеждает тот, кто лучше думает. Крутая папская демка (фрагмент боя двух компьютерных «авторитетов». -- Авт. ) на голову выше, чем любой американский боевик.
Разработчики игр быстро смекнули, что играть с машиной не так интересно, как с живым соперником, и ввели в программы коррективы, позволяющие людям сражаться друг с другом в сети. Геймеры объединились в кланы, которые стали съезжаться на чемпионаты и бороться за призы. Причем на этом деле можно неплохо заработать: призовой фонд международных соревнований иногда превышает 60 тысяч долларов!
Киевские геймеры и администраторы компьютерных клубов, с которыми беседовал корреспондент «ФАКТОВ», ничего плохого в киберспорте не видят. Чрезмерная жестокость в том же «Квейке» вовсе не означает, что геймер после игры выйдет на улицу и зарежет первую же попавшуюся старушку, убеждены фанаты компьютерных игр. Не надо ко всем бедам притягивать «за уши» компьютерные игры, считают киберспортсмены. Мол, когда подросток включает телевизор, на него обрушивается море крови и секса, но об этом почему-то предпочитают умалчивать.
Их противники вспоминают недавнюю трагедию в Германии, когда девятнадцатилетний житель Эрфурта расстрелял из помпового ружья и револьвера 17 человек. Он увлекался игрой «Контрстрайк», в которой террористы уничтожают стратегические объекты и захватывают заложников, а спецназовцы мешают им делать это. Друзья безумца утверждали, что он всегда сражался на стороне террористов. Выходя на улицу, чтобы устроить бойню, парень надел маскировочный костюм, похожий на одежду одного из компьютерных террористов.
Не менее дикая трагедия произошла в прошлом году в российском городе Кстове Нижегородской области, где покончили самоубийством шестеро(!) детей. Трое из них повесились, остальные прыгнули вниз с крыши многоэтажки. Судя по их дневникам, ребята увлекались японской компьютерной игрой «Последняя фантазия», представляющей собой множество версий борьбы со злом, в которой персонаж по имени Монах назначает герою дату его смерти. Подобные даты были и в записях школьников.
-- Наибольшую опасность для психики представляют ролевые игры, -- утверждает Татьяна Семенова. -- Игрок смотрит на мир как бы глазами своего компьютерного героя и, полностью растворившись в нем, перестает разграничивать реальный и виртуальный миры. Выходя на улицу, он теряется, ведь жизнь куда сложнее и многограннее, самой «крутой» игры, чувствует себя незащищенным, люди кажутся ему агрессивными, едва ли не врагами. Поэтому геймер спешит домой или в игровой зал и снова садится за компьютер.
По словам психолога, сравнивать боевики с компьютерными играми некорректно. Любой даже самый кровавый «ужастик» рано или поздно заканчивается, а в компьютерную игру можно играть бесконечно. Уход от реальности открывает перед человеком возможность почувствовать себя суперменом, вершителем судеб. Кроме того, в жизни каждый из нас смертен, а в игре можно сколько угодно «воскресать». Чем больше человек не удовлетворен реальной жизнью, тем чаще ему хочется погружаться в компьютерный мир. Особенно опасны эти игры для ребенка, чья психика еще не окрепла и связи с внешним миром только формируются.
-- Сегодня в психиатрии появился такой термин, как болезни зависимого поведения, -- говорит заведующий кафедрой психиатрии N 2 Киевской медицинской академии последипломного образования Анатолий Чуприков. -- К ним можно отнести и компьютероманию -- чрезмерное увлечение играми и Интернетом. Взрослые очень часто жалуются на своих детей, но в случае необходимости они должны убедить своих отпрысков обратиться за помощью к специалистам. Наша медицина располагает средствами, которые на некоторое время позволяют утихомирить страсть к играм.
Психиатры не видят никакой разницы между компьютерными и азартными играми. Они считают, что первые отличаются от вторых лишь более совершенной технологией, но не сущностью.
Недавние исследования японских ученых из университета Тохоку повергли мир в шок. Выяснилось, что компьютерные игры стимулируют развитие только тех участков головного мозга, которые отвечают за зрение и контроль движения. У геймеров совсем не развиваются лобные доли мозга, играющие ключевую роль в самоконтроле, совершенствовании памяти, в эмоциональном поведении и способности к обучению. У молодых людей, часами просиживающих за компьютерами, память хуже, чем у их родителей. Это связано с тем, что всю информацию «новое поколение» заносит в «напоминальники» и редко держит ее в голове.
-- Многие родители положительно относятся к тому, что их дети увлечены компьютером, -- говорит Татьяна Семенова. -- Ребенок рядом, его всегда можно проконтролировать. На самом деле, он только физически находится в поле зрения взрослых, но никто не знает, что происходит с его душой и мыслями. Родителям необходимо интересоваться, какими играми увлекаются дети, и следить, сколько времени они посвящают компьютеру. Чтобы подсчитать, сколько минут ваше чадо может провести за экраном монитора, надо его возраст приравнять к минутам и умножить на два или на три. Если ребенку, например, 10 лет, то его однократная «доза» не должна превышать 20--30 минут. После этого необходимо делать перерыв на два-три часа. Следует учитывать и то обстоятельство, что для детей, начиная с пятого класса, наиболее важным является общение со сверстниками, а не с «умными» машинами.