Політика

Парламентские фракции параллельно с избранием спикера начали делить комитеты верховной рады

0:00 — 23 травня 2002 eye 226

В особой цене -- бюджетный, топливно-энергетический, правовой, промышленный и экономический

Баталии вокруг главного парламентского «блюда» -- постов спикера и двух его заместителей -- вначале несколько отвлекли внимание от «десерта» в виде комитетов Верховной Рады. Это и понятно: тот, кто завладеет руководящими постами в парламенте, будет определять и всю его деятельность на ближайшие четыре года. Однако рано или поздно спикера и его замов изберут, и тогда начнется вторая часть формирования законодательного органа -- распределение между фракциями парламентских комитетов, которая может быть не менее сложной, чем сама спикериада.

Распределение комитетов может вызвать новые трения между фракциями

Как говорится, спикер спикером, а посты руководителей комитетов означают дополнительные, и причем немалые, возможности для принятия тех или иных решений в новом парламенте. Это понимают народные депутаты, а потому количественные и качественные варианты распределения стратегически важных должностей готовились задолго до начала работы нового парламента и теперь активно обсуждаются внутри фракций. Следовательно, не исключены новые трения между депутатскими группами, поскольку 23 существующих комитета абсолютно неравноценными назвать трудно.

Например, тот, кто будет руководить бюджетным комитетом, получит в свои руки рычаги влияния на основной финансово-экономический документ страны и его показатели. Кроме того, этот пост предполагает постоянное пребывание на политическом поле в центре внимания, чем в прошлом парламенте не преминули воспользоваться Юлия Тимошенко и Александр Турчинов, поочередно главенствовавшие в этом комитете.

Комитет финансовой и банковской деятельности дает значительные возможности в решении вопросов управления этой сферой, что в условиях коммерциализации (т. е. увеличения бизнес-представительства в новом парламенте) приобретает дополнительный вес. А о комитете, который будет курировать топливно-энергетический комплекс, и вовсе говорить не приходится. Достаточно вспомнить значимость энергетического сектора нашей экономики, так называемые «энергетические» войны в бытность экс-главы корпорации ЕЭСУ вице-премьером и влияние на них парламентского комитета.

Торги вокруг мест в комитете по промышленной политике будут серьезными

Название комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций говорит само за себя. Это возможность держать руку на пульсе экономических процессов и инвестиционного климата в стране. В парламенте прошлого созыва возглавлявший этот комитет Алексей Костусев был назначен впоследствии главой Антимонопольного комитета.

Не менее ценен и комитет по промышленной политике и предпринимательству. А с учетом того, что в новый парламент прошло немало генералов от промышленности, торги вокруг мест в этой парламентской структуре будут серьезными. В предыдущем созыве Верховной Рады на этом процессе, образно говоря, банк сорвал главный «яблучник» Михаил Бродский.

Главенство в комитетах по вопросам правовой политики, законодательному обеспечению правоохранительной деятельности, борьбе с оргпреступностью и коррупцией, а также комитете по вопросам национальной безопасности и обороны -- это возможность быть на короткой ноге с судебной системой страны и силовыми ведомствами. Впрочем, насколько эта возможность реализуется, знают побывавшие уже в этих креслах Александр Задорожний, Иван Билас, Юрий Кармазин и Борис Андресюк.

Довольно лакомым кусочком будет и комитет по регламенту и депутатской этике. Как показала практика работы предыдущей Верховной Рады, манипуляция парламентским регламентом может иногда существенно посодействовать при принятии или непринятии того или иного решения. А аргументированное объяснение главы регламентного комитета, почему за один законопроект можно голосовать по несколько десятков раз, а в отношении другого такой вариант исключается, иногда превосходит по красоте изложения выступления лауреатов Нобелевской премии мира. В предыдущем созыве аплодисменты коллег не раз срывал Виктор Омелич.

Комитеты по молодежной политике, физкультуре и спорту, вопросам культуры и духовности, как правило, играют роль «довеска»

Скорее всего, не избежать «кровопролитных» парламентских боев и за звание главного в Верховной Раде по вопросам свободы слова. Уж очень эта тема, свобода слова, стала популярной у политиков. Особенно, если необходимо засветиться за рубежом в качестве приверженца и борца за идеи демократии. Ну а в Украине, по крайней мере, складывается такое впечатление, рассказать (не делать, конечно) о том, какой должна быть свобода слова, многие политики считают чуть ли не признаком хорошего тона.

В противовес вышеперечисленным ценность остальных комитетов, как правило, несколько снижена. Из-за сложных социально-экономических условий не очень высоко котируется комитет по вопросам социальной политики и труда, охраны материнства и детства. Что можно понять: до полного благополучия у нас еще далеко, поэтому законодательную работу в этой сфере назвать благодарной трудно. Как правило, не приносят народным депутатам больших дивидендов комитеты по молодежной политике, физической культуре и спорту, по вопросам культуры и духовности, а также комитет, занимающийся проблемами ветеранов, пенсионеров и инвалидов. Поэтому, скорее всего, они будут играть роль «довеска» в торгах за престижные вакансии.