Виктор Ющенко сказал, что извиняться не собирается, и объяснил почему: «Мы играли в шахматы, а с нами -- в Чапаева»
Очередной раунд парламентских переговоров по поводу избрания руководства «благополучно» провалился: коммунисты и «Наша Украина» так и не смогли поделить лавры победителей. Два пакета на пост спикера Верховной Рады и его замов не выдержали проверки на прочность ни с той, ни с другой стороны. Первый пакет, коммунистический (в составе: Мартынюк, Бессмертный, Тимошенко), набрал всего лишь 149 голосов. Второй, «нашеукраинский» (Бессмертный, Мартынюк, Николаенко), из-за провала первого вообще был снят с голосования. Из развития сюжета следует, что фракции КПУ и «Наша Украина» так и не смогли договориться и теперь балансируют на грани окончательного разрыва.
Механика провала выглядела предельно просто: во время голосования по «коммунистическому пакету» представители «четверки» (фракций «Наша Украина», СПУ, БЮТ и КПУ) не смогли (или не захотели?) в отведенное для этого время опустить необходимое количество бюллетеней в избирательные урны. При этом сейчас очень трудно проверить, кто кого «подставил»: Симоненко -- Ющенко или наоборот. Лидер сторонников идей Ленина уверен в предательстве «Нашей Украины». Петр Симоненко обвинил «нашеукраинцев» в том, что их бюллетени были принесены к месту голосования уже после того, как истекло время, отведенное на эту процедуру. «Я сам лично был свидетелем тому. Их принес депутат Василий Червоний», — цитирует слова П. Симоненко агентство «Українськi новини». После чего главный коммунист в ультимативном тоне потребовал от В. Ющенко публичных извинений за срыв договоренностей. «До тех пор, пока один из лидеров (фракции «Наша Украина». -- Авт. ) публично не извинится, мы принимать участие в голосовании не будем», -- сказал лидер КПУ.
Но Виктор Ющенко не чувствует за собой никакой вины. Он уверяет, что его фракция выполнила свою часть договоренностей на все 100%. А все коллизии вокруг этого вопроса, по мнению экс-премьера, -- интерпретации, которые его не интересуют. Сам процесс голосования по «коммунистическому пакету» Ющенко образно охарактеризовал так: «Мы играли в шахматы, а с нами -- в Чапаева». Тем не менее, глава «нашеукраинцев» не считает последнюю безуспешную попытку избрания спикера и его замов провалом. «Мы с вами получили урок», -- цитируют экс-премьера «Українськi новини». Однако Виктор Андреевич добавил, что обвинения в адрес «Нашей Украины» о несоблюдении договоренностей по выборам руководства Рады являются политической спекуляцией.
В принципе, виновными в срыве договоренностей могут быть как коммунисты, так и фракция «НУ». Например, сторонники Симоненко таким нехитрым образом попытались сохранить свое лицо и оправдать нежелание голосовать за пакет «Нашей Украины». Следовательно, «коммунистический пакет» могли провалить и сами члены фракции КПУ. Дело в том, что, согласно ранее достигнутым договоренностям, фракция «НУ» должна была отдать за пакет КПУ 108 голосов «нашеукраинцев» взамен на 60 голосов коммунистов за свой, если первый не пройдет. Но этот, образно говоря, туз не сыграл. Сторонники Симоненко прониклись ситуацией и могли специально не вбросить бюллетени с той целью, чтобы потом обвинить фракцию Ющенко в срыве договоренностей и провале голосования по их пакету
Впрочем, у лидера «Нашей Украины» тоже были свои резоны провалить избрание спикером Адама Мартынюка. Ведь наблюдатели достаточно высоко оценивали шансы Романа Бессмертного стать главой Верховной Рады. Поэтому вполне логичным выглядит саботаж фракцией «НУ» «коммунистического пакета» с целью провести свой. Но поскольку голосование было тайным, сейчас выяснить, кто виноват, очень трудно. Тем не менее очевидно одно: после взаимных обвинений коммунисты и «нашеукраинцы» уже вряд ли смогут договориться.
А из этого следует, что настало время новых договоренностей и конфигураций, точнее -- возврата к старым, где ключевым фигурантами являются фракции «Единая Украина» и СДПУ(о). Теперь все парламентские комбинации будут осуществляться с учетом этих двух депутатских объединений. И общий язык с ними будут искать как коммунисты, так и Ющенко. Преимущество фракции КПУ заключается в том, что их амбиции сейчас намного меньше, чем у «Нашей Украины». Сторонники Симоненко, понимая, что их «золотая акция» начинает терять вес, от претензий на руководящие посты могут и отказаться.
А вот у «НУ» аппетиты все больше разгораются. Напомним, что в качестве компенсации потери поста Председателя Верховной Рады Ющенко потребовал гарантированную возможность получения его фракцией должности главы Кабмина, министерские портфели и ключевые парламентские комитеты. При этом, что далеко немаловажно, «НУ» требовала пост премьера до избрания спикера. Этот своеобразный ультиматум сорвал переговорный процесс между «Единой Украиной» и фракцией Ющенко и, образно говоря, бросил экс-премьера в объятия коммунистов. Однако они оказались не столь теплыми, как на то рассчитывал Виктор Андреевич.
Поэтому экс-премьеру придется несколько умерить свой пыл: после размолвки с Симоненко его фракция находится не в той весовой категории, чтобы выдвигать заведомо завышенные требования. Скорее всего, о посте премьера Ющенко придется забыть, удовлетворившись несколькими правительственными портфелями. Как заявил один из лидеров фракции «Единая Украина» Сергей Тигипко, при условии избрания Владимира Литвина спикером и сохранения за Анатолием Кинахом должности главы правительства «мы, «Единая Украина», могли бы поделиться портфелями, создать коалиционное правительство и двигаться дальше». А само объединение усилий «Единой Украины» и «нашеукраинцев» выглядело бы, по мнению Тигипко, «более органично», чем союз с коммунистами, который «является абсолютно ненормальным».
Петр Симоненко огорчился из-за того, что бюллетени «нашеукраинцев» были принесены к месту голосования уже после его окончания, отметив: «Я сам лично был свидетелем этому »