Події

Торговец наркотиками так разъярился, что собаку буквально проклинал: если бы не она, вовек ничего бы не нашли!

0:00 — 29 травня 2002 eye 258

По количеству обнаруженных наркотиков -- около 220 килограммов эрдельтерьер Семибой стал чемпионом Украины

До того как Семибой попал в руки к Александру, эрдельтерьер сменил нескольких хозяев. Пес был умным, смышленым, но уж больно агрессивным -- прежние владельцы, не умея найти с ним общего языка, передавали собаку друг другу. В конце концов Семибоя привезли на границу -- а вдруг тут пригодится его злобный нрав? Пограничники собаку приняли и решили сделать из нее помощника.

«Пес категорически отказывался даже общаться со мной»

Взять Семибоя предложили прапорщику Александру Ткаченко: приручишь -- вместе отправитесь в школу инструкторов служебных собак, предложили ему. Вначале Александр сомневался: справится ли? Но решил попробовать. Привел пса домой и понял, что завоевать у него авторитет будет непросто.

-- Эрдельтерьеру сама порода диктует поведение: чуть что ему не по нраву -- бросается в бой, -- говорит Александр. -- Вот и Семибой в первый же день искусал мою жену и дочь. Теща в истерику: «Или я, или твоя собака!» Я пытался найти подход к Семибою лаской, но собака не только не давала себя погладить, а категорически отказывалась даже общаться со мной. Тогда я пошел на крайнюю меру: вывел пса в поле, зачитал его права и -- четыре километра кросса! После пробежки у взмыленного Семика не осталось никаких сил для сопротивления, и я занялся дрессурой. Через неделю он стал меня слушаться.

В школе Семибой успешно сдал экзамен на пригодность к охранной и поисковой работе. Началась учеба: шесть часов теории, обед и шесть часов практики. Благодаря смекалке и отменным рабочим качествам пес схватывал все буквально на лету, а вот Александру пришлось поднатужиться. Инструктор должен научиться мгновенно определять направление ветра, температуру почвы, досконально знать устройство машин, кроме того, понимать каждый звук, вздох и движение своего питомца. Ведь очень важно вовремя помочь собаке, если она растерялась, иногда и подбодрить. А доверять «напарнику» нужно, как самому себе.

-- Казалось, мы с Семибоем всему научились, но приступили к службе -- и никаких наркотиков целый год! -- вспоминает Александр. -- Я занервничал: может, ошибся с выбором специальности? В это время сумская милиция готовила операцию по изъятию незаконно хранимых наркотиков. Меня попросили помочь. И… Семибой обнаружил 300 граммов конопли! В тот день я понял, что делаю свое дело. А в 1998 году нас пригласили к участию во Всеукраинской операции «Наркотик».

«Что-то не так, думаю: хозяйская собачонка маленькая, а будка у нее большая»

-- В антинаркотические операции инструктора с собакой отправляют за несколько сотен километров от места постоянного проживания -- во избежание мести, -- объясняет Александр Ткаченко. -- Вспышки агрессии у наркоманов чаще всего обращены против того, кто нашел припрятанное зелье, -- значит, против собак. Помню, пришли мы с работниками милиции в дом к человеку, которого подозревали в незаконном хранении наркотиков. Ищем, ищем, -- никакого результата. А хозяин веселится: «Ищите, менты поганые! Ишь, еще и собаку притащили, и она такая же глупая, как вы сами».

Обидно было такое слушать, да что делать -- «при исполнении»! К тому же, мне не на хозяина, а на собаку следует реагировать. Смотрю: Семибой возле собачьей будки крутится. Хозяйский пес с цепи рвется, а мой гавкнет на него пару раз и замрет, принюхиваясь. Что-то тут не так, думаю: хозяйская собака маленькая, а будка у нее огромная. Я ребятам: «Давайте собачью будку проверим». Одна стенка в будке оказалась двойной, в зазоре и хранился контейнер с наркотиками. Их запах отбивал запах другой собаки, вот Семибой и не смог сразу определить, где спрятаны наркотики, но в конце концов учуял.

Пока ребята изымали обнаруженное вещество, я пошел в хозяйский сад проветриться. Сел в беседку, а Семик за мной -- и прыг на диван, что в беседке стоял. Может, в диване что спрятано? Открыл -- там противень. Поднял руку, чтобы яблоко с дерева сорвать, и замер: между веток болтается кулек. Там и был наркотик. Хозяин так разъярился, что собаку буквально проклинал: мол, если бы не она, вовек ничего бы не нашли!

«18 килограммов маковой соломки мы с Семибоем нашли на чердаке. Это едва не стоило нам жизни»

-- За последние годы хранители «дурмана» стали более изобретательны в методах маскировки наркотических веществ, -- продолжил Александр. -- Используют табак, кислоты, всевозможные химические препараты, испарения и острый запах которых обжигает слизистую и притупляет обоняние собаки. Но любимым местом хранения наркотика растительного происхождения по-прежнему остается чердак, где его лучше всего просушивать.

-- Именно на чердаке мы с Семибоем нашли 18 килограммов маковой соломки, но это едва не стоило нам жизни. Проводили обыск в доме пожилой женщины, которая, по всем данным, занималась торговлей наркотиками. Мы с «напарником» полезли на чердак. Дом был старенький, под ногами у нас все буквально хрустело и сыпалось. Пес так рвался вперед, что я понял: нашел! Ступил за ним и вместе с Семибоем провалился вниз -- в комнату. Поднимаюсь -- вроде цел. Семик тоже в порядке. Но собака вырвалась и снова на чердак! Признаюсь, идти туда снова не хотелось. Но как же так, пес не испугался, а я… И я полез за Семибоем, который уже поджидал меня возле мешка с маком.

Эрдельтерьеры отличаются редким упрямством. Для работы это прекрасное качество, но, по словам Александра, бывали случаи, когда оно доводило до смешного.

-- Обыскивали одну квартиру, -- вспоминает прапорщик. -- Семибой забрался под кровать и рычит. Я наклонился туда и вижу: на обойном листе гора марихуаны. Я Сему: «Вылезай!» А он не хочет! Но я не имею права изымать наркотики без свидетелей, нужно идти их искать. Одного пса оставить в квартире боюсь -- мало ли что случится. Давай я его… за хвост тянуть. Семик упирается лапами -- я тащу. Вот картина была…

На счету у Александра и Семибоя 220 килограммов изъятых наркотиков. За проявленную смелость в ходе операций Александр Ткаченко был награжден медалью «За мужество в охране государственной границы». Служат-то они с Семибоем на границе, а милиции помогают. И пусть у пса нет ни одного обнаружения на самой границе, зато по количеству найденных наркотиков в ходе всеукраинских операций -- он чемпион!