К счастью, все пострадавшие во время столкновения двух трамваев в Николаеве остались живы
Николаев гудит. На каждой трамвайной остановке потенциальные пассажиры передают друг другу подробности субботнего ЧП, когда на перекрестке трамвай маршрута N 7 «протаранил» двигающуюся ему наперерез «единичку». «А вы знаете, что погиб водитель?» -- «Да! А кроме него, еще семь пассажиров!» -- «Не семь, а одиннадцать!» Бабки утирают слезы, мужчины скорбно качают головами. Но, к счастью, эти слухи преувеличены. Все пострадавшие во время аварии остались живы.
-- Приблизительно в 8 утра, ведя трамвайный вагон по маршруту N 7, я подъехала к перекрестку улицы Строителей и Октябрьского проспекта, -- рассказывает вагоновожатая Алла Басова. -- Под светофором стоял трамвай, вокруг которого собралась толпа. Остановив свой вагон, я подошла поближе. Трамвай, который следовал по первому маршруту, сошел с рельсов. Хвостовая часть была разворочена. Обломки железных стоек, ступеньки, чудовищной силой завернутые внутрь вагона В салоне были поломаны кресла и все засыпано битым стеклом. Пострадавших уже вынесли. У одного юноши из руки хлестала кровь. У другого была разбита голова. Третьему, с поврежденной ногой, какой-то высокий мужчина накладывал шину из палочек. Парень громко и отчетливо кричал: «Как больно, где же «скорая»?» (Потом оказалось, что этот молодой человек -- полностью глухой, чужую речь понимает лишь по губам и в обычной жизни говорит так, что его почти нельзя понять. -- Авт. ) Метрах в пятнадцати на путях стоял вагон седьмого маршрута, с разбитой кабиной. Стало ясно, что трамваи столкнулись между собой. Женщины-вагоновожатые стояли тут же, в толпе. Светлана Никитина -- та, которую «протаранило», была белая как мел. Вторая, Алена Остроухова, плакала.
Водитель трамвая N 1 Светлана Никитина, вагоновожатая с более чем 30-летним стажем, до сих пор в шоке. Она вспоминает, как, неспешно тронувшись с остановки, выехала на перекресток и вдруг увидела, что справа, с боковой улицы, наперерез ей несется трамвай N 7. Представив, что сейчас будет, Светлана попыталась уйти от столкновения. Прибавила скорость, надеясь проскочить. Но ей не хватило нескольких секунд. Кабина «семерки» с грохотом воткнулась в хвостовой отдел «единицы». Зазвенело стекло, заскрежетало железо. 18-тонный вагон слетел с рельсов.
-- Зачем я сел на сиденье? Ведь обычно никогда этого не делаю! -- недоумевал потом один из пострадавших, 24-летний Сергей О, пассажир «единицы». -- Если бы стоял, увидел бы надвигающийся трамвай, отпрыгнул подальше от окна. А так удар был внезапным. Меня качнуло назад, ударило головой о поручень. Сверху посыпалось битое стекло. Через минуту глаза оказались залиты кровью.
Из объяснений двух глухонемых, находившихся в момент удара на задней площадке «единицы», сделанных ими письменно на тетрадном листке, выходило, что они тоже по сторонам не глядели. Ехали на работу (оба занимаются сборкой мебели), общались между собой, оживленно жестикулируя. Как написал 22-летний Володя С. , удара он не слышал, но почувствовал сотрясение вагона всем телом. Перед тем как упасть, успел посмотреть в окно. Увидел, как в трамвайный вагон, прямо на него, въезжает пустая, без водителя, кабина с зажженными фарами Он закричал и потерял сознание. Пришел в себя лишь под белой лампой в машине скорой помощи. 25-летний Миша К. тоже потерял сознание, и очнулся уже в больнице -- с рваной раной плеча и сотрясением мозга.
Зато пассажиры «семерки» успели понять, что происходит что-то неладное. Их трамвай развил невероятную для такого вида транспорта скорость -- 45--50 км в час. Грохоча, он мчался к перекрестку, поднимая вокруг себя облако пыли. Но люди, находившиеся внутри вагона при запертых дверях, не могли ничего предпринять. Да и не успели бы -- все произошло так быстро!
-- Грех так говорить, -- сказал один из свидетелей. -- Но если бы мы не врезались в пересекавший нам дорогу трамвай, то оказались бы на проспекте в куче с машинами.
Водитель злополучной «семерки», выступившей в роли тарана, 31-летняя Алена Остроухова, закончила курсы вагоновожатых восемь месяцев назад. Но руководство депо считало ее (во всяком случае, до происшествия) грамотным и дисциплинированным специалистом. Молодая женщина не признает себя виновницей ЧП. Она утверждает, что двигалась к перекрестку со скоростью всего 15 километров в час. Перед поворотом она попыталась затормозить, но вагон пошел «юзом» -- так трамвайщики называют состояние, когда колеса уже не вращаются, а вагон движется вперед по инерции -- и стал неуправляемым. Вагоновожатая задействовала все тормозные системы, но вагон остановить не удалось. Что, возможно, свидетельствует о его технической неисправности. У Алены есть свидетель, подтверждающий, что все именно так и было. Это ее муж, Игорь Остроухов. По стечению обстоятельств он -- единственный пассажир трамвая N 7, серьезно пострадавший при аварии.
-- То, что я попал в вагон именно к Алене, -- случайность, -- утверждает Игорь. -- Я сел в трамвай с передней площадки, за три остановки до происшествия, ехал по своим делам. Мы с женой обменялись парой фраз и больше не общались, поскольку это запрещено инструкцией. Если бы в момент удара я находился возле кабины и разговаривал с женой, как теперь некоторые это пытаются представить, то вряд ли остался бы жив. Ведь основная сила удара пришлась на вагон как раз спереди справа. Но я встал за перегородкой, отделяющей кабину от салона, возле ящика с песком. Возможно, это меня и спасло. Скорость движения, я уверен, не превышала 15--20 км в час. Метров за двести до столкновения я почувствовал, что с трамваем что-то неладно. Он катился, будто на лыжах. Алена в кабине чем-то щелкала, видимо, она пыталась остановить трамвай. Потом раздался тупой удар. Меня снесло со ступенек. Нога ушла вниз, надо мной оказалась груда искореженного железа. Свою туфлю я потом нашел в десяти метрах от вагона. Выбравшись, кинулся к кабине, которая тоже была завалена обломками. Алена, съежившись, сидела на полу. Слава Богу, вроде живая. Я спросил, не ушиблась ли она, что у нее болит. Она отвечала, что все в порядке. Я стал отдирать эти железки, чтобы ее высвободить, -- как мог, одной рукой. Второй рукой двигать не мог, хотя тогда не чувствовал боли. (Позже медики установили у Игоря открытый перелом правого локтя. -- Авт). С помощью подоспевшего водителя встречного трамвая мы вытащили обломки, жена смогла выбраться. Она сама пострадала во время столкновения -- повредила ногу, сейчас ходит в гипсе. Но главное, о чем мы беспокоимся, -- чтобы удар не повредил нашему будущему малышу, до появления которого осталось пять месяцев.
В считанные минуты к месту ЧП подъехало несколько машин скорой помощи. Нуждающихся в срочной медицинской помощи -- таких было одиннадцать человек -- увезли в больницу. Самых тяжелых больных оказалось четверо: юноша с черепно-мозговой травмой попал в отделение нейрохирургии, двое с резаными ранами и переломами были направлены в травматологию, а тот, что с поврежденной ногой, угодил в реанимацию. По словам врача больницы скорой помощи Ольги Ивановской, принимавшей пациента, ткани стопы 22-летнего глухого юноши были так раздроблены, что сохранить конечность не представлялось возможным. После консилиума медики приняли решение об ампутации.
-- Действительно, этот перекресток -- место коварное, -- поделилась своими соображениями начальник отдела безопасности движения городского трамвайно-троллейбусного управления Лариса Маркина. -- Участок пути, по которому движется «семерка», засажен акациями, цветы и листья которых, падая на рельсы, создают возможность чрезмерного скольжения колес. Поэтому превышение скорости здесь недопустимо. Для невнимательных водителей выставлен знак «Пропусти трамвай» -- специально для тех, которые собираются выезжать на проспект с тенистой аллеи.
-- Но Алена, видимо, очень торопилась, -- заметил заместитель директора управления Сергей Изосимов. -- Она опаздывала по графику на три минуты, а у нас это карается. За опоздание или преждевременное прибытие к диспетчерской водитель получает «красный тур» -- отметку в бортовом журнале, влекущую за собой снижение премии. Еще, вероятно, Остроухова хотела проскочить перед «носом» у водителя трамвая другого маршрута, который имел все шансы прийти на остановку раньше нее и забрать всех пассажиров.
В том, что между двумя городскими трамвайными депо идет нешуточная борьба за пассажира, я убедилась в тот же день. Во время нашего разговора со специалистами в городскую службу безопасности движения пришло сообщение, что на трамвайных путях подрались два водителя -- из-за того, кто первый пройдет стрелку и, соответственно, первым на остановке возьмет пассажиров.
-- Вина водителя однозначна, -- резюмировала Лариса Маркина. -- Если бы Остроухова ехала действительно со скоростью 15 км в час, как она утверждает, то легко избежала бы столкновения. Об этом свидетельствуют результаты следственного эксперимента, проведенного нами в тот же день. Ей было достаточно лишь снять ногу с педали безопасности, и система экстренного торможения сработала бы автоматически. Открылись бы «песочницы», посыпающие путь песком, упали бы магнитные колодки, притягивающие вагон к рельсам с силой в 20 тонн, и трамвай встал бы, как вкопанный. Но Алена этого не сделала. На протяжении 200 метров до аварии на рельсах мы не заметили никаких следов торможения. Тормоза сработали, лишь когда вагоновожатая упала на пол от удара. Так что, скорее всего, Остроухова, торопясь на остановку, разогнала вагон до такой скорости, что он стал неуправляемым.
Решительная позиция руководства трамвайно-троллейбусного управления понятна. Ведь если в случившемся виновна не растерявшаяся беременная женщина, то останется пенять на техническое состояние изношенного вагона. И хоть начальник депо уверяет, что вагон проходил плановый осмотр за несколько часов до выхода на линию, мы-то помним, что самая страшная трамвайная авария в Украине (в Днепродзержинске в 1997 году, когда потерявший управление трамвай сошел с рельсов и на полном ходу врезался в бетонную стену, из-за чего погибло более 20 человек) произошла именно из-за неисправности тормозов.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело. Последнее слово в решении извечного вопроса «Кто виноват?» будет принадлежать следствию и суду. С Алены Остроуховой пока взята подписка о невыезде. Количество пострадавших стремительно растет. В трамвайное управление звонят люди, которые называют себя экс-пассажирами известных теперь каждому николаевцу трамваев и требуют денежной компенсации. А один мужчина, предъявив поцарапанные ягодицы, сказал, что согласен взять дровами
-- Для тех, кто лежит в больнице, трамвайно-троллейбусное управление перечислило 5 тысяч гривен на оплату лекарств, семь человек сдали кровь для прооперированных, -- заключил Сергей Изосимов. -- А с остальными будем разбираться -- кто действительно пострадал, а кто хочет примазаться к чужому горю. Весомым доказательством неприятной поездки будут свидетельства других пассажиров и, главное, наличие прокомпостированного билета на поездку именно в этом трамвае.
Так-то, господа зайцы. Никогда не знаешь, как жизнь повернется.