Культура та мистецтво

На кинофестивале «молодость» был показан фильм шведского режиссера о судьбе героини публикации «фактов» -- вдовы припятского пожарного людмилы игнатенко

0:00 — 3 листопада 2001 eye 718

На украинский фестиваль знаменитый польский режиссер Ежи Кавалерович не только привез в Киев историческую драму «Камо грядеши» и спустя 52 года посетил родное село Гвоздь на Ивано-Франковщине

От скандальных фильмов зритель кряхтел и корчился

В нынешнем году фильмы фестиваля «Молодость» посетило рекордное число зрителей -- 104 тысячи человек. Давка творилась неимоверная: на вечерние сеансы и фильмы знаменитых режиссеров места нужно было занимать минут за сорок до начала показа. К примеру, мировая премьера картины «Несправедливая конкуренция» мэтра итальянского кино Этторе Скола сопровождалась полицейскими мерами: всех, кто в зал не помещался, сдерживали охранники, и на протяжении всего сеанса «мученики» издавали протяжные стоны по ту сторону двери. А тех счастливцев, которые забронировали своим телом заветное сиденье в зале, не выпускали даже в туалет. А все потому, что накануне народ прибыл в таком количестве, что не только стоял в проходах, но и лежал на сцене. Вот такая жажда искусства.

У самих кинотворцов ажиотаж, похоже, вызывал только радость. Голландский режиссер Йос Стеллинг заявил, что такой реакции публики, как у нас, он не видел в других странах, и сообщил, что собирается снимать фильм о славянском менталитете. Точнее, об отличиях его от западного. Съемки будут проходить непосредственно в Киеве. Привезли свои новые картины Этторе Скола и польский режиссер Ежи Кавалерович. Причем Кавалерович не только представил экранизацию романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши», но и спустя 52(!) года посетил родное село Гвоздь на Ивано-Франковщине, где даже уцелел дом и могилы родных. Кстати, режиссер рассказал, что в Польше кино переживает настоящий ренессанс. Поляки стали ходить в кинотеатры, поэтому снимать кино -- дело выгодное. К примеру, фильм Ежи Гофмана «Огнем и мечом», на который были затрачены миллионы, окупился уже многократно. Историческая драма «Камо грядеши», посвященная первым христианам в агонизирующем Риме эпохи Нерона, снята по всем законам приключенческого жанра: сплошная кровь да любовь. Особенно зал радовали сцены со львами: милые зверюшки эффектно разорвали в Колизее пару тысяч христиан. Но вообще,конечно, от американского кино (времен «Клеопатры» и «Бен Гура») польские зрелищные фильмы отличаются в лучшую сторону. Как-то интеллигентнее, хотя и с размахом зрелищного блокбастера.

Нужно сказать, что не меньше зрителей поразили скандально-эротические фильмы «Пианистка» (Франция), «Остров» (Корея) и «Интимность» (Франция). Абсолютно разные, все они были посвящены телу и его страстям. У корейского режиссера Ким Ки Дука страсть была сопряжена с такими нехарактерными для европейцев садомазохистскими проявлениями, что зритель кряхтел и корчился -- особенно впечатляли рыболовецкие крючки, которыми герои фильма истязали себя.

Украинское кино: почетное звание примитивизма

Особенным событием фестиваля стал фильм, который имеет непосредственное отношение к Украине. Шведский режиссер Гуннар Бергдал снял фильм о вдове припятского пожарного Василия Игнатенко, который одним из первых поднялся на крышу ЧАЭС, тем самым пожертвовав своей жизнью. О судьбе Людмилы Игнатенко, героини фильма, писали «ФАКТЫ», и в частности, не сочтите за нескромность, автор этих строк. Тогда, более года назад, эта история, не растиражированная ни одним из СМИ Украины, вызвала у наших читателей потрясение -- ведь Людмила последние две недели жизни мужа просидела рядом с ним. Он излучал такую радиацию, что и сама Люда, и ребенок, которого она носила под сердцем, облучились. Дочка сразу после рождения погибла. Удивительно, что шведскому (не отечественному!) режиссеру удалось так передать трагедию, которую повлекла авария на Чернобыльской. Особенно впечатляющими были моменты, когда шведские режиссер и оператор вместе с Людмилой отправились в Припять. Люда не была в своем родном доме 14 лет! Камера фиксирует, как она видит заколоченную дверь и пытается ее открыть, плачет, вспоминает молодость, каждое мгновение жизни с Василием… Украинский продюсер фильма Александр Шпилюк вспоминал, что во время съемок Людмила подружилась с Гуннаром и перестала бояться камеры. Поэтому фильм получился таким искренним.

Что же касается конкурсной программы, то в этом году были сплошь личные драмы из жизни обычных, рядовых людей. Европейское кино все дальше уходит от сюжета. И, пожалуй, если и в дальнейшем фильмы будут столь же серьезными и философскими, фестиваль нужно будет переименовать в «Зрелость». Украинское кино, как всегда, было не в тонусе: в боевике Владимира Тихого о жизни детей, моющих автомобили, голливудские потуги привели к полной драматургической несостоятельности. Не спасли картину даже симпатичные актеры-дети. А короткометражные украинские картины претендовали разве что на звание примитивистского искусства… Но даже если на фестивале в будущем будут лишь европейские картины, зрителю и этого хватит. Для полного счастья.