Події

Практически каждый третий маршрутный микроавтобус в столице ездит на «лысой» резине. И это накануне зимы!

0:00 — 15 листопада 2001 eye 369

Любят водители маршруток и быструю езду, забывая о своей ответственности за жизнь и здоровье пассажиров

Недавнее дорожно-транспортное происшествие на столичном проспекте Палладина, где маршрутный микроавтобус столкнулся с груженым многотонным КАМАЗом (»ФАКТЫ» об этой аварии писали подробно), заставило задуматься над вопросом: безопасно ли ездить в общественном транспорте? К сожалению, стремление водителей маршруток «сорвать» за день побольше денег и получить приличную зарплату отодвигает на задний план ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.

Поэтому ездить во многих маршрутках стало действительно опасно, ведь зачастую их водители вытворяют на дороге каскадерские трюки не хуже, чем в зарубежных боевиках. Хотя гарантировать пассажирам в первую очередь безопасную поездку велят водителю не только правила дорожного движения, но и все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность таксомоторных маршрутов.

«На мокрой дороге машину может в любой момент занести или раскрутить на месте»

Следствие по факту аварии на проспекте Палладина, где пострадало 13 человек, еще не закончено, и конкретную вину участников ДТП определит суд. Но это лишь одна конкретная трагедия на улицах города. За последние две недели сотрудники столичной ГАИ провели несколько профилактических рейдов, в ходе которых проверяли водителей маршруток. Поездив с инспекторами несколько дней, лично я убедился: подобная авария может повториться в любое время и на любом маршруте, а среди жертв окажется любой из нас.

Изучив проблему изнутри, понимаешь, что пассажиры -- своеобразные заложники не только недисциплинированных водителей. Не менее опасны «скрытые» нарушения, о которых, садясь в маршрутку, мы и не подозреваем, -- технические неисправности машины. А ведь впереди зима, и на мокрой, покрытой снегом или гололедом дороге безопасность поездки зависит не только от опыта водителя, но и от состояния автомобиля…

Станция метро «Нивки» -- один из крупных пересадочных узлов, здесь конечная остановка нескольких маршруток. Подходим, сразу же бросается в глаза абсолютно «лысая» резина на одном из колес стоящего микроавтобуса. Хотя в путевом листе, предъявленном водителем, проставлен штамп механика, подтверждающий исправность машины и разрешающий выезд на линию.

-- Практически на каждой третьей маршрутке «лысая» резина, -- говорит старший госавтоинспектор УГАИ Киева майор милиции Алексей Михальченко. -- И это накануне зимы! Хорошо, сейчас дорога сухая, а вдруг дождь пойдет или снег? А с такой резиной на мокрой, заснеженной дороге ни ехать нормально, ни тем более затормозить -- машину может в любой момент занести. И все -- автомобиль уже неуправляем.

Водитель с явной неохотой откручивает номерной знак. На сегодня его поездки уже закончены, теперь придется ехать на станцию диагностики ГАИ, где проверят, устранена ли неисправность, и лишь тогда вернут номера. Пока оформляют протокол, рядом притормозила еще одна маршрутка.

-- Обратите внимание, -- обращается к участникам рейда майор Михальченко, -- практически нулевой рисунок протектора двух ведущих колес. Это гораздо опаснее, чем в предыдущей машине. Да, у сотрудников станции диагностики «клиентов» в ближайшие дни прибавится.

Справка. Управление транспортным средством (ТС) с неисправной тормозной системой или рулевым управлением наказывается штрафом от 17 до 34 гривен, другие неисправности, с которыми эксплуатация ТС запрещается -- от 8,5 до 17 гривен. Наказание определяет суд. (Части 1, 2 статьи 121 Кодекса об административных нарушениях (КоАП).

Вместо 13 указанных в техпаспорте сидений в салоне микроавтобуса было 16. Причем одно приварено буквально к ступенькам

Едем к метро «Святошин» -- еще одному крупному пересадочному узлу. Рядом с нами паркуется «Газель» 203-го маршрута. Машина перегружена так, что дно салона чуть ли не до асфальта достает.

-- Вот и еще одно нарушение, -- комментирует один из сотрудников ГАИ, -- в автомобиле намного больше пассажиров, чем это предусмотрено. На подобное отступление от правил мало кто обращает внимание: водителю -- дополнительный заработок, пассажирам -- лишь бы не опоздать. Но ведь машина рассчитана на перевозку определенного количества людей, и если ее постоянно перегружать, в любой момент «полетит», скажем, рессора или другая важная деталь. А при движении это опасно. Уже было несколько таких случаев, но тогда, слава Богу, обошлось без пострадавших.

Правда, после недавних происшествий многие перевозчики строго-настрого наказали водителям не брать лишних пассажиров, а в салонах машин вывесить соответствующие объявления. Но поступают так далеко не все. Массовые нарушения -- остановка маршруток во втором ряду (водитель обязан припарковаться возле тротуара). Таким образом, микроавтобус создает помехи другим участникам дорожного движения, что зачастую приводит к заторам, а водитель подвергает пассажиров определенному риску. Вдруг по крайне правой полосе проедет автомобиль? Трагедии не избежать. Водители маршруток имеют право останавливаться по требованию пассажира, но только в местах, где остановка автомобиля не запрещена правилами дорожного движения.

Справка. Несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, нарушение правил остановки и стоянки, перевозки людей наказывается, по решению суда, предупреждением или штрафом от 3,4 до 8,5 гривни. (Часть 2 статьи 122 КоАП).

Нельзя продавать на ходу билеты. Ведь отвлекаясь, водитель не может полностью контролировать ситуацию на дороге. Из-за этого часто возникают аварийные ситуации и даже случаются ДТП. Но большинство водителей игнорирует запрет, а если автоинспектор и поймает нарушителя «на горячем», то сможет сделать ему только замечание. Штраф за такую «вольность» не предусмотрен.

На одной из подъехавших к остановке маршруток не было номерного знака. Оказывается, за несколько часов до встречи с нами водителя уже проверяли сотрудники ГАИ и… запретили эксплуатацию машины! Вместо 13 указанных в техпаспорте сидений в салоне было 16, причем одно приварено буквально к ступенькам. К тому же в машине оказалась неисправной рулевая система. Но, несмотря на предыдущий запрет и подобное техническое состояние, водитель продолжал возить пассажиров. Установка дополнительных сидений -- еще одно массовое нарушение, относимое многими к числу «незначительных».

Справка. Согласно статье 37 Закона Украины «О дорожном движении» запрещается пользование ТС с изъятием номерных знаков в случае технических неполадок, при которых эксплуатация транспортных средств не допускается.

-- В этом случае идет большая нагрузка на ось, ходовая часть перегружена, -- уточняет майор Михальченко. -- Она просто не выдержит, и со временем машина на дороге станет неуправляемой. Да и пассажиры могут получить травмы, упав при резком торможении с плохо прикрепленных сидений.

Справка. Сегодня в столице действуют 245 таксомоторных маршрутов, работают почти две тысячи единиц подвижного состава -- автобусы малой и средней вместимости, принадлежащие перевозчикам разных форм собственности. Основное преимущество: микроавтобусы ездят чаще и быстрее общественного транспорта, а маршруты их «охватывают» большинство улиц, кварталов, массивов, где такой транспорт не ездит.

Всего за полчаса мимо автопатруля ГАИ промчались шесть маршруток со скоростью до 80 км/час при допустимой 60 км/час

Следующая остановка -- станция метро «Петровка». Тут работает автопатруль Ватутинского ГАИ. Менее чем за полчаса они сняли семь номерных знаков с неисправных микроавтобусов! Здесь обнаруживаем «левые» маршрутки в сторону Троещины. У одного из водителей нет абсолютно никаких документов, разрешающих перевозить пассажиров и свидетельствующих о технической исправности машины, но зато имеется… мобильный телефон. Размахивая им, он грозится позвонить своему шефу, однако, узнав о присутствии журналиста «ФАКТОВ», успокаивается. Но и наказать водителя «левой» маршрутки невозможно -- в Кодексе в административных правонарушениях нет соответствующей статьи. Остается лишь предупредить.

Вдруг внимание «рейдовцев» привлекает резкий визг тормозов. На наших глазах едва не произошла авария. Водитель 234-й маршрутки, заполненной пассажирами, неожиданно поехал навстречу движению (несмотря на знак «одностороннее движение») и чуть не столкнулся с другим микроавтобусом. Типичная аварийная ситуация. Изобразив полное раскаяние, водитель объяснил свой поступок… заботой о пассажирах: мол, впереди огромный затор, и, чтобы выиграть время, он «трошки порушив». Стоимость такой заботы предстоит оценить судье, который рассмотрит протокол об административном нарушении.

Справка. Нарушение правил дорожного движения, которые стали причиной создания аварийной ситуации, то есть заставили участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения… наказывается штрафом от 34 до 68 гривен или лишением права управления ТС на 6--12 месяцев (Часть 4 статьи 122 КоАП).

По словам начальника управления ГАИ г. Киева полковника милиции Анатолия Павловского, в этом году за грубые нарушения правил дорожного движения к административной ответственности были привлечены более 200 (!) водителей маршрутных микроавтобусов. Некоторые из них проезжали даже на запрещающий сигнал светофора! А ведь каждое такое нарушение правил могло стать причиной не менее серьезной аварии, чем случившаяся 29 октября на проспекте Палладина. Кстати на месте этого ДТП запрещен поворот влево. Но, как рассказали жители близлежащих домов, часть водителей попросту… игнорирует этот запрет. Подобный маневр на оживленной магистрали с практически непрерывным движением (проспект Палладина -- часть Большой окружной дороги) может обойтись слишком дорого. А ведь надо проехать всего лишь несколько сот метров, чтобы без помех развернуться…

Любят водители маршруток и быструю езду, забывая о допустимой скорости. Чтобы убедиться в этом, много времени не потребовалось. Всего за полчаса шесть маршруток промчались по проспекту Победы мимо автопатруля ГАИ, оснащенного специальным прибором, со скоростью 70--80 км/час (допустимая -- 60 км/час). Но автоинспекторы лишь развели руками -- после изменений в Кодексе об административных правонарушениях за превышение скорости до 20 км/час штраф не предусмотрен, значит, водителей этих маршруток не накажешь. Приходится ограничиваться лишь устным предупреждением.

Справка. Превышение скорости более чем на 20 км/ч, проезд на запрещающий сигнал светофора нарушение правил обгона или встречного разъезда, проезда перекрестков, начала движения, изменения направления движения наказывается штрафом от 8,5--17 гривен. (Часть 2 статьи 12 КоАП).

Даже если после судебного разбирательства водителя и оштрафуют, то столь незначительную сумму он отработает быстро.

Сегодня на многих столичных маршрутах работают иногородние водители, не имеющие ни опыта работы в режимах интенсивного движения транспорта, ни навыков управления в экстремальных ситуациях. Порой на их «стажировку» перевозчики отводят день-два. Поэтому Главное управление МВД Украины в г. Киеве предлагает обязать автотранспортные организации столицы при приеме на работу иногородних водителей направлять их в ГАИ для проверки знаний правил дорожного движения и навыков управления автобусом в городских условиях.