Події

Самых симпатичных украинских туристок немецкие полицейские при обыске раздевали догола прямо на привокзальной площади

0:00 — 30 листопада 2001 eye 3694

Поездка в Германию обернулась для нескольких наших сограждан тюремным заключением. Так закончилась операция немецкой полиции по борьбе с «работорговлей»

-- А теперь, дамочки, давайте-ка быстренько разденемся. Маечки подняли наверх, трусики спустили ниже колен. Раз-два, присели на корточки! Кто присесть не может -- наклонитесь пониже. Так начался обыск украинских туристок в мюнхенском полицейском участке.

«Немецкий полицейский сказал, что в нашем автобусе едет «работорговец» с группой нелегальных рабочих»

В редакции раздался телефонный звонок. Подняв трубку, я услышала только женские всхлипы и рыдания. Наконец успокоившись, собеседница представилась Евгенией Николаевной и рассказала, что в первых числах сентября она отправилась с мужем в туристическую поездку в Германию, которая закончилась для нее заключением в женскую тюрьму Дахау.

Со слов Евгении Николаевны, они с мужем давно собирались навестить своих друзей, живущих в Италии. Супруги обратились к знакомой, которая работала в ивано-франковской турфирме. Она пообещала недорого оформить туристическую визу и забронировать номер в немецком отеле, чтобы супруги могли без проблем под видом туристов въехать в Германию. А оттуда до Италии -- рукой подать. Семейная пара заплатила деньги и через две недели получила на руки все документы.

-- Наши неприятности начались, еще когда мы ждали автобуса, -- рассказывает Евгения Николаевна. -- В него набилось столько людей с багажом, что мы с мужем едва втиснулись на самые последние сиденья. Ни о каком комфорте и речи быть не могло…

В Мюнхен украинские туристы приехали поздно ночью. Едва автобус остановился на привокзальной площади, как вдруг пассажиров ослепил яркий свет, со всех сторон ударивший в окна. Автобус был оцеплен мюнхенской полицией.

-- Нас быстро высадили и начали обыскивать, -- вспоминает Евгения Николаевна. -- С особым энтузиазмом немцы принялись за женщин. Самых симпатичных они раздевали почти догола прямо на привокзальной площади. Мы ничего не могли понять -- что случилось, в чем мы провинились?

-- Неужели стражи порядка вам ничего не объяснили?

-- Нет, совершенно ничего. Я немного понимаю немецкий и попыталась сама выяснить, почему нас обыскивают. Один полицейский сказал, что у нас фальшивые визы и в нашем автобусе едет «работорговец» с группой нелегальных рабочих. Но скоро все выяснится, и мы поедем дальше.

Но не тут-то было. Разобраться на месте немецкие стражи порядка не смогли. Забрав у туристов все документы и деньги, они быстро рассадили людей в микроавтобусы и развезли по полицейским участкам. Тогда Евгению Николаевну и разлучили с мужем. Встретились они только через три недели… дома.

-- В участке нас снова обыскали, но уже более тщательно, -- продолжает Евгения Николаевна. -- Обыск проводила женщина-полицейский, но при этой процедуре присутствовало несколько мужчин. Это было так унизительно. Нас заставляли высоко задирать блузки, а мужчины подходили и щупали грудь. Потом надо было спустить брюки или юбки вместе с бельем ниже пояса и низко наклониться или присесть. А мужчины-полицейские ходили вокруг и оценивали особенности телосложения наших туристок. Особого внимания удостаивались полные женщины.

Нескольким туристам из нашего автобуса удалось позвонить в украинское консульство. Но, поскольку дело было ночью, им ответил дежурный, который сказал, что сейчас помочь ничем не может.

«На многих решетках висели розовые сердечки. Это означало, что заключенные занимаются любовью»

-- После обыска нас развели по одиночным камерам, где мы провели ночь на голых нарах, -- продолжает Евгения Николаевна. -- Не было ни белья, ни мыла, ни туалетной бумаги. Только утром появилась переводчица и начала выяснять, зачем мы приехали в Германию. Но, как мы потом поняли, это была чистая формальность. У нас взяли отпечатки пальцев, зафиксировали все швы, родинки, татуировки, количество зубов, цвет глаз, и все занесли в свои картотеки. А затем туристов начали распределять по разным немецким тюрьмам. Кто-то остался в мюнхенских кутузках. Я попала в печально известную женскую тюрьму Дахау.

-- Как вам там жилось?

-- Самым тяжелым воспоминанием для меня остаются тщательные обыски. Трижды меня обыскивали в полицейском участке в Мюнхене. По прибытии в Дахау пришлось пережить гинекологический осмотр. Девочки рассказывали, что тех, у кого в это время были критические дни, заставляли избавиться от тампонов: ведь наркокурьеры используют все возможные способы, чтобы доставить в тюрьмы наркотики. Нас обыскивали и перед освобождением из тюрьмы, и по прибытии в аэропорт. Мы все время чувствовали себя преступниками.

-- Евгения Николаевна, а в тюрьме вы могли общаться со своими?

-- Первую ночь я провела в камере с немкой-наркоманкой. У нее была страшная ломка, и я боялась, что она на меня нападет. А потом я попросила, чтобы меня перевели в камеру к нашим. Вместе было веселее. В тюрьме нам выдали хорошую одежду и обувь: две джинсовые юбки, двое джинсов, несколько футболок, необходимое белье, кожаные туфли, тапочки. Кормили нас тоже неплохо. Но звонить не разрешали. До приезда домой я не знала, что с моим мужем, где он. Очень переволновалась. У меня даже случился микроинсульт.

-- Значит, в целом немецкая тюрьма произвела на вас хорошее впечатление?

-- Ну, не плохое. Правда, нас пытались запугать другие заключенные. Нам приходилось проходить по другим этажам, где сидели махровые рецидивистки (в этой тюрьме несколько часов в день камеры были открыты). Там на многих решетках висели розовые сердечки. Это означало, что заключенным нельзя мешать, они занимаются любовью. А те, кто был в это время свободен, хватали за руки проходящих мимо, призывая к лесбийской любви. Эти мужеподобные женщины выглядели просто ужасно.

Заключенные немки сначала пытались нас третировать. Специально брали в столовой много блюд, чтобы нам ничего не досталось. Несколько раз, когда подходила наша очередь, еды уже не было, и мы уходили голодными. В душе они мылись так долго, что нам уже не хватало времени. Сначала мы их боялись и плакали. Потом решили в обиду себя не давать. В одиночку тюремными коридорами не ходили. Однажды заранее сговорились и тоже не дали немкам нормально пообедать. Оставили им один кисель. Мы держалась очень дружно и сплоченно, могли и сдачи обидчицам дать. Под конец нас даже побаивались и называли русской мафией.

Отсидев в женской тюрьме Дахау две недели, наши туристы были депортированы из Германии за нарушение визового режима. Их на три года лишили Шенгенской визы. Несколько человек подали заявления в суд. Евгения Николаевна пыталась судиться с фирмой, оформлявшей ей документы. Пока безрезультатно.

-- Почему никто не защищает наши права?! -- возмущается Евгения Николаевна. -- Если у всех, кто ехал в этом автобусе, -- а это были люди из разных городов Украины -- оказались фальшивые визы, то мы ведь в этом не виноваты. Кто-то же должен за это ответить! Я уже судилась с фирмой, которая готовила наши выездные документы. Но все напрасно. Мне даже не вернули деньги за оформление виз… Может быть, в нашем автобусе и были нелегальные рабочие, но почему невиновные люди были посажены в тюрьму?! Ведь перед нами никто даже не извинился!

«Не нарушайте законов и все будет в порядке. А наш МИД всегда защитит своих граждан»

За комментариями мы обратились в официальные и общественные структуры, которые занимаются проблемами туризма. Оказалось, что и сотрудники посольства Германии в Киеве, и начальник пресс-центра МИДа, и руководство Укрсоюзтура сомневаются в законопослушности Евгении Николаевны. Они уверены, что на самом деле она действительно намеревалась нелегально устроиться на работу за границей. А чтобы настоящие туристы не попадали в подобные ситуации, сотрудники консульского отдела посольства Германии настойчиво советуют оформлять свои выездные документы лично или же обращаться в крупные известные туристические фирмы.

Начальник пресс-центра Министерства иностранных дел Сергей Бородинков посоветовал всем туристам обязательно запасаться перед поездкой за границу номерами телефонов украинских консульств. И в случае возникновения конфликта сразу же обращаться туда за помощью.

-- По большому счету, эту ситуацию и комментировать нечего. Не нарушайте законов -- и все будет в порядке. А наш МИД всегда защитит своего гражданина, -- заверил Сергей Бородинков. -- Даже преступника, сидящего в тюрьме, мы будем опекать. Навещать в тюрьме, приносить газеты. Мы не оставим без внимания нашего человека в любой стране, в любой ситуации.

Заместитель генерального директора Всеукраинского союза ассоциаций, организаций и предприятий туристической сферы Игорь Поляков объясняет создавшуюся ситуацию тем, что наплыв нелегальной дешевой рабочей силы из бывшего Советского Союза (особенно из Западной Украины) в страны Европейского Союза приносит этим государствам огромные экономические убытки. Нелегалы попадают на Запад главным образом под видом туристов, совершающих турне в одну из европейских стран. Поэтому консульские отделы посольств Германии и Италии заняли очень жесткие позиции в отношении нелегальных рабочих, и посольство Германии ввело персональное собеседование с туристом. Гражданам, желающим без проблем съездить за рубеж, Игорь Поляков рекомендует скрупулезно следовать установленным правилам оформления документов, а не пренебрегать ими.

Полиция Мюнхена, столицы федеральной земли Бавария, комментирует ситуацию следующим образом. В туристическом автобусе, который следовал из Украины в Германию, находилась законспирированная сотрудница немецкой полиции, которая выдавала себя за туристку. Она прислушивалась к разговорам путешественников и выяснила, что несколько человек намеревались добраться до Италии и нелегально трудоустроиться. Все они получили визы нечестным путем и использовали их для пересечения границ и переездов по Германии. По прибытии на мюнхенский железнодорожный вокзал автобус был задержан. При проверке документов полицейские обнаружили различного рода нарушения. К примеру, у нескольких пассажиров были забронированы номера в гостинице в Берлине. А автобус направлялся совсем в другое место. К тому же многие пассажиры имели при себе билеты в разные итальянские города. Поэтому туристические намерения украинских граждан вызвали у правоохранительных органов Германии большие сомнения.

Объяснения туристов выглядели крайне неправдоподобно, тем более что некоторые из них подтвердили свои намерения найти работу в Италии. Туристическая программа поездки была выдана украинской фирмой с целью дезинформировать проверяющих в случае контроля. Таким образом, воспользовавшись визой, полученной за счет фальшивых данных, украинские граждане совершили правонарушения, предусмотренные несколькими статьями Уголовного кодекса и нарушили положения закона об иностранцах.