Події

Начальник госавтоинспекции мвд украины александр миленин: «действующее законодательство слишком лояльно к нетрезвым водителям. Поэтому нередки случаи, когда сотрудникам гаи приходится останавливать некоторых из них по несколь

0:00 — 6 жовтня 2001 eye 435

Но изъять у нарушителей водительское удостоверение и поставить машину на штрафплощадку не позволяет закон

Полгода прошло с момента принятия Верховной Радой Украины законодательных поправок в Административный кодекс в части ответственности за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Законом был предусмотрен ряд существенных изменений: уменьшены штрафы за нарушения ПДД, в корне изменен порядок их наложения. Сотрудники ГАИ реже стали останавливать водителей, а определение ответственности за допущенное правонарушение на дороге перешло в «руки» судебных органов.

По утверждениям самих водителей, многие даже растерялись, получив сразу столько «подарков» от законодателей. Ведь ни в одной стране мира для этой категории участников движения не предусмотрено такое количество послаблений, какое ныне существует у нас.

Но недавно прошел слух, заставивший изрядно поволноваться расслабившихся водителей: мол, некоторые нормативные акты, дарующие такие «вольности», отменены. Прокомментировать ситуацию на дорогах «ФАКТЫ» попросили начальника Главного управления ГАИ МВД Украины генерал-лейтенанта милиции Александра Миленина.

«На дисциплинированности наших водителей негативно сказались отдельные положения Закона»

-- Александр Леонидович, насколько мне известно, сотрудники ГАИ не в восторге от принятых в мае нынешнего года изменений в Административный кодекс. Так ли это?

-- Соблюдать нормы действующего Закона -- обязанность каждого работника милиции. Это, естественно, касается и поправок в Админкодексе в части ответственности за нарушение ПДД. Безусловно, законодатели, принимая данный закон, руководствовались благими намерениями, пытаясь адаптировать действующую в Украине систему админнаказаний к международным стандартам.

Однако теперь -- по истечении шести месяцев с момента его принятия -- мы убедились, что столь либеральное законодательство эффективно только тогда, когда водители осознают, насколько важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Ведь речь идет не просто о наказании -- штрафе или лишении водительского удостоверения, а прежде всего об ответственности не только за свою, но и жизнь других людей.

К сожалению, большинство украинских водителей еще не готовы к таким нормам поведения. Подтверждает мои слова печальная статистика: с мая на автодорогах Украины случилось почти 16 тысяч (!) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли более трех тысяч, а травмированы около 18 тысяч человек. Это намного больше, чем за аналогичный период в предыдущие годы.

Естественно, что причины таких происшествий различные. Однако, по моему мнению, на дисциплинированности наших водителей негативно сказались отдельные положения Закона. Один лишь пример: ответственность за превышение скорости до 20 км/час отменена. Получается, что по населенным пунктам можно безнаказанно ездить со скоростью 80 км/час. А ведь каждое седьмое ДТП с тяжкими последствиями происходит именно из-за превышения скоростных режимов.

-- А куда же тогда смотрит ГАИ?

-- К сожалению, указанные нововведения значительно ограничили возможности наших сотрудников, лишили их многих рычагов воздействия на нарушителей ПДД. Все, что вправе сделать теперь автоинспектор, -- это составить протокол о нарушении и передать его в суд, который и примет решение о наказании нарушителя. В то же время за такие серьезные нарушения, как проезд на запрещающий сигнал светофора (каждое восьмое ДТП), превышение скорости более чем на 20 км/ч, нарушение правил обгона (каждое шестое ДТП), штраф составляет всего 8,5--17 грн. , или же нарушитель вообще может отделаться предупреждением.

Да и ответственность недисциплинированных пешеходов, по вине которых случилось почти каждое второе происшествие, неадекватно опасности их правонарушений. Человек, перебегая улицу в неустановленном месте, рискуя при этом не только своей, но и жизнью других людей, в лучшем случае заплатит штраф, не превышающий восьми гривен.

«Наказать водителя, нарушившего правила парковки, зачастую и вовсе невозможно»

-- Ситуация же с наказанием пьяных водителей, по вине которых ежегодно страдает 2,5 тысячи участников дорожного движения, вообще парадоксальна, -- с горечью говорит Александр Миленин. -- Ежедневно наши сотрудники задерживают около тысячи (!) нетрезвых водителей. После составления протокола мы вынуждены… их отпустить. Ведь ранее действующий и довольно эффективный в таких случаях механизм изъятия удостоверения водителя и временное препровождение автомобиля на штрафплощадку теперь -- по новому Закону -- невозможно применить.

И не удивительно, что иногда одних и тех же водителей «под шофе» сотрудники ГАИ останавливают по несколько раз на день. Печальный итог такого либерализма: если раньше ДТП по вине подвыпивших водителей в больших городах происходили один раз в неделю-другую, то сейчас -- практически ежедневно (в некоторых зарубежных странах за подобную «вольность» можно сеть в тюрьму! -- Прим. авт. ).

Практически невозможно теперь привлечь к админответственности водителей, не имеющих постоянного места жительства, и иностранцев, временно пребывающих в Украине.

Еще одно ограничение: Закон запрещает снимать номерные знаки. Раньше подобная мера применялась, если автомобиль был технически неисправен (до устранения неполадки) или припаркован в неположенном месте. Теперь же нет никакой гарантии, что водитель не выедет на дорогу, к примеру, с неисправными тормозами, «лысой» резиной или неработающими габаритами… А ведь все это тоже серьезная угроза безопасности движения.

Наказать водителя, нарушившего правила парковки, зачастую и вовсе невозможно: номерной знак снять нельзя, а протокол в отсутствие водителя не составишь (многие нарушители, увидев, что инспектора рядом нет, быстро паркуются, закрывают машину и уходят, а затем, убедившись, что сотрудник ГАИ «разбирается» с другими, немедленно уезжает. -- Прим. авт. ).

Все это привело к тому, что улицы и тротуары, где висят знаки, запрещающие парковку, просто заставлены автотранспортом. Особенно остро эта проблема встанет зимой, когда коммунальные службы не смогут надлежащим образом очистить проезжую часть от снега.

«Законопослушным водителям не стоит волноваться»

-- Но вы же не вправе бездействовать, ссылаясь на несовершенство Закона?

-- Сотрудники ГАИ прилагают максимум усилий, чтобы в полном объеме выполнить возложенные на них обязанности. И, помимо пресечения грубых нарушений ПДД, наши работники ежедневно раскрывают еще и уголовные преступления, находят угнанные машины, задерживают водителей, незаконно перевозящих оружие и наркотики…

А что касается изменений в Админкодексе, то по инициативе МВД уже подготовлены наши предложения о пересмотре некоторых положений действующего Закона. Надеюсь, что к нашему мнению прислушаются и ситуация изменится.

-- А до тех пор вы решили своими силами наводить порядок на дорогах, отменив «известный» 83-й приказ, запрещающий останавливать водителей, не нарушивших Правила?

-- Хочу заметить, что этот приказ был подписан в феврале нынешнего года, то есть до принятия изменений в Админкодекс. Приказ действительно запрещал сотрудникам ГАИ безосновательно останавливать автомобиля, проводить техосмотры на дорогах, требовать у водителей дополнительные документы, кроме предусмотренных ПДД. Этим мы стремились улучшить взаимоотношения наших работников и участников дорожного движения. Но обидно, что некоторые злостные нарушители восприняли это как вседозволенность, стали прикрываться нашими призывами к либерализации и стремились уйти от ответственности. С принятием изменений в Административный Кодекс некоторые положения приказа себя исчерпали.

Следует также правильно понимать сложившеюся ситуацию: никто не отменяет обязанностей инспектора с уважением относиться к участникам дорожного движения, оказывать им необходимую помощь. Ведь многие действующие ныне нормативные акты, регламентирующие деятельность Госавтоинспекции (к примеру, постановление Кабмина от 14 апреля 1997 года N 341. -- Прим. авт. ), разрешают инспекторам останавливать только те транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения, а также когда есть данные, что автомобиль используется с противоправной целью.

А полный перечень документов, которые сотрудник ГАИ вправе потребовать у водителя, указан в Законе Украины «О дорожном движении» (принят 30 июня 1993 года. -- Прим. авт): «удостоверение, регистрационные и другие документы, которые подтверждают право на управление транспортным средством, а также дорожные (маршрутные) листы и документы на перевозимый груз (кроме владельцев транспортных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях)».

Таким образом, законопослушным водителям не стоит волноваться -- отношение к ним со стороны работников ГАИ будет только уважительным и вежливым. А к тем, кто систематически нарушает ПДД, использует автотранспорт в противоправных целях, и впредь станем применять все существующие меры влияния. Но, естественно, исключительно в рамках Закона.