Політика

«российский самолет ту-154 над черным морем сбила зенитная ракета с-200»

0:00 — 13 жовтня 2001 eye 924

Заявили вчера в Сочи секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук и его российский коллега Владимир Рушайло

Вчера в сочинской мэрии завершилось закрытое заседание российской государственной комиссии, расследовавшей причины гибели самолета Ту-154 над Черным морем. На нем присутствовали секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, украинские и израильские эксперты. Непосредственно перед заседанием они осмотрели извлеченные спасательно-поисковой группой обломки лайнера, рухнувшего в море 4 октября.

Версии теракта и технической неисправности на борту самолета исключены

С выводами комиссии журналистов ознакомил господин Рушайло: «Множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолета извне. На внешней обшивке фюзеляжа самолета Ту-154 и внутренней его части имеются схожие по форме пробоины. Механизм происхождения этих отверстий изучается техническими специалистами России и Израиля… »

Затем председатель комиссии констатировал: катастрофа произошла в результате поражения воздушного судна боевой частью зенитной ракеты. По его словам, в настоящее время «проводятся дополнительные исследования боевых повреждений фрагментов конструкции самолета и обнаруженных компактных стальных предметов боезапаса». Сделанное заключение полностью исключает версии теракта и технической неисправности на борту самолета.

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук согласился с предварительным выводом госкомиссии по расследованию причин крушения пассажирского самолета Ту-154 в Черном море. «Причиной катастрофы самолета Ту-154 могло послужить непреднамеренное поражение его ракетой С-200 во время учений войск ПВО Украины», -- заявил секретарь СНБО Украины.

В связи с этим Президент Леонид Кучма принял решение создать межведомственную комиссию по изучению обстоятельств катастрофы над Черным морем российского авиалайнера Ту-154. В состав комиссии войдут не только представители Министерства обороны страны, но и других министерств и ведомств. Комиссия создана в связи с необходимостью изучения всех версий катастрофы, в том числе и возможности поражения самолета украинской ракетой в ходе учений в Крыму 4 октября.

США не могут подтвердить момент столкновения ракеты с самолетом

Работе комиссии, устанавливающей причины гибели лайнера, вряд ли чем-либо могут помочь США. По данным УНИАН, вчера стало известно, что посол Соединенных Штатов Америки в Украине Карлос Паскуаль получил официальный ответ из Вашингтона: США не могут подтвердить попадание ракеты зенитно-ракетного комплекса С-200 в самолет Ту-154.

Как сообщает Defense-Express со ссылками на источники в Министерстве иностранных дел Украины, в официальном послании Государственного департамента США речь идет о том, что соответствующие службы имеют точные данные фоторазведки, которые подтверждают два пуска ракет С-200 4 октября в 9. 20 и в 9. 41 по Гринвичу (12. 20 и 12. 41 по киевскому времени. -- Авт. ) с Крымского полуострова, но «в то же время они не могут подтвердить момент столкновения ракеты комплекса С-200 с самолетом Ту-154».

После заявлений высокопоставленных российских и украинских участников заседания комиссии, российские средства массовой информации несколько изменили характер своих сообщений. Общий тон комментариев в прессе и на телевидении можно выразить одной фразой -- все ждут официальных извинений Украины. В противном случае российские юристы грозят международными судебными разбирательствами. Известный московский адвокат Павел Астахов считает, что нашей стране в случае признания своей вины ничего не грозит кроме… международного позора.

Вооруженным силам Украины грозят многомиллионные судебные иски

Между тем вчера Михаил Кошман, официальный представитель авиакомпании «Сибирь», самолет которой потерпел катастрофу над Черным морем, заявил о намерении предъявить вооруженным силам Украины судебные иски. По его словам, сумма исков окончательно еще не определена, но уже подсчитано, что прямой ущерб составил не менее 10 миллионов долларов. Сюда включается стоимость уничтоженного лайнера и расходы на оплату поисковых работ. Как передают российские электронные СМИ, вероятно, общая сумма исков превысит названную, поскольку моральный ущерб, а также ущерб, нанесенный репутации авиаперевозчика, еще не определен.

Мнение израильской стороны выразила вице-мэр Иерусалима Лариса Герштейн. Она полагает, что извинений Киева будет достаточно, чтобы спокойно урегулировать инцидент с Тель-Авивом. В противном случае, Израиль подаст в суд.

Россия должна разделить с Украиной ответственность за инцидент?

Между тем вчера в эфире радио «Би-Би-Си» украинский военный обозреватель Леонид Поляков заявил, что в случае подтверждения «ракетной» версии Россия должна разделить с Украиной ответственность за инцидент, поскольку учения украинских военных происходили на российском полигоне при участии российских специалистов, которые также должны отвечать за безопасность.

С момента катастрофы самолета Ту-154 руководство Министерства обороны Украины несколько раз категорически опровергало причастность украинских военных к катастрофе самолета. Однако после выступления министра обороны Александра Кузьмука в Верховной Раде пресс-центр оборонного ведомства, отвечая на вопросы журналистов, стал говорить, что «ракетная» версия гибели Ту-154 рассматривается в числе других.

А вчера Евгений Марчук, комментируя журналистам выводы комиссии, заявил: «Мне как гражданину Украины очень трудно говорить это, но имеется слишком много данных в пользу этой версии… »