Україна

Председатель государственной налоговой администрации украины николай азаров: «налоговая система страны должна вести контроль над расходами граждан и перераспределять доходы от богатых к бедным»

0:00 — 26 жовтня 2001 eye 240

Как известно, чем труднее живется в стране, тем больше людей начинают интересоваться ее экономикой. Судя по статистике, сейчас финансовая ситуация в Украине начала налаживаться, но вопросов по поводу состояния нашего бюджета у людей по-прежнему возникает немало. Особенно в части уплаты налогов. На прямой линии с председателем Государственной налоговой администрацией Украины Николаем Азаровым телефон не умолкал ни на минуту…

«Мы делаем все для того, чтобы большинство вкладчиков «Славянского» получили свои деньги уже в этом году»

-- Прямая линия? Вас беспокоит Юрий Аркадьевич из Запорожья… У нас, запорожцев, один вопрос: вы обещали, что в этом году будет завершена выдача вкладов физическим лицам -- вкладчикам банка «Славянский». Но пока завершения не видно…

-- Мы уже выплатили вкладчикам этого банка по 7,5 тысячи гривен. Таким образом, количество неудовлетворенных клиентов «Славянского» сократилось практически в три раза. В настоящее время речь уже идет о возврате вкладов, превышающих 7,5 тысячи гривен (такими сбережениями в этом банке владели, по моим данным, немногим более 2000 человек). И мы принимаем меры для того, чтобы большинство вкладчиков получили деньги в нынешнем году.

-- Здравствуйте, вам звонит Иван Иванович из Киева. Вы возглавляете очень серьезную государственную структуру, которую, к сожалению, многие ненавидят. Это объясняется в первую очередь несовершенством законов. Но также и тем, что ваши сотрудники проявляют чванство (если бы я вам не доверял, я бы этого не говорил). А ведь они, обнаружив какие-то ошибки, могли бы подсказать налогоплательщику, помочь. То есть отнестись к нему более доброжелательно…

-- Спасибо за прямоту. Да, излишнее высокомерие сотрудников -- это для нас наболевший вопрос. Но мы его стараемся решать. К примеру, буквально несколько дней назад я освободил от занимаемой должности начальника одного из главных управлений центрального аппарата за грубость (или, как вы говорите, чванство), которую он проявил в одном из районных судов…

Что касается ошибок, то я издал специальное распоряжение, согласно которому ошибки в оформлении бухгалтерских документов не должны служить основанием для начисления пени, штрафных санкций или любых других административных мер воздействия на налогоплательщика. Напротив, инспектор обязан разъяснить человеку, в чем заключается ошибка, и помочь ее исправить… Такую линию мы ведем давно. И если есть какие-то отклонения на местах, то нужно просто сообщать о них в центральный аппарат.

«Откуда у них деньги на все это? Такой вопрос задает налоговый инспектор в любой стране, если он видит, что расходы человека не соответствуют его доходам»

-- Добрый день. Это Оксана Михайловна из Ивано-Франковска. У меня такой вопрос: почему некоторые люди, которые живут честно, на свои доходы, живут плохо и не получают ни субсидий, ни помощи? А те, кто умеет заработать левые деньги, живут очень богато (покупают магазины, машины, компьютеры) и получают все виды помощи?

-- Я давно уже говорю о том, что налоговая система в нашей стране несовершенна. Почему? Да потому, что она не осуществляет контроль над расходами людей и, главное, не ведет перераспределения доходов от богатых к бедным (а налоговая система любой страны мира должна совершать именно такое перераспределение). И регулируется это все исключительно законами, которые издают (а точнее, не издают) народные депутаты…

-- А что значит «контроль над расходами» и как он будет вестись? (Журналисты не преминули уточнить этот интересный момент. -- Авт. )

-- Дело в том, что мы неоднократно предлагали ввести механизм государственного контроля над крупными покупками физических лиц. Ведь множество людей, декларирующих минимальные доходы, покупают себе дома, машины, вкладывают немалые деньги в акции предприятий. Откуда у них средства на все это? Именно таким вопросом задается любой налоговый инспектор в развитых странах, когда видит, что расходы человека не соответствуют его доходам.

Поэтому и было предложено ввести в Украине контроль над крупными расходами. Это будет способствовать максимальной легализации доходов: ведь если человек заработал «теневые» деньги, он их обязательно потратит (иначе зачем они вообще ему нужны?). Но, зная о том, что налоговому инспектору нужно будет объяснять, откуда взялись средства на каждую крупную покупку, мало кто решится прятать свои доходы столь массово, как это происходит сейчас.

-- Кстати, что такое «крупные расходы»?

-- Предлагается ввести такое ограничение -- расходы, превышающие 10 тысяч долларов. Хочу сразу же отметить, что внимание налоговиков будут привлекать только дорогостоящие предметы роскоши. Ни в коем случае никто не станет подсчитывать, сколько человек потратил на товары первой необходимости.

-- Откуда будет поступать информация о расходах?

-- Из магазинов, торгующих дорогостоящей техникой, антикварных салонов, с аукционов и бирж, от нотариусов. В общем, желательно было бы охватить вниманием все крупные сделки.

-- Речь шла о том, что контроль над расходами будет введен вместе с налоговой амнистией…

-- Именно так и предполагается это сделать -- одновременно. Налоговую амнистию нужно провести для того, чтобы дать людям возможность показать все свои капиталы, а значит, обозначить точку отсчета дальнейшего накопления средств. То есть если после проведения амнистии возникнет вопрос: «А на какие деньги ты купил акции?» -- человек всегда сможет ответить: «Я во время амнистии легализировал такую-то сумму и на эти деньги купил ценные бумаги». Или же он не сможет ответить на такой вопрос… Тогда налоговые службы начнут разбираться, не заработаны ли средства преступным путем. Так или иначе, государство должно иметь право вообще задать такой вопрос!

-- Добрый день! Меня зовут Андрей, я живу в Ирпене. Хочу задать вопрос о декларировании доходов. Дело в том, что в 2000 году граждан, которые показали доходы свыше миллиона гривен, оказалось больше, чем в 1999-м… Чем вы это объясните -- экономической ситуацией в стране или просто люди стали больше доверять налоговой службе?

-- Я думаю, что здесь «сыграло» много факторов. И прежде всего наши граждане начали задумываться о том времени, когда действительно будет принят закон о контроле над расходами. Тогда станет очень трудно вкладывать средства, например, в недвижимость, не объяснив, откуда они, собственно, взялись. То есть, не задекларировав доходы и не показав источника этих денег.

Еще четыре года назад не было ни единого человека, который бы задекларировал более или менее приличный доход. Однако год от года таких граждан становится все больше. В 2000 году 57 человек (хотя на самом деле их было намного больше) показали налоговым службам доходы, превышающие миллион гривен. Все идет к тому, что утаивать доходы будет не просто невыгодно, а невозможно. Кроме того, уже сейчас многие хотят, чтобы их честно заработанный капитал был законно передан наследникам…

-- А могу я задать еще один вопрос? Когда будет принят Налоговый кодекс?

-- Данный вопрос не к нам, а к законодателям. Мы делаем все для того, чтобы этот документ был принят. Но это еще не произошло. Наверное, потому, что он содержит такие здравые нормы, как контроль над расходами граждан. Возможно, еще не все депутаты готовы сами пройти через такую процедуру.

Правда, сейчас на рассмотрении парламента лежит (видимо, подготовленный к выборам) законопроект о контроле над расходами крупных государственных деятелей. Но почему это должно касаться только крупных государственных деятелей (причем себя депутаты к таковым не отнесли), а не всех жителей страны, -- мне непонятно. Ведь это лишает саму процедуру основополагающего принципа -- равенства налогоплательщиков.

«Сделайте все, чтобы не допустить в парламент авторов законов, положивших начало легальному существованию в Украине финансовых пирамид»

-- Добрый день, вас беспокоит Владимир Юрьевич из Киева. Не секрет, что в нашей стране действует довольно много компаний сетевого маркетинга и финансовых пирамид. И 90% из них работают нелегально. По самым скромным подсчетам, через эти фирмы из Украины ежегодно «вымывается» более 500 миллионов долларов. Если этот кран перекрыть, то можно было бы у Мирового банка кредиты не брать. Но пока эти фирмы работают в Украине практически свободно. На днях видел в центре города мероприятие, организованное одной из таких структур, -- с охраной, живой музыкой.

-- Не могли бы вы прислать мне свои конкретные предложения? Ведь работа сетевых компаний имеет свою специфику. И если вы в этой специфике разбираетесь, то мы с интересом рассмотрим ваши советы. Напишите на конверте «лично», можете сослаться на наш нынешний разговор. Мы с большим интересом изучаем предложения граждан и на их основе даем материал для оперативной работы нашей налоговой милиции.

А в целом, подумайте, велики ли наши возможности, если, например, продаются украинские предприятия, а расчеты производятся между иностранными банками? Если в стране нет реестра собственности, который позволил бы компетентным структурам знать, кто является реальным собственником того или иного предприятия. Именно отсутствие такого порядка позволяет нелегальным компаниям работать в Украине. Поэтому для борьбы с теневым бизнесом нужно совершенствовать законодательство.

И еще хочу дать вам совет. Скоро в Украине состоятся парламентские выборы. В Верховную Раду снова будут баллотироваться авторы законов, положивших начало легальному существованию в Украине финансовых пирамид. Сделайте все, чтобы не допустить их в состав парламента.

-- Здравствуйте. Это говорит главный бухгалтер ПКП «Военный охотник» Туруханова. Скажите, пожалуйста, в каких изданиях можно ознакомиться с проектом Налогового кодекса?

-- Он размещен на нашем сайте в Интернете по адресу: www. sta. gov. ua. Кроме того, проект Налогового кодекса печатался в журнале «Вiсник податкової служби».

-- Спасибо за совет, а то студентам уже задают по нему вопросы…

-- Добрый день, Николай Янович! Вам звонят из Винницы, корреспондент радиостудии «Мiсто над Бугом» Людмила Севак. Ежегодно с граждан Украины незаконно взимают 300 миллионов гривен налогов. И Налоговая администрация обязана вернуть эти деньги. Так сказал депутат Ржавский, который у нас сегодня выступал. Как вы относитесь к его проекту?

-- Вы знаете, что в стране существуют законы и нормативные документы, разрабатываемые на основе законов. И прежде чем вступить в действие, документы проходят десятки инстанций. И ни одна из таких инстанций за все эти годы не заметила никаких нарушений.

Насколько мне известно, депутат Ржавский обратился в суд. Поэтому давайте дождемся решения суда, а затем поступим в соответствии с этим решением. Я думаю, что суд подтвердит правильность действий Налоговой администрации. Ведь подоходный налог поступает в местные бюджеты, из него выплачиваются зарплаты учителям, врачам и прочим бюджетникам. Поэтому изъять сегодня из местных бюджетов эти суммы невозможно.

-- Здравствуйте, это Нина Владимировна из Луцка. У нас в городе не принимают налоговые декларации от предприятий без предварительной проверки налоговым инспектором и уплаты налогов. А если у предприятия в данный момент нет денег, чтобы заплатить налоги, то декларацию не принимают. Прошу вас разобраться в этом вопросе.

-- Хорошо, мы разберемся. Но я хочу, чтобы вы посмотрели на эту проблему шире. Например, одна фирма задекларировала экспорт противогазов почти на миллиард гривен и предъявила декларацию на возмещение НДС. Если бы мы сразу же возместили этой фирме более 280 миллионов гривен, что произошло бы с госбюджетом?

-- Это было бы ужасно. Я понимаю.

-- Хорошо, что вы понимаете. А как нам уберечь государственный бюджет от таких мошенников?

-- Но как же быть, если 20 числа денег на счету нет? Они появятся через два-три дня.

-- В вашем конкретном случае мы разберемся и постараемся помочь.

Материал подготовили Роберт ВАСИЛЬ и Лилия ПОВОЛОЦКАЯ, «ФАКТЫ»