Почти 400 лет икона Божьей Матери исцеляла души и тела тысяч людей, а монахи записывали в летописях каждый случай чудесного выздоровления
Десятки тысяч паломников со всей Украины приняли участие в торжественной церемонии передачи Гошивской чудотворной иконы Божьей Матери Украинской греко-католической церкви Чина св. Василия Великого старинного монастыря св. Преображения Господнего в селе Гошив Ивано-Франковской области. После полувекового исчезновения икона, с образом которой связаны удивительные легенды, возвратилась, наконец, в родные стены
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу времени образования монастыря. По одним данным, монахи-отшельники поселились тут -- на торговом пути в Венгрию и Львов -- еще до основания села Гошив, то есть до 1464 года. Другие утверждают, что, согласно летописи, набожный рыцарь Польского королевского войска Кучулад из Тухольщины в 1570 году построил на Ясной горе, возвышающейся на 600 метров над уровнем моря, монастырь и церковь. Третьи исследователи настаивают на дате 1509 г. , когда монастырь вошел в реестр Киевской митрополии. Как бы там ни было, в том, что это древнейший монастырь, сомневаться не приходится.
В средние века святая обитель не раз подвергалась набегам татар, разбойников и разных войск. Монастырь многократно грабили, сжигали, разрушали, а его монахов вырезали. Знавал он годы запустения и опалы, внутренних раздоров, но каждый раз возрождался из пепла, привлекая к себе паломников. Однако еще большую славу монастырь обрел с появлением в его церкви 5 августа 1737 года чудотворной иконы Божьей Матери, которую подарил обители владелец села Гошив Николай Гошивский.
-- Он, как записано в наших летописях, очень хотел иметь копию чудотворной Ченстоховской Богородицы, -- рассказал «ФАКТАМ» игумен монастыря отец Иван Шмадило. -- В 1734 году под Тернополем началось крестьянское восстание, и оттуда, спасаясь, в дом Николая Гошивского приехали три дочери его хорошего знакомого Андрея Шугая. Через некоторое время восстание было подавлено, и сестры вернулись домой. После их отъезда супруга Николая Гошивского нашла за сундуком для одежды в той комнате, где жили девушки, икону Пресвятой Девы Марии. Это была копия Ченстоховской Божьей Матери. Икона так понравилась Гошивскому, что он решил оставить ее себе
Последовало несколько скандальных объяснений с Андреем Шугаем, который внял, наконец, горячим мольбам Гошивского и в знак благодарности за спасение дочерей позволил ему оставить икону у себя. Кстати, Шугай рассказал другу о том, что приобрел икону у художника в городе Олави в 1704 году. Чудотворной же стал считать ее после одного случая. Как-то его маленькие дочери, балуясь, подожгли дом. Все сгорело, только стена, на которой висела икона, и сама икона уцелели. Спаслись и детишки!..
А через год чудо произошло уже в доме Гошивского. Семья принимала гостей. Все сели обедать, как вдруг стена, на которой висела икона, засияла неземным светом. Женщины испугались и позвали священников, когда же те пришли, увидели, что из глаз Матери Божьей текут слезы, а все лицо покрыто капельками росы. При осмотре комнаты никаких признаков влажности священники не обнаружили. Этот случай взволновал Гошивского, и после того, как епископ А. Шептицкий на основании показаний многочисленных свидетелей чуда официально признал икону чудотворной, Николай передал ее церкви Гошивского монастыря. Именно в момент перенесения святыни произошло одно из первых публичных чудес: прозрела долго болевшая слепая дочь местной жительницы Екатерины Хоецкой
XIX век -- расцвет монастыря. Его церковь украшает великолепная иконопись, в центре -- поразительный по красоте иконостас в стиле барокко, а в специальном отверстии -- чудотворная икона, которая открывалась прихожанам под звук серебряных труб органа. В монастырской библиотеке хранились все издаваемые в то время на Галичине газеты, книги, журналы (при советской власти все это было уничтожено НКВД). Была построена гидроэлектростанция, дававшая электрическое освещение во все помещения, а также мельница, водозаборники и водопровод, приют для больных, прекрасный фонтан с фигурой Спасителя посередине. А в начале ХХ века художник из Запорожья Степан Илькив сделал копию с иконы. Во время празднования 200-летия перенесения иконы монастырь посетили более 350 тысяч паломников! Святыня была помещена в оклад из золота (который по некоторым данным, весил 20 килограммов) и украшена 65 драгоценными камнями.
Но больше всего паломников (до 20 тысяч человек в день!) привлекали, конечно же, происходившие тут чудеса, которые подробно описывались монахами.
Житель села Семигиново Стрийского района Львовской области Матей Садовский, жена которого была смертельно больна, несколько дней провел в молитве перед чудотворной иконой, и женщина поднялась со смертельного одра.
Семья Кавских из Болехова Ивано-Франковской области привезла в монастырскую церковь тяжело больную дочь Маргариту, которой врачи не могли поставить диагноз. После богослужения за ее исцеление девочка выздоровела за день.
Из села Лисовичи Стрийского района Львовской области привезли психически больную Екатерину Ковальскую, которая почти час в тяжелом припадке пролежала перед чудотворной иконой, после чего поднялась и здоровой вышла из церкви.
Житель села Дашава Стрийского района Яков Колачкивский из-за болезни ног ходил только на костылях, но, помолившись в церкви, вышел из нее на своих ногах.
Жительница села Песочное Жидачевского района внезапно утратила дар речи и молчала несколько лет. Врачи оказались бессильны ей помочь. Больная отправилась на Ясную Гору, а возвращаясь с паломничества в жаркий летний день, вдруг сказала своим попутчикам: «Дайте мне воды».
У советника главы Ивано-Франковской облгосадминистрации Ольги Литвинец образовалась злокачественная опухоль. Лечение «химией» в Киеве не помогло. Но молитвы в монастырской церкви совершили чудо -- женщина выздоровела. Врачи не смогли найти никаких признаков болезни.
В Калуше жарким летним днем дети отправились купаться в горной речке. Один из подростков от переохлаждения заболел и полностью потерял зрение. Ему не смогли помочь даже в знаменитой клинике Филатова. Но мама ребенка, придя пешком на Ясную Гору, вымолила у Девы Марии здоровье своему ребенку: на второй день молитвы зрение мальчика полностью восстановилось.
У пятилетней девочки из семьи Олийник из Нового Мартинова Ивано-Франковской области излечились ноги. У машиниста из Львова Льва Яворского -- рука. У жителя села Велидж Ивано-Франковской области -- желудок. У жительницы села Перегинск Ольги Стрижак -- воспаление мозга. Сколько же было на самом деле таких чудес, знают лишь Божья Матерь и тот, кто ей молился
Но вернемся к истории. 1939 год. «Воссоединение». В монастырь врывается отряд советских солдат, которые производят обыск в помещениях. Попутно у монахов «изымают» личные наручные часы, бытовую утварь. Опасаясь грабежа, игумен отец Шипитка приказывает снять чудотворную икону и спрятать в одной из стен церкви над хорами, а вместо нее повесить копию запорожского мастера. В октябре тут размещают воинскую часть. И лишь благодаря возмущению верующих монастырь не превратили в казарму.
Немцы во время оккупации не трогали монахов, и тут текла обыденная жизнь. Красная Армия наступала, и фашисты приготовились к обороне на Ясной Горе. Несмотря на смертельную опасность, монахи не ушли: стерегли спрятанную чудотворную икону. Бой продолжался сутки. Ураганный огонь «катюш» разрушил практически все, уцелела только стена, в которой была спрятана икона
Закончилась война, и коммунисты принялись бороться с «мракобесием» в «идейно отсталых» районах Западной Украины. 27 марта 1950 года монастырь был закрыт за «антисоветскую деятельность» и «связь» с Украинской повстанческой армией, а оставшихся в нем 15 монахов (в возрасте от 60 до 83 лет) арестовали и сослали в сибирские лагеря. Помещение монастыря было передано Ивано-Франковскому отделу образования под детский дом (который просуществовал до 70-х годов). В конце июля 1950 года настоятель монастыря Михаил Грень, не выдержав непрерывных пыток, рассказал, где спрятана чудотворная икона. Изымать святыню, согласно «Акту описи имущества номер 2 по церкви» от 1 июня 1950 года, отправились начальник следственного отдела управления Министерства государственной безопасности майор Франчук, начальник 5-го отдела майор Полубинский, старший оперуполномоченный ст. лейтенант Рыбка. Они изъяли из тайника 95 предметов. Среди них были золотые монеты, церковная утварь из драгоценного металла (причем в акте не указывалось, что предметы сделаны из золота), несколько икон. Но чудотворная икона баснословной цены в документе не значилась. По утверждению некоторых источников, она все же была доставлена в Станиславское УМГБ, а вот куда исчезла потом -- неизвестно, поскольку в 1965 году архивы управления были уничтожены
Прихожанка Гошивского монастыря Мария Садовска рассказала «ФАКТАМ» невероятную историю возвращения чудотворной иконы в церковь Гошивского монастыря. Мол, в сибирских сталинских лагерях настоятель монастыря, умирая, рассказал своему односельчанину, где в действительности спрятана чудотворная икона. Тот, отбыв срок, вернулся на родину и перенес святыню домой. Через несколько лет он тоже умер, но перед смертью поведал тайну своим сыновьям -- Ярославу и Петру. Каким-то образом монахи узнали об этом и обратились к братьям с просьбой вернуть икону в монастырь, но те на протяжении нескольких десятков лет категорически отрицали, что икона находится у них. Дело дошло до того, что братья на Библии присягнули: икону в глаза не видели. И тут же Ярослав умер. Перепуганный Петр бросился к монахам с просьбой снять с него клятву и возвратил икону монастырю.
Между тем, со слов отца Ивана Шмадило вся эта история выглядит более прозаично:
-- Куда исчезла наша чудотворная икона -- неизвестно. Может быть, она хранится у кого-либо из наследников большого чина КГБ, а может быть, пылится в тайных запасниках Москвы. К нам же вернулась первая копия Гошивской чудотворной иконы. Как оказалось, в 50-х годах одна из местных жительниц принесла ее домой с последнего богослужения, на котором монахи раздавали людям различные церковные вещи на сохранение. Долгое время икона находилась у внука этой женщины -- Михаила. Как-то ее увидел один из верующих, он и убедил Михаила вернуть святыню в монастырь
За годы советской власти церковь и монастырь по сути превратились в руины. Казалось, все это уже не подлежит восстановлению. Но епископат города Майнца (Германия) и немецкая фирма «Паус» провели реставрационные работы. Художники из Львова, Дрогобыча и Борислава восстановили настенную иконопись XYIII века. А игумен Иван Шмадило вместе со специалистами разработал грандиозный проект реконструкции комплекса монастыря св. Преображения Господнего. И сейчас остановка только за инвесторами.
Все время, пока мы находились в монастыре, к иконе непрерывно шли паломники. Они шли на святое место со своими болями и радостями, сомнениями и тревогами, чтобы попросить у Богоматери помощи и спасения.
-- Да разве дело в каких-то «копиях», -- пояснила нам прошедшая 200 километров пешком (!) из Львовской области Оксана Стебнюк. -- Поймите, надежду на лучшее, святость, доброту, мир, покой и все человеческие ценности всегда хранил и будет хранить образ Богоматери. Именно поэтому тысячи людей идут сюда для очищения и духовного возрождения.