Події

В течение пяти часов над ночным киевом полыхало полярное сияние

0:00 — 27 жовтня 2001 eye 2007

Как оно вообще оказалось в нашем небе, выясняют астрономы Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко

«Полярное сияние над столицей оказалось не менее сильным, чем на севере»

-- Это случилось в ночь на минувший понедельник. Я находился на станции астрономических наблюдений Пилиповичи, что в сорока километрах от Киева, возле райцентра Бородянка, -- рассказывает младший научный сотрудник университетской лаборатории Павел Козак. -- Около десяти часов вечера на севере, над самым горизонтом, появилось красное свечение. Но мы даже и мысли не допускали, что это полярное сияние. Решили: либо в атмосфере рассеивается ночное освещение Бородянки, либо это блики бушующей где-то далеко грозы. Через пару часов красные пятна заметно поднялись вверх и расширились, но лишь примерно в три часа ночи не осталось никаких сомнений в том, что это такое. Все уже спали, я вышел проверить аппаратуру -- и увидел протяженные вертикальные пучки красных лучей на все небо. Пучков оказалось около десяти. Это так называемое лучевое свечение, по которому полярное сияние не спутать ни с каким другим атмосферным явлением. Помчался будить коллег, но пока они одевались, свечение исчезло. Утром ученые, которые находились на станции Лесники, рассказали, что они наблюдали лучевое свечение около десяти минут, причем секунд на 15 появлялся синий пучок света. Затем еще минут сорок продолжалось диффузное свечение -- в виде красных пятен. Под занавес небесной феерии они поднялись еще выше над горизонтом и стали еще ярче.

А наутро в обсерваторию в Киев стали звонить жители Бородянки, расспрашивая о небесном зареве. Видеть его должны были и в Киеве, ведь свечение наблюдали на станциях Лесники и Пилиповичи по разные стороны столицы. Причиной же необычного явления стала вспышка на Солнце, произошедшая 19 октября. До Земли заряженные частицы, вызывающие в атмосфере полярные сияния, долетают за двое суток -- как раз 21 октября мы и наблюдали свечение неба.

Полтора месяца назад я побывал на международной конференции за Полярным кругом в Швеции. Отправляясь туда, надеялся, что удастся осуществить мечту детства -- увидеть полярное сияние. В тех краях это частое явление. Но тогда мне не повезло, разве что посмотрел шведский фильм о полярных сияниях. Кто бы мог подумать, что, вернувшись на родину, мне посчастливится «живьем» любоваться этим явлением! У нас-то его почти никогда не бывает. Кстати, «наше» сияние по интенсивности не уступало тому, северному. Но сфотографировать свечение я не смог -- нужно было иметь под рукой фотоаппарат с особой пленкой. Экспозиция при такой съемке должна составлять около 30 секунд!

«После наблюдения за северным сиянием я проснулся не в той постели»

-- Это полярное сияние связано с завершающимся периодом активности Солнца, -- комментирует профессор Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко Виталий Кручиненко. -- Нынешний год оказался на удивление «урожайным» на полярные сияния в наших широтах -- весной его видели ученые, работавшие на станции Лесники. (А летом 2000 года, когда был пик солнечной активности, их наблюдали весной в Чехии и летом возле Москвы. Оно началось над российской столицей около полуночи и продолжалось до рассвета. -- Авт. ) Я же познакомился с этим явлением в 1957 году -- тогда всплеск активности Солнца был самым сильным за 400 лет. Будучи студентом, гулял около часу ночи на Владимирской горке с девушкой -- и вдруг совершенно случайно заметил в северной части неба красные пятна диффузного свечения. Я так увлекся наблюдением и зарисовкой сияния, что даже не заметил, куда делась моя спутница. Но меня это не особо огорчило -- находился в состоянии эйфории от увиденного.

И из-за этого попал в комичную историю. Дело в том, что когда я задерживался где-либо ночью, то шел спать к своим приятелям в студенческое общежитие. Заходил к ним в комнату, не включая свет, и ложился рядом с моим другом. Так поступил и на этот раз. А утром проснулся от… девичьего крика. Оказалось, до того увлекся переживаниями, что перепутал этажи общежития! В обсерватории я рассказал о полярном сиянии, ну, а о случае в общежитии предпочел умолчать. Вскоре в издававшемся в Москве сборнике «Астрономический циркуляр» вышла моя первая научная работа «Полярное сияние в Киеве».