Україна

Сегодня в украине около 6 миллионов трудоспособных граждан не платят пенсионных взносов

0:00 — 31 жовтня 2001 eye 303

Промедление с пенсионной реформой может ухудшить экономическую ситуацию и стать причиной напряженности в нашем обществе, где благосостояние пожилых людей не зависит от стажа работы

Ни для кого не секрет, что сегодня пожилые люди -- одна из наименее защищенных и наименее обеспеченных социальных групп украинского общества. К сожалению, нынешние пенсии не могут обеспечить им спокойную обеспеченную старость. И виновата в этом не чья-то злая воля, а пенсионная система, доставшаяся нам от Советского Союза. Она уже не справляется с современными задачами и требует реформирования. О том, какие именно изменения следует внести в пенсионное законодательство для того, чтобы жизнь пожилых людей стала более достойной, мы попросили рассказать заместителя главы Администрации Президента Украины, доктора экономических наук, профессора, академика УААН, Павла Гайдуцкого.

«Старая пенсионная система, изуродованная льготами, введенными за годы независимости, не соответствует требованиям рыночной экономики»

-- Павел Иванович, так ли уж необходимо менять старую испытанную пенсионную систему, к которой привыкли наши граждане? Тем более что в последнее время пенсии стали повышаться.

-- Действительно, сейчас, когда преодолен спад в экономике, наметились определенные сдвиги в социальной сфере. Ликвидирована задолженность по выплате пенсий. Возросли реальная заработная плата (на 17%) и пенсии (на 25,8%).

Однако принципиальных изменений в пенсионном обеспечении не произошло. Старая система, изуродованная многочисленными льготами, введенными за годы независимости, не соответствует требованиям рыночной экономики и социальной справедливости.

-- В чем ее недостатки?

-- Самое главное, что размер трудовых пенсий практически не зависит от трудового стажа и выплаченных пенсионных взносов.

Несправедливы также многие другие положения нашего пенсионного законодательства. Перечислим их коротко:

-- взносы в Пенсионный фонд выплачиваются из заработков до 1600 гривен, а пенсия насчитывается со всей суммы;

-- расчет пенсий из заработка за последние два года также несправедлив относительно самых малообеспеченных слоев населения;

-- часть работников освобождена от уплаты страховых взносов, но имеет право на получение пенсий.

Кроме того, пенсионные взносы граждан не являются их собственностью и не выплачиваются семьям в случае преждевременной смерти плательщика взносов.

Одновременно действующая солидарная система пенсионного обеспечения является экономически необоснованной и финансово недееспособной. Об этом свидетельствуют такие факты:

-- предприятия уже не в состоянии нести нынешние пенсионные нагрузки (32% от фонда заработной платы);

-- около 6 миллионов трудоспособных граждан в Украине по разным причинам не платят пенсионные взносы;

-- низкий уровень оплаты труда, задолженность по зарплате и распространение льгот по внесению пенсионных взносов не дают возможности собрать в Пенсионный фонд средства, достаточные для существенного повышения пенсий.

«Необходимо создать условия для того, чтобы работники были заинтересованы в увеличении своего трудового стажа»

-- Как, на ваш взгляд, можно преодолеть эти недостатки?

-- Пути реформирования пенсионной системы, которые позволили бы вывести ее из кризиса, изложены в послании Президента Украины Леонида Кучмы Верховной Раде и Кабинету министров Украины «Об основных направлениях реформирования системы пенсионного обеспечения населения Украины». Их можно разбить на несколько основных направлений.

Президент предлагает учесть мировой опыт и создать в Украине трехуровневую систему пенсионного обеспечения.

На первом уровне останется привычная для нас солидарная система. Суть ее в том, что работающие платят взносы «в общий котел», из которого выплачиваются пенсии всем людям, ушедшим на заслуженный отдых.

Правда, эта система должна быть усовершенствована. В частности, нужно создать такую систему начисления пенсий, при которой бы более полно учитывались трудовой стаж и зарплата работника.

Также необходимо создать условия для того, чтобы человек был заинтересован в увеличении своего трудового стажа. Сохранив для всех право выхода на пенсию в 55 и 60 лет, нужно дать возможность тем, кто, достигнув этого возраста, будет продолжать работать и получать прибавку к пенсии. Эта прибавка должна составлять от 3% за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32% -- за десять лет. Такое решение вопроса будет личным делом каждого гражданина и будет зависеть исключительно от его готовности «работать на самого себя». Значит, в законопроекте заложен экономически стимулирующий подход к более позднему выходу на пенсию.

На втором уровне -- общеобязательная накопительная система. Суть такой системы состоит в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменным) будет накапливаться в едином Накопительном фонде и учитываться на индивидуальных пенсионных счетах граждан. Эти средства будут инвестировать в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты денег от инфляционных процессов.

Накопительная система пенсионного страхования позволит:

-- увеличить общий размер пенсионных выплат благодаря получению инвестиционного дохода до 55--60% средней заработной платы в Украине (сегодня они составляют около 35% зарплаты);

-- усилить зависимость размера пенсии от трудового стажа, а значит, увеличить заинтересованность граждан и их работодателей в уплате пенсионных взносов;

-- средства, внесенные на персональный пенсионный накопительный счет, передавать по наследству родственникам застрахованного лица;

-- создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики;

-- повысить эффективность управления системой пенсионного обеспечения за счет передачи негосударственным компаниям функции управления пенсионными активами.

И, наконец, третий уровень пенсионной системы -- добровольная негосударственная система пенсионных сбережений. Основу ее составят негосударственные пенсионные фонды, которые будут делиться на открытые, корпоративные и профессиональные.

«Пенсионная реформа должны быть подкреплена необходимыми изменениями в налогообложении»

-- Не слишком ли сложно? Зачем создавать такую многоэтажную систему на месте сегодняшней, возможно, не слишком эффективной, но понятной широким массам?

-- Трехуровневая пенсионная система позволит разделить между тремя ее составляющими риски, связанные с изменениями демографической ситуации (к чему наиболее чувствительна солидарная система), а также с колебаниями в экономике и на рынке капитала (что больше всего ощущается в накопительной системе). Такое распределение рисков позволит сделать пенсионную систему более устойчивой и застрахует работников от снижения общего уровня доходов после выхода на пенсию.

-- А что мешает начать пенсионную реформу уже сегодня?

-- Прежде всего следует создать необходимое правовое поле. Для этого нужно безотлагательно принять Законы Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Кроме того, пенсионная реформа должна быть подкреплена необходимыми изменениями в налогообложении, направленными на поощрение работодателей и наемных работников к накоплению и инвестированию пенсионных средств. Наиболее приемлемой, как свидетельствует мировой опыт, является схема, по которой освобождаются от налогообложения взносы в Пенсионный фонд и доход, полученный от их инвестирования, но облагается налогом сама пенсия.

-- Но Верховная Рада, как известно, не торопится принимать законопроекты. Может ли это отразиться на благосостоянии наших пенсионеров?

-- Промедление с пенсионной реформой неминуемо приведет к печальным результатам. Попытки повысить пенсии до уровня 50--60% заработной платы только путем увеличения начислений приведут к росту начислений на фонд оплаты труда до 60--70%, что ляжет непосильным бременем на предприятия. Если же начисления на зарплату снижать, то это приведет к уменьшению размеров пенсий и задержкам их выплаты, что окончательно дискредитирует действующую пенсионную систему, обострит экономическую ситуацию и усилит социальную напряженность.