Події

«это потом до нас дошло, что мы рядом со своей смертью находились»

0:00 — 31 жовтня 2001 eye 297

Спасая крупную сумму денег -- месячное пособие пенсионеров города Щелкино, кассиры сберкассы, вооруженные половой тряпкой и шариковыми ручками, обратили в бегство матерых рецидивистов

12 октября нынешнего года «ФАКТЫ» опубликовали короткое сообщение о том, как три женщины -- кассиры-контролеры одной из сберкасс крымского города Щелкино -- предотвратили ограбление кассы вооруженными бандитами. Чтобы восстановить подробности того дня, корреспондент газеты встретился с отважными героинями этого происшествия.

«Мысль, что тебе в любую секунду могут пустить пулю в лоб, пришла потом, а тогда мы думали об одном -- как спасти деньги»

-- Если бы вы знали, как трудно сейчас прокручивать в голове события того кошмарного дня, -- после долгих уговоров начала свой рассказ Нина Хахалина, кассир щелкинской сберкассы N 45/64 Сбербанка Украины. -- В этот день нам обычно привозят крупную сумму для пенсионных выплат -- и бывшим военным, и гражданским пенсионерам.

-- Сумма была большая?

-- Это тайна, мы давали расписку о неразглашении любых сумм, кого бы они ни касались.

-- Тогда подойдем с другой стороны: сколько пенсионеров получают пособие в вашей сберкассе?

-- Больше 130-ти.

-- Умножив эту цифру на средний размер пенсии, нетрудно определить примерную сумму…

-- Как вам угодно. Сумма была большой, а назвать ее я не могу.

-- Итак, с утра вы начали выдавать пенсию. А когда нагрянули грабители?

-- С двенадцати до часу дня был перерыв. Под дверью собралось много клиентов. Но в течение получаса мы с Клавдией Ивановной, старшим кассиром-контролером, всех обслужили, и зал опустел. Именно в эти минуты в открытую дверь сберкассы вбежали двое мужчин в темных очках и вязаных свитерах. На вид им было лет 25-30. Уже потом, после всего случившегося, мы обнаружили под входной дверью огромную сумку с большим булыжником. Все продумали негодяи: чтобы никто не зашел в помещение, этим булыжником они подперли изнутри дверь.

-- Они были в масках?

-- Нет, только в темных очках. Один из них сразу подбежал к кассе и через не застекленную часть окошка направил на меня пистолет.

-- Налетчики вбежали молча?

-- Они кричали: «Сидеть! Молчать! Одно движение -- всех поубиваем!» Вначале я подумала, что это чья-то дурацкая шутка и пистолет игрушечный. Я в своей жизни первый раз увидела настоящее оружие. До сих пор перед глазами черное отверстие ствола -- он мне прямо в голову направил пистолет. А потом как заорет: «Деньги все на стол!». Я ему так спокойно отвечаю: «Какие деньги? Ты что, очумел? Да пошел ты вон!». Что это не шутки, а настоящее вооруженное ограбление, поняла тогда, когда бандит ухватил меня за волосы и придавил голову к столу.

-- Больно было? Страшно?

-- Конечно, больно, но страха в те минуты не испытывала. В голове вертелась одна мысль: как спасти деньги?

«Этому бандюге надо было большим спортом заниматься, а не кассы грабить»

-- А что в это время делал второй грабитель?

-- Моя голова была крепко прижата к столу, но боковым зрением я увидела, как второй бандит перепрыгнул высокий барьер, отделяющий нас от зала. Причем с такой ловкостью, что я еще подумала: ему бы в большой спорт податься, а не грабить кассы и пугать женщин. Он ударил в спину Клавдию Ивановну, сильно толкнул ее и повалил на пол. Я сразу обратила внимание на его руки в белых перчатках.

-- Вы молчали?

-- Что вы! Мы кричали что есть мочи: «Спасите! Нас грабят!»

-- Но ведь лично вас могли убить в первую очередь -- у них другого выбора не было?

-- Это потом до нас дошло, что мы рядом со своей смертью находились. А тогда было состояние шока, страха не испытывали и о себе не думали. В этот день пришла к нам третья сотрудница -- Екатерина Федоровна Голощапова. Она была в отпуске, но приходила убирать помещение и во время налета этих грабителей находилась в подсобке, где хранятся половые тряпки и швабра. Услышав крик в зале, она выглянула из подсобки. Второй бандит ухватил ее за шею и придавил к окну, которое было открыто. Екатерина Федоровна увидела идущую по улице женщину и стала кричать: «Вызовите милицию! Нас грабят!» А второй преступник, который был с пистолетом и держал меня за волосы, на несколько секунд отвлекся на возню у окна и даже пригрозил Лидии Ивановне, пытавшейся встать с пола: «Лежать! Стреляю!». В этот миг я дотянулась рукой до педали сигнализации -- в помещении сберкассы взвыла сирена.

-- Как долго все это происходило?

-- От силы -- минуты три. Второй грабитель сразу же перепрыгнул обратно через барьер и разбил стекло. Вместе они выбежали на улицу, но у входа успели надеть куртки и снять темные очки -- это мы увидели в окно.

Такое бывает только в кино. Это ужасно! В нашем спокойном курортном городке, где все друг друга знают, и вдруг такое случилось. Вообще, мы даже в мыслях не допускали, что к нам нагрянут вооруженные грабители. Осечка у них получилась из-за того, что рассчитывали на двоих кассиров: с двумя женщинами, вооруженными только шариковыми ручками да тряпкой в подсобке, справиться было легко. Бесспорно, это были иногородние, но действовали по наводке местных -- весь город знает, когда привозят пенсию.

-- После того как грабители убежали, вы закрыли сберкассу?

-- Нет, продолжали работать в обычном режиме. Потом, правда, приехала милиция, всех допросили, поводили по помещению служебную собаку, лишь после этого мы закрыли сберкассу. Вечером, когда пришла домой, меня начало колотить, все валилось из рук. Сын меня успокаивал. Муж сейчас находится на заработках в России. Короче, на целую неделю впала в депрессию, не спала по ночам. Это состояние невозможно передать словами. Мне, кстати, и по сей день на работе в каждом посетителе мерещится бандит. Нам бы отпуск на это время надо было дать, но…

-- Вечером не боитесь выходить на улицу?

-- Еще как боюсь! Сын Денис, если задерживается вечером, через каждые 20 минут звонит: «Как ты там, мама?». Дочь Юля, она у меня будущая журналистка, учится на четвертом курсе университета, тоже ежедневно из Симферополя звонит, справляется о самочувствии и успокаивает меня. Хорошие у меня дети и муж замечательный. Он, когда узнал о случившемся, хотел лететь из Москвы, но я его отговорила: жива, здорова, не волнуйся. Что еще надо для счастья?! Только вот такие подонки, которые пожаловали к нам в кассу, отравляют нашу жизнь.

-- Если не секрет, сколько зарабатывает кассир сберкассы?

-- 130 гривен в месяц. По нынешним временам -- более чем скромный оклад. Детей надо выучить, поднять на ноги. Муж -- наша надежда и опора.

-- Вы опознали задержанных в подозрении вооруженного нападения?

-- А их что, задержали? Карточки нам показывали, но как можно угадать их, если они были в очках, да и время прошло. Запомнила только темные волосы и смуглое лицо одного из бандитов. Вот пистолет я угадала, говорю следователю: «Копия вашего, милицейского». Я этот черный ствол век буду помнить.

Старший кассир-контролер Клавдия Мухлаева рассказала о ЧП в сберкассе, в сущности, то же, что и ее коллега, уточнив лишь некоторые детали. Вспомнила, как все время порывалась встать и подбежать к открытому окну, чтобы позвать на помощь. На каждое ее движение грабитель, державший Нину Хахалину, направлял пистолет в ее сторону и орал: «Лежать! Пристрелю!» У Клавдии Ивановны тоже двое детей: старший сын Илья -- студент одного из харьковских вузов, младший Олег -- школьник.

-- Когда этот молодой человек перепрыгнул через барьер, я бросилась ему навстречу, -- рассказывает Клавдия Мухлаева. -- Но он сильно ударил меня в спину (боль не проходила потом еще несколько дней). Я все время кричала: «Федоровна, вызывай милицию! Ограбление!». Несмотря на то что грабитель сдавил ей шею и заломил голову, Екатерина Федоровна продолжала в открытое окно звать на помощь. По-моему, ей все было нипочем, она и пистолета не боялась. Ну а Нина молодец, дотянулась до педали и включила сирену. Видимо, грабители не знали, что кнопка сирены находится на рабочем столе кассира. Что было дальше, вы уже знаете.

-- Вы тоже не успели испугаться?

-- Испугались мы потом, а тогда как-то подсознательно сработало: нужно обеспечить сохранность денежных средств. Звучит казенно, но было именно так.

-- Как вы перенесли этот «яркий эпизод» в своей трудовой биографии?

-- Недели две находилась в состоянии нервного срыва, боялась оставаться дома одна. Мой муж, как и у Нины, сейчас на заработках в России. Помогли наши друзья. Они уводили меня на прогулки, каждый вечер приглашали в гости, словом, всячески старались отвлечь от тяжелых воспоминаний. А по ночам принимала успокоительные таблетки: 26 лет проработала в этой системе, а такого еще не было. Жаль, что в подобных случаях не предусмотрена выдача больничных листов.

-- Работу не собираетесь бросать?

-- Нет. Хотя вначале такая предательская мысль закрадывалась. Ведь как можно со страхом ходить на работу? Правильно говорят: время -- лучший лекарь. Но забыть, что пережила, вряд ли смогу.

-- Допустим, что случилось худшее: бандитам удалось забрать деньги. Чем вам это грозило, не пришлось бы возмещать такую сумму государству?

-- Мы сделали все возможное, что можно было сделать в сложившейся ситуации. А если бы, не дай Бог, преступники унесли деньги, то не по нашей вине, не из-за нашей халатности или служебных упущений. Полагаю, что нас бы не наказали, хотя неприятностей было бы много.

Комментируя по просьбе «ФАКТОВ» неординарное криминальное проишествие в Щелкино (город находится на территории Ленинского района), исполняющий обязанности начальника Ленинского райотдела милиции ГУ МВД Украины в Крыму Михаил Брецко уточнил, что подозреваемые в разбойном нападении на сберкассу были задержаны в ближайшем лесу в тот же день. На их след вывела служебная собака. Сейчас подозреваемые находятся в изоляторе временного содержания, но из-за тайны следствия более конкретной информации для прессы милиция дать не может. Из других источников удалось выяснить, что подозреваемые уже имели судимости за подобные преступления, но свою причастность к попытке ограбления сберкассы и угрозы в адрес кассиров рецидивисты упорно отрицают.