Події

Писательница раиса иванченко: «осенью весь мой двор устлан боярышником. Если бы не соседи, не знала бы, что с этими ягодами делать»

0:00 — 1 вересня 2001 eye 820

Когда-то, создавая свою тетралогию о Киевской Руси (романы «Зрада, або Як стати володарем», «Гнiв Перуна», «Золотi стремена», «Отрута для княгинi»), молодая писательница Раиса Иванченко любовалась природой только из окна электрички, на которой добиралась до Ирпенского дома творчества…

Теперь же она владелица замечательной усадьбы в Конче-Озерной под Киевом! Открываешь калитку -- навстречу протягивает ветви огромный трехсотлетний дуб (в тени этого дерева любил играть в карты живший по соседству Андрей Малышко). В центре двора -- две красавицы-сосны. Плодовые деревья -- на достаточном расстоянии друг от друга, и потому сад дышит свободой. Есть у Раисы Петровны даже свой собственный пляж…

«Гелардии у меня из сада Олеся Гончара»

Лишь слегка обустроив приобретенную дачу, взяла Раиса Иванченко топор, расчистила берег от зарослей, скамеечку симпатичную соорудила, а дорожку, ведущую к озеру, украсила крошечным ивняковым тыном. Так и появился у нее личный пляжик. Там в один из августовских вечеров мы и общались с писательницей, сидя на ее «рукотворной» скамеечке.

-- Думаете, я все лето здесь плещусь? -- улыбнулась Раиса Петровна. -- О, если бы времени было достаточно! А то -- вечные хлопоты. Дача моя, конечно, очень красивая, но ведь это не просто уголок божественной природы, а еще и целое хозяйственное «предприятие». Каждое лето мне приходится что-то ремонтировать: то крышу перекрывать, то дом снаружи штукатурить, то веранду достраивать, то гараж. Таким вот образом на сегодняшний день я уже почти квалифицированным строителем стала.

-- А пишете когда же?

-- Когда пишется. Увы, летом времени хватает только на стихи. Случается, веду автомобиль, а в сознании вдруг начинают рифмоваться слова, складываются строфы. Приходится останавливаться и записывать…

-- Вы и машину водите?!

-- О, это целая история. Никогда не думала, что сяду за руль, но жизнь заставила. Это случилось сразу же после Чернобыльской трагедии. Муж мой лежал при смерти, я панически переживала за здоровье дочери, которую некому было вывезти из Киева… Вот тогда-то и дала себе клятву: если Киев выстоит, обязательно научусь водить машину, чтобы ни от кого не зависеть. К тому же с 1988 года, купив эту дачу в Конче-Озерной, я перебралась сюда жить. На таком расстоянии от города автомобиль просто необходим. Правда, учиться водить мне пришлось уже в 52 года, было не так-то просто…

-- Зато теперь хорошо. Тем более что вы уже на пенсии. Можно неделями слушать симфонии местных дубовых рощ…

-- Я тоже раньше думала: вот пойду на пенсию, куплю себе дачу и буду в тишине романы писать. Не тут-то было. Из-за крошечной пенсии пришлось идти на работу. Сейчас преподаю в Международном институте лингвистики и права. Читаю студентам «Историю украинской государственности». И счастлива, ибо свободно могу рассказывать о том, за что несколько десятилетий тому назад меня клеймили «украинской буржуазной националисткой».

-- Вы верите, что Украина станет крепким национальным государством?

-- Не сомневаюсь. Но для этого должен измениться менталитет нации. Своим студентам я постоянно твержу, что главное в общественном развитии должны занимать не экономика, не политика и даже не культура, а национальная идея.

-- Вижу, вы всерьез раздумывали о судьбах нации…

-- Да, но чего стоило в семидесятые годы жить с клеймом «националистка»! Собственно, из-за этого я и докторскую диссертацию не смогла защитить, хотя пятнадцать лет проработала над ней в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Львова, Софии. Правда, время все расставило на свои места, и материалы той огромной работы использовали в цикле радиопередач об истории украинской государственности. Кстати, благодаря Олесю Гончару на основе своих радиовыступлений я потом написала книгу «История без мифов». Олег Терентьевич просто заставил меня это сделать.

-- Он был вашим другом?

-- И соседом по даче. Мы дружили семьями. Часто прогуливались вместе по здешним лугам и дубравам. Много разговаривали о судьбах Украины… Но лучше всего запомнила Гончара, сидящего в своем саду. У них по всему саду растут цветы. Кстати, вот эти желтенькие, по форме лепестков напоминающие декоративную ромашку, -- это гелардии, из его сада. Как-то весной Валентина Даниловна, жена писателя, принесла мне несколько растений, и они замечательно прижились. Теперь два месяца подряд в моем саду тоже цветочное царство.

«На моем маленьком огородике есть даже экзотические растения»

-- Но на огород, похоже, времени у вас не остается -- он выглядит почти игрушечным на фоне огромного двора…

-- Ну не скажите! Огородик у меня хоть и маленький, но зато на нем даже экзотические растения есть, например, брюссельская капуста. Как-то зимой я перебирала семена. Вижу, что они плохонькие такие, и уже собралась было выбросить, а мама и говорит: «Ткни их в землю. Даст Бог, вырастут». Теперь вон какие роскошные стебли стоят. Будем скоро супы овощные готовить из этой капусты -- она не хуже мяса в бульонах… Единственное, что меня в огороде нынешним летом не радует, -- это помидоры. Как раз в разгар сессии надо было их просапать, окучить, у меня же минутки свободной не было… А вот картошкой я довольна. В этом году не обрабатывала ее химикатами, колорадских жуков вручную «гоняли». И теперь с удовольствием готовим собственный экологически чистый овощ!

-- А как дела с заготовками на зиму?

-- Только сентябрь на дворе. Многое еще успеем сделать. Чуть позже боярышник с сахаром перетрем. Его плодов у нас -- море. Осенью весь двор устлан боярышником. Если бы не соседи, не знала бы, что с этими ягодами делать. Известно, что плоды боярышника снижают кровяное давление, улучшают работу сердца. Но сушить их достаточно сложно -- мясистые очень. Потому мы с мамой просто перетираем их с сахаром. Признаться, в первые годы, когда стала здесь жить, переусердствовала с этой ягодой: выпивала в день по литру настоя, и у меня начались спазмы головных сосудов. Как выяснилось, людям с пониженным кровяным давлением, а я из их числа, надо быть очень осторожными с этим растением…

-- Откуда же у вас его столько?

-- Бывший хозяин посадил -- поэт Павло Усенко. Очень ему благодарна. Особенно люблю боярышник, когда он цветет: куст стоит, будто в белом платье. Говорят, что цветы гораздо целебнее плодов. Но я никогда их не рву -- жаль такой красоты.