Події

75-летний киевлянин владимир моногаров: «когда в шестиградусный мороз я ночевал на вершине эльбруса, мне даже женщины снились»

0:00 — 5 вересня 2001 eye 360

День Независимости Украины старейший альпинист страны отметил восхождением на высочайшую вершину Кавказа. А в мае будущего года он намерен осуществить свою заветную мечту: взойти на «крышу мира» -- Эверест

В 1996 году, принимая поздравления с семидесятилетним юбилеем, доктор биологических наук, профессор Национального университета физического воспитания и спорта Владимир Моногаров получил от друзей бесценный подарок -- идею стать старейшим в мире восходителем на Эверест (8848 метров над уровнем моря). Тогда о своих серьезных восхождениях он вспоминал как о событиях далекого прошлого. Но кружащие голову мысли об Эвересте вдохновили профессора -- и сейчас, после пятилетней подготовки, он заявляет, что в мае следующего года будет готов подняться на высочайшую вершину планеты.

Экспедиция на Эверест стоит 350 тысяч долларов

В Киев Владимир Моногаров вернулся на прошлой неделе после двухмесячной подготовки на Кавказе.

-- За это время я четыре раза поднимался на Эльбрус. Последним восхождением отметил 10-ю годовщину Независимости Украины, поднял на вершине национальный флаг, -- рассказывает профессор. -- По тамошним меркам в горах наступила зима. Началась метель, резко снизилась температура, опустился туман, но я и не думал отступать. Ведь чувствую себя превосходно, нахожусь в хорошей спортивной форме. В прошлом году даже ночевал на западной вершине Эльбруса на высоте 5642 метра.

В горы хожу вместе со своими друзьями. Ребята сетуют, что иду, мол, не так быстро, как они. Могу шагать вровень с ними, но для подготовки к восхождению на Эверест нужна именно «моя» скорость. В чем я действительно делаю себе поблажку, так это на подходе к вершине беру рюкзаки полегче: 20--25 килограммов таскать теперь не под силу, ограничиваюсь 10--12 кг.

На Кавказе в альплагере за мной закреплена комнатка -- ребята прозвали ее хижиной Моногарова. Эльбрус помог мне поверить, что смогу подняться на Эверест. Пять лет назад эту дерзкую идею мне предложил давний знакомый -- тогда на Джомолунгму (»родное» название Эвереста) сумел подняться 60-летний испанец Роман Бланко Суарес. И я решил: попробую взойти на Эльбрус и тогда определю, по силам ли мне «крыша мира». С тех пор поднимаюсь на высочайшую вершину Кавказа по два--три раза в год.

Восхождение на Джомолунгму я со своими друзьями запланировал на май будущего года. Но прежде предстоят тренировки в Гималаях и на Кавказе. Руководителем восхождения согласился стать известный украинский альпинист, заслуженный мастер спорта 54-летний Сергей Бершов из Харькова. Он уже не раз поднимался на Эверест. Остальные члены команды -- молодые талантливые альпинисты. Денег пока нам, к сожалению, недостает, поэтому задуманное может сорваться. Нужно около 350 тысяч долларов. Только экипировка одного альпиниста обходится в 5--7 тысяч -- это одежда на уровне высоких технологий. Скажем, спецботинки способны держать тепло при минус 50 градусов. Если не удастся собрать необходимую сумму и экспедиция не состоится, переносить штурм на другое время не буду -- трудно долгое время находиться в состоянии «боевой готовности».

-- Верхом альпинистского успеха считается покорение Эвереста без кислородного прибора…

-- Как ученый я убежден, что это под силу лишь единицам. Мало быть хорошо подготовленным и молодым спортсменом -- следует иметь особую альпинистскую одаренность, как, например, у одессита Владислава Терзеула, поднявшегося два года назад на Эверест без кислорода. Мне его достижение повторить не под силу. Я не камикадзе, поэтому пойду с прибором. Кстати, вопреки бытующему мнению, процент кислорода в воздухе высоко в горах не меньше, чем у подножья. Проблемы возникают из-за давления: оно у вершины Эвереста в три раза ниже, чем привычное нам, поэтому насыщение организма кислородом резко снижается.

«В 1978 году мы назвали безымянный памирский пик «Украина»

-- Все пять лет подготовки к восхождению на Эверест я приучал организм к кислородному голоданию, -- продолжает Владимир Моногаров. -- Эльбрус в этом отношении отличное место -- на его вершине давление примерно такое же, как в Гималаях на 6,5 тысячах метров. Тренируюсь и питаюсь по научно обоснованной системе. Бегаю по часу в день, зимой -- по глубокому снегу. Прохожу курсы коррекции биологически активных точек, ем специальные биодобавки. Мое самочувствие в результате все более улучшается, окружающие отмечают, что стал выносливее, работоспособнее. Когда летом 2000 года спал при шестиградусном морозе на вершине Эльбруса, даже женщины снились! Давление у меня как в молодости -- 120/80, а организм моложе календарного возраста на 15--25 лет. Так что независимо от того, хватит ли денег организовать восхождение на Эверест, немалые «дивиденды» от этой затеи я уже получил -- основательно укрепил здоровье, к тому же, жизнь стала гораздо интереснее, чем прежде.

-- Расскажите о своей системе питания.

-- Набор продуктов каждый должен выбирать индивидуально. Я. например, -- в зависимости от группы крови. У меня вторая, поэтому, скажем, помидоры, картофель, апельсины мне противопоказаны, а грейпфруты -- в самый раз. Подробней об этом можно узнать из литературы.

В остальном же моя система основана на широко известных принципах: побольше салатов, минимум жирного и сладкого. Салаты ем на завтрак и ужин. В обед, после спортивных занятий, -- курицу с фасолью или бобами, приготовленными на овсяном отваре. Но прежде выпиваю полстакана красного вина -- это позволяет бороться с холестерином. Кстати, в Гималаях (я участвовал в трех гималайских экспедициях) мы пили трижды в день перед едой по 15 граммов водки -- это отличное средство против распространенной в той местности кишечной болезни лямблиоза. Поэтому тост произносится соответствующий: «Смерть лямблиям» -- микроорганизмам, вызывающим недуг. Среди альпинистов ходит легенда, будто бывший генсек ЦК КПСС Юрий Андропов, будучи в Афганистане, проигнорировал эту профилактическую процедуру и вернулся в Москву с лямблиозом.

Не забываю о сыре, фруктах, орехах. Но ем их немного -- скажем, четверть грейпфрута в сутки, больше организму не нужно. Избыточные витамины и микроэлементы не усвоятся. Недаром же говорят, что у американцев, любящих есть много витаминов, моча самая дорогая.

-- Как родные относятся к тому, что вы подолгу не бываете дома?

-- Моя супруга в прошлом альпинистка -- мы познакомились с ней в горах. Так что она меня понимает. Правда, живем мы порознь -- она полностью посвятила себя воспитанию внуков (у меня их четверо) и живет у нашей дочери. Но это не портит отношений, праздники мы встречаем вместе, постоянно поддерживаем связь. Кстати, ради семьи я не пойду на неоправданный риск в горах и рассчитываю вернуться живым и здоровым.

-- Помнится, на одной из недавних пресс-конференции вы рассказывали, что продолжаете преподавать в университете.

-- В этом году я ушел на пенсию. В вузе заведовал лабораторией, ряд лет занимал должность проректора. А каждое лето пропадал в горах. Многократно участвовал в первенствах Союза, поднимался на семитысячники Памира и другие сложные горы планеты. Свое 50-летие 25 июля 1976 года встречал на вершине Тянь-Шаня -- пике Евгении Корженевской (7105 м). А через два года поднялся в Памире на безымянную вершину, которую команда назвала Украиной.