Культура та мистецтво

Народная артистка россии татьяна доронина была трижды замужем и дважды поступала на работу в мхат…

0:00 — 13 вересня 2001 eye 956

Знаменитая актриса отпраздновала свой день рождения

Татьяна Доронина -- одна из самых талантливых российских актрис, увы, не совсем счастлива в личной жизни. Ее последний брак длился рекордных десять лет. Однако Татьяна Васильевна признает, что все ее законные мужья были «талантливы, красивы и вообще лучшие мужчины на свете. Басилашвили -- самый интеллигентный, Радзинский -- до сих пор близкий и родной, Химчев -- самый нежный, внимательный и хозяйственный».

Несколько фактов из жизни актрисы

Татьяна Доронина родилась в Ленинграде в рабочей семье. Ее родители -- Василий Иванович и Анна Ивановна -- из крестьян, приехавших в город в поисках лучшей доли. По словам Татьяны Дорониной, ее родители счастливо прожили в браке 60 лет, никогда не ссорились, она никогда не слышала от них бранных слов.

Во время Великой Отечественной войны отец Дорониной воевал на Ленинградском фронте. А 8-летнюю Таню, ее сестру Галю и маму эвакуировали из осажденного Ленинграда в Ярославскую область, в город Данилов. Татьяна Доронина вспоминает: «Именно там я в первый раз влюбилась. Я вообще очень рано стала влюбляться. Этот мальчик, как и мы, был эвакуированный, только из Москвы. Он поразил меня тем, что, когда учительница читала нам «Ваньку Жукова», он закрылся руками и заплакал. А так как он был при этом еще и самый хорошенький мальчик в классе, то начался мой роман. Потом все пошло по нарастающей. Я влюблялась каждый год, даже могла в течение года влюбляться в двоих».

Учеба давалась Тане с трудом, особенно тяжело обстояло дело в точными науками. Однако еще в начальной школе она полюбила русскую литературу, любила выступать на школьных вечерах с чтением стихов. В восьмом классе увлеклась театром и отправилась в Москву поступать на актрисы. И… поступила в Школу-студию МХАТа. Однако, когда ее попросили принести аттестат об окончании десятилетки, выяснилось, что ей всего 14 лет.

Окончив школу в 1952 году, Доронина вновь поехала в Москву. Экзамены она держала во все театральные вузы столицы и всюду прошла с первого захода. Но, так как она мечтала о сцене прославленного Художественного театра, то и сделала выбор в пользу Школы-студии МХАТа. Там она познакомилась со студентом (он был на год моложе ее) Олегом Басилашвили. Молодые люди полюбили друг друга и защищали дипломы уже как муж и жена.

Закончив Школу-студию МХАТ, Доронина стала перед непростым выбором. Ее приглашали к себе лучшие столичные театры, но работать без мужа она не хотела. А те, в свою очередь, не хотели брать ничем тогда не блиставшего актера Олега Басилашвили. В результате он получил направление в труппу Волгоградского драматического театра, и Доронина поехала туда вместе с ним.

В Волгограде молодая семейная пара получила крошечную комнатку в общежитии театра. А вскоре Басилашвили уехал на съемки фильма «Невеста» по А. Чехову. В это время Доронина поняла, что ждет ребенка, и решилась прервать беременность. Об этом в труппе никто не знал, кроме двух человек: ее соседки по комнате Людмилы Кузнецовой и актера А. Карпова, который и отвел молодую женщину в местный роддом на операцию.

Вскоре Доронина получила извещение из Москвы показаться в МХАТе. Актриса немедленно отправилась в столицу, но поездка завершилась неудачей. Руководство театра готово было взять в труппу Доронину, но без Басилашвили. Без мужа актриса переезжать в Москву отказалась. На этом переговоры и закончились. Доронина вернулась в Волгоград, но пробыла там недолго -- неожиданно она получила приглашение из Ленинградского театра имени Ленинского Комсомола, который готов был взять ее в труппу вместе с мужем.

Доронина дебютировала на сцене «Ленкома» в роли Жени Шульженко в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе А. Володина. Спектакль имел большой успех у публики, именно после этой премьеры на нее обратил внимание режиссер БДТ Георгий Товстоногов. И вскоре пригласил ее в свой театр. Однако Доронина поставила ему условие -- она перейдет в БДТ только вместе с мужем. Товстоногов был настолько поражен ее необычной просьбой, что тут же согласился.

Большая часть труппы БДТ не приняла Доронину, за ее спиной плелись интриги, недоброжелатели распускали о ней самые неправдоподобные слухи. Однако Доронина стоически сносила все это, считая ниже своего достоинства отвечать на выпады. В те годы она была в фаворе у Товстоногова, пользовалась его безоговорочной поддержкой.

В конце 1966 года Доронина окончательно решила перебраться в Москву. К тому времени ее брак с Басилашвили распался, ухудшились и отношения с Товстоноговым. Уходу Дорониной из театра труппа БДТ откровенно радовалась. Не лучшим образом сложились отношения актрисы с коллегами и во МХАТе. Из наиболее удачных ее ролей можно назвать только две: в спектакле по пьесе ее тогдашнего мужа Э. Радзинского «О женщине» и в первом спектакле только что пришедшего в театр О. Ефремова «Дульсинея Тобосская». В 1971 году Татьяна Доронина решает покинуть МХАТ и перейти в Театр имени Маяковского. Там Доронина довольно быстро стала примой.

Третьим мужем Дорониной стал актер театра Маяковского Борис Химичев. Широкому зрителю он знаком по роли матерого рецидивиста Паленого из фильма «Сыщик» (1980). «Для большинства это был неравный брак. В таких случаях все делятся по вертикали -- те, кто не общался с Дорониной, автоматически перенесли неприязнь на Химичева, и наоборот. Татьяну это волновало меньше всего -- она мало прислушивалась к тому, что говорят за ее спиной, -- вспоминает Борис Химичев. -- Ссорились мы часто, и даже трудно понять, по какому поводу. Быстро выяснилось, что мы люди норовистые, достаточно конфликтные и очень вспыльчивые, так что скандалы в нашей семье, увы, были не редкостью. Внешний повод мог быть самым мизерным. Я например, часто реагирую на интонацию -- повелительную по отношению к себе не допускаю. Когда командуют: подай! принеси! -- взрываюсь. А дальше уже идет по нарастающей -- в момент выяснения отношений всякие мелкие предметы то и дело летали по квартире. Однажды сервиз на шесть персон грохнули… »

Между тем в начале 80-х заметно осложнились отношения Дорониной с главным режиссером Театра имени Маяковского А. Гончаровым. В 1984 году конфликт достиг своей крайней точки -- после очередного скандала с примой Гончаров не пришел на премьеру спектакля, где она играла главную роль. Вскоре после этого Доронина решила уйти из Театра имени Маяковского. И вернулась в МХАТ.

Второе пришествие Дорониной в Художественный театр было для нее непростым. Голосование по поводу возвращения Дорониной во МХАТ превратилось в настоящее поле битвы. Но сторонники актрисы, хотя и с небольшим перевесом, победили -- было подано 17 голосов «за» и 14 «против».

В 1987 году встал вопрос о разделении МХАТа на два коллектива. Доронина выступила резко против, считая, что это погубит великий некогда театр. Труппа разделилась на два лагеря, одна часть сплотилась вокруг Дорониной, другая -- вокруг Олега Ефремова. Сохранить единый МХАТ так и не удалось, и появилось два коллектива -- МХАТ имени Чехова и МХАТ имени Горького. Художественным руководителем и главным режиссером последнего (в свое время она окончила Высшие режиссерские курсы) стала Доронина.

Сегодня Доронина очень редко появляется на публике, предпочитая проводить время не на светских раутах или всевозможных тусовках, а в стенах своего театра или дома. И очень редко дает интервью.

Материал подготовила Томила КОНОНОВА, «ФАКТЫ».