Культура та мистецтво

Картины украинских художников покупают голливудские звезды

0:00 — 15 вересня 2001 eye 2352

Представители модной профессии -- галеристы -- диктуют моду и цены на рынке современной живописи

Сегодня галереи -- это не просто строго отведенные для ознакомления с искусством места, а образ жизни. Причем очень модный. Существуют так не только специально обученные люди -- искусствоведы и художники, но и просто люди со вкусом. Политики, банкиры, предприниматели, журналисты, актеры. Они и выступают в роли покупателей. Как правильно купить картину современного художника, что модно и почем нынче искусство, во всех деталях знают люди новой профессии -- галеристы.

Налетай, торопись, покупай живопись! На днях в галерее «Тадзио» новый сезон открылся выставкой львовского художника Бориса Черных. Хозяйка галереи искусствовед Елена Ягодовская за четыре года провела 120 выставок и является ведущим экспертом в области современного украинского искусства. Она считает, что сегодня появился новый класс людей, способных не только приобретать, но и ценить настоящее искусство. Впрочем, для покупки есть причины и более прагматичные.

-- Если на квадратный метр стены в доме хозяева потратили стройматериалов на 500 долларов, они считают, что не имеют права, по социальному статусу, вешать на стену картинку сомнительного качества и недорогую, -- рассказывает Елена Ягодовская. -- Сегодня основными покупателями живописи являются те, кого мы раньше называли технической интеллигенцией, те, кто заработал состояние собственным умом. Они объездили мир и понимают, что одним антиквариатом сыт не будешь. Иностранцы, вопреки расхожему мнению, не покупают современное искусство, они больше ориентированы на что-то экзотическое, на сувениры. Хотя представители посольств -- частые гости в галереях, они помогают устраивать совместные выставки. Еще меньше покупают политики.

Если говорить о массовой моде, то в ней трудно разобраться. Сущестствует вкус целого поколения, воспитанного на Шишкине, Репине и пейзажах с голландскими коровами. Весь мир живет на абстрактном искусстве. Вот, к примеру, у нас потрясающе ценится Айвазовский, художник, в общем-то, средний. Покупают его у нас за десятки тысяч. Недавно случился скандал: все эксперты поручились за картину, а она оказалась фальшивкой. Добротная, написанная на полотне той эпохи… Поэтому куда безопаснее у нас покупать современное искусство. По крайней мере, приобретете не подделку.

Модными в Украине вот уже несколько лет считается двадцатка художников, среди которых Сильваши, Бельский, Елисеев…

Любой ценой. Простой способ вычислить, сколько стоит произведение искусства, таков: если у художника нет имени, стоимость затраченных материалов (которые весьма дорогие) нужно умножить на десять. То есть, если художник потратил 40 долларов, то картина будет стоить 400 долларов (однако при условии, что это -- вечное и настоящее). Имя художника формируется по центу и «растет» с каждой новой персональной выставкой. Имеет большое значение престижность галерей, принявших художника в свои объятия.

-- Галерея делает имя художнику, -- продолжает Елена. -- За 300 лет галерейного движения в мире ни один галерист не раскручивал коммерчески невыгодного художника. Пребывание под опекой галереи в течение нескольких лет художник зарабатывает себе имя. К примеру, первый художник, которым я занималась, Виктор Трубчанинов сначала продавал работы по 100 долларов, сейчас они стоят тысячи. Его картины висят в Голливуде, я знаю, что одну купил актер Пирс Броснан. Такой же путь прошел и Эдуард Бельский, тонкий лирик, последний романтик. Его работы находятся в коллекции Софии Ротару.

Словом, галеристы -- это диктаторы и воспитатели вкуса, заботливые хозяева элитарного клуба и приятные собеседники. Они-то знают толк в капиталовложениях.

-- Я искусством не торгую, я рекомендую, -- уверена Елена. -- Галерист -- не торговка, его образование и вкус позволяют отличать искусство от неискусства. Покупая картину в мастерской у художника, вы подпадаете под его обаяние, и вам сложно выбрать что-то стоящее из всего хаоса, обычно царящего там. Галерея -- территория свободы, где зритель психологически не связан с художником. Ему могут работы не понравиться, и он художника этим не обидит. И потом, в галерее представлены те работы, которые отобраны и оценены.

Запад нам не поможет. Почему будущее за отечественными галереями? После распада Союза мода на художников из Восточной Европы существовала недолго. Прижились немногие, вроде Ильи Кабакова, и интерес к экспериментам и соц-арту быстро утих. Сейчас на западный арт-рынок нашим художникам вход заказан. Мир объявил нашим бойкот и повесил железный занавес. Там все цивилизованно: хочешь иметь хорошую репутацию -- продавайся в одной галерее. А наши идут во все галереи сразу и думают страшно разбогатеть. И с галеристами конвенцию о правах и обязанностях нарушают. Ведь на Западе существуют четкий коммерческий механизм, законодательная база, галерист может получать 60 процентов от продажи. Безусловно, во многих случаях художники там более задавлены, но это рынок, торговля. У нас же нет никакого закона о деятельности галерей, что полностью связывает руки.

Совет от Елены Ягодовской: если вы собрались купить картину -- в подарок или для собственного удовольствия, не торопитесь. Сравните несколько работ одного автора. Проконсультируйтесь с экспертами (на предмет наиболее ценных периодов его творчества -- возможно, самый модный сейчас художник до 1995 года писал полную ерунду). И еще: если в картине что-то напоминает вам кого-то из классиков, не покупайте ее. Настоящее искусство должно быть непохожим ни на что. По крайней мере, на первый взгляд.