После мирового первенства по легкой атлетике в Эдмонтоне, где Жанна Пинтусевич-Блок стала первой в истории украинской чемпионкой мира в беге на 100 метров, наша спортсменка приняла участие еще в нескольких коммерческих турнирах, в том числе и в Играх доброй воли в Австралии. И только после этого Жанна и ее муж Марк ненадолго приехали в Украину. Весть о трагических событиях в Америке застала их в Киеве. На традиционную прямую линию в «ФАКТЫ» Жанна решила прийти вместе с супругом-американцем.
- Это звонит Татьяна Васильевна из Киева. Весь мир сейчас следит за событиями в США. Коснулась ли эта трагедия вашей семьи?
- У мужа брат живет в Нью-Йорке, на Манхэттене. Он работает на Уоллт-стрите, но, к счастью, в тот момент его там не было. Месяц назад он проходил собеседование как раз в одной из башен Торгового центра. Слава Богу, эти трагические события прямо нашей семьи не коснулись. Мы, конечно, звонили в Америку и посылали сообщения по электронной почте. Все это просто ужасно!.. Башни-близнецы — это как бы символ Америки. Муж даже помнит, как строили эти здания.
- Жанна, добрый день! Это Сергей из Харькова. Скажите, с каким чувством вы проснулись на следующий день после победы на чемпионате мира?
- С чувством огромной усталости и какой-то пустоты. Наконец произошло то, к чему я шла очень долго. Не всю жизнь, но все-таки достаточно долго. И, знаете, когда есть цель, сам процесс гораздо интереснее, чем когда ты уже всего добился.
- А кто вас первым поздравил?
- Мой муж. Хотя, нет-нет Первой меня поздравила Мэрион Джонс, а потом уже Марк.
- Накануне финального забега на 100 метров у вас не было каких-то предчувствий, снов?
- Да нет Накануне я совершенно спокойно заснула. Разумеется, я знала, что есть шанс выиграть. Но никогда нельзя быть полностью уверенной, пока не пересечешь финишную линию.
- Это Светлана Павловна из Донецка. Жанна, как вам живется в Америке?
- В штате Теннесси, в Джонсон-Сити (это совсем маленький городок недалеко от Атланты), у нас с Марком небольшой дом. Наши соседи — обычные служащие. Они знают, что я спортсменка, но там каждый занят своим делом, и им особо дела до меня нет. Тренируюсь я на небольшом стадионе местного университета. В этом году меня тренировал муж. Наш городок — как раз такое место, где никто тебя не дергает и не мешает. Там я и работаю, и отдыхаю.
- Расскажите немного о муже, если он не против.
- Может, он сам расскажет о себе? (Жанна перевела вопрос Марку. )
- Я работаю спортивным менеджером в компании «Flin sports management», — говорит на английском языке Марк. — Эта компания представляет лучших в мире легкоатлетов. Впервые мы встретились с Жанной в 1993 году в Штутгарте — там проходил чемпионат мира по легкой атлетике. Я был другом бывшего ее менеджера. Поначалу мы были просто знакомы. В то время я работал тренером в университетской команде. Чем больше мы общались, тем чаще меня стала посещать мысль: а почему бы не помочь Жанне?
- Чего все-таки в ваших отношениях было больше — работы или чувств?
- Конечно, чувств!
- Они не мешают работе?
- Абсолютно! Потому что у меня есть какой-то внутренний барьер. К тому же решать всевозможные щепетильные вопросы, связанные с работой, мне помогает мой партнер по бизнесу.
- Валерий Федорович Булко из Киева. Хотел с Жанной Пинтусевич пообщаться.
- Да, я слушаю вас, Валерий Федорович (с удивлением в голосе).
- Жанночка, наилучшие пожелания от всей нашей команды Службы безопасности Украины! Мы будем ждать твоих новых побед. Желаем удачи и в личной жизни, и в семейной, и в спорте. До встречи!
- Спасибо большое. (»Это те, которые меня уволили из-за того, что я замуж за иностранца вышла. Вот такая хохма», — поясняет мужу Жанна. )
- Алло! А можно задать вопрос Жанне Пинтусевич? Это Игорь.
- Да, я слушаю вас. Здравствуйте, Игорь.
- Я бы хотел узнать, кто вы по национальности?
- Еврейка. А вы?
- Я — щирий українець.
- Дуже приємно.
- (Со злостью в голосе. ) Меня интересует, почему на чемпионате мира победила еврейка? Что, в Украине нет спортсменов?
- (Очень спокойно. ) То ви, мабуть, задайте це питання щирим українцям, а не менi!
- Добрый день, Это Ирина из Николаева. Жанна, ваша жизнь связана со спортом, как и жизнь вашего супруга. Как вы отдыхаете? И вообще, есть ли такая возможность?
- Во-первых, у нас есть небольшая квартира в Майами на берегу океана. Там прекрасные условия для отдыха. Как отдыхаем? Любим ничего не делать (смеется). Одиннадцать месяцев в году у меня очень напряженный график — постоянные выступления, тренировки, разъезды, перелеты Поэтому в редкие минуты отдыха больше всего хочется уединиться. Через несколько недель мы с Марком как раз туда и отправимся.
- Алло! Добрый день, Жанна. Вы знаете, в «ФАКТА» было такое замечательное интервью с вашей мамой, с отцом, что мы полюбили вас всех сразу. Вы с мужем приезжали к родителям в Нежин? Какое впечатление произвела на него Украина?
- Как раз вчера мы ездили в Нежин. В Украине Марк уже бывал не раз, а вот в Нежине он впервые. В Украину я приезжаю, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Очень люблю Киев. Мужу тоже здесь очень понравилось.
- Вы показали Марку монумент Независимости?
- Конечно! Мы вчера проезжали. Марк был поражен. (»О, красиво, очень красиво!» — подтвердил Марк. )
- Как Циля Александровна встретила зятя?
- Очень хорошо. Чем угощала? Кофе, чаем
- Жанна, а правда, что у вас есть свой ресторан?
- Правда.
- А вы с мужем были там?
- Безусловно. Там ведь украинская кухня. В моем ресторане очень вкусно кормят.
- Борщ муж только в Украине ест, или вы ему и дома готовите?
- Готовить я не люблю.
- А что же вы там едите?
- Марк готовит.
- Марк готовит? (Хором, вместе со звонившим читателем переспросили все присутствовавшие на прямой линии журналисты «ФАКТОВ». ) О-о-о! А что он готовит?
- В основном что-то очень простое. Мясо, например, — поясняет Марк, явно удивленный столь бурной реакцией. — А Жанна ничего особенного и не просит приготовить.
- Марк, жена уже угостила вас нашим пивом?
- Украинское пиво, конечно, пил. Очень понравилось!
- А вы, Жанна, пиво любите?
- Люблю. Но, увы, много пить не могу. Только на отдыхе могу себе позволить совсем чуть-чуть.
- Марк может рассказать о своей семье, родителях?
- Отец и брат живут в Нью-Йорке. Мама умерла два года назад. Отец вырос и всю жизнь прожил в Нью-Йорке. Мама тоже. Отец — пилот, много лет проработал в авиакомпании. Сейчас на пенсии. Мой дед и дядя были связаны со спортом — тренировали легкоатлетов. Может, поэтому я и выбрал эту профессию. В юности я занимался легкой атлетикой. Специализировался в беге на средние дистанции — 800 и 1500 метров.
- Жанна, как проходила ваша с Марком свадебная церемония?
- У нас была совсем маленькая свадьба, присутствовали только близкие друзья. Церемония проходила в небольшой синагоге в Теннесси. Потом пошли в ресторан. Вообще, это у меня второй брак. Да и первая моя свадьба была скромной. Я вообще пышных свадеб не люблю.
- А свадебное путешествие?
- Сразу после свадьбы начались тренировки, поездки И так до сих пор.
- В свадебное путешествие мы, возможно, поедем через несколько лет, — добавил Марк.
- Алло! Это прямая линия? Меня зовут Татьяна. Я из Броваров. Жанна, ваш супруг, случайно, не родственник известному русскому поэту?
- Муж в курсе, что у нас был такой поэт. Но родственники Марка — выходцы из Австрии и Германии. (»Саша Блок», — произнес по-русски Марк. )
- Жанна, это Валерий из Сум. Дружите ли вы с Мэрион Джонс? Насколько искренне проявление радости, когда вы поздравляете друг друга после финиша?
- Думаю, что о дружбе между нами вряд ли можно говорить. Но друг друга мы уважаем. Этого, поверьте, вполне достаточно.
- Алло, это Светлана Вишневская, киевлянка. Я — далекий от спорта человек. Но когда мы узнали, что вы обошли знаменитую Мэрион Джонс, в нашей семье все даже прослезились!
- Спасибо большое.
- Мы не только рады за вас, но и гордимся тем, что наша украинская спортсменка смогла достичь таких высот. Можно задать вопрос личного характера? Как вы познакомились со своим мужем?
- Марк — спортивный менеджер, он занимается делами легкоатлетов. Так мы и познакомились — вращались в одном спортивном кругу.
- И решили остаться за границей?
- Я не оставалась за границей. Выступаю за Украину и бываю здесь достаточно часто. Но после того, как мой будущий супруг сделал мне предложение, часть времени я провожу в Америке.
- Мы желаем вам больших успехов в спорте. Помните, что украинцы за вас очень переживают, волнуются. И всего вам самого хорошего!
- Жанна, это Лена из Днепропетровска. Видела вашу фотографию в «ФАКТАХ» с традиционной ежегодной церемонии награждения лучших спортсменов мира в Монте-Карло. Вы были в очень красивом вечернем платье. Где вы одеваетесь? Какой стиль предпочитаете?
- Одеваюсь я, можно сказать, где придется. В последнее время у меня совсем нет времени ходить по магазинам. Я не отдаю предпочтения какому-то определенному стилю. Предпочитаю прежде всего удобную одежду. Тем более что мой образ жизни предполагает большую часть времени проводить в разъездах. Ношу комфортную одежду — брюки, свитера
А историю того платья помню. Я заняла его у подружки. Просто не было времени купить. Но в этом году меня снова пригласили на прием в Монте-Карло. На этот раз я купила платье в Италии, совсем недавно, когда была там на соревнованиях. Черное вечернее платье с одним рукавом. А вообще платьев у меня немного. Мне их просто некогда носить.
- Вы можете купить вещь, которая вам очень нравится, на последние, так сказать, деньги?
- Нет, я таких вещей не покупаю. Я — рассудительный покупатель и не буду последние деньги на какую-то вещь тратить.
- Наверняка, Марк вам делал разные дорогие подарки. Какой из них вам особенно дорог?
- Вот это кольцо. (Жанна показывает на руке очень красивое кольцо с бриллиантом. ) Раньше его носила мама Марка. В Америке есть такая традиция: жених дарит невесте кольцо с бриллиантами. Это дорогой подарок, но не в плане денег. Он дорог просто как подарок от любимого человека.
- А у меня самый дорогой подарок — это Жанна, — ответил Марк.
- Это «ФАКТЫ»? Прямая линия? Меня зовут Катя, я киевлянка. Во-первых, хочу поздравить вас с успехом и пожелать, чтобы вы всегда были в отличной форме! Я всегда переживала: вот у вас на носу ответственное соревнование, а вы вдруг заболеваете ОРЗ. Как вы находите выход из таких ситуаций?
- Стараюсь принимать препараты, повышающие иммунитет. Ну а коль уж такое случилось Все зависит от того, в каком я состоянии. Бывает, что иногда и не выступаю из-за этого на соревнованиях.
- Жанна, это Юра из Луганска. Ты умеешь водить машину?
- В Америке у меня совсем старенькая машина — обычный «Шевроле Корсика». Когда я приехала в первый раз в Америку на несколько месяцев (мы еще с Марком не были женаты), оказалось, что арендовать машину стоило столько же, сколько купить дешевый подержанный автомобиль. Так и езжу. Ждем, когда моя машина развалится, чтобы другую купить (смеется). Потому что ремонт будет стоить дороже, чем сама машина. Думаю, что это случится очень скоро. А у Марка хорошая машина — BMW.
Наш город маленький, ездить особо некуда, только на стадион и обратно. Однажды меня остановили полицейские. Я совсем мало тогда пробыла в Америке, даже еще точно и адреса своего не помнила. Просто знала, как туда ехать. Полицейские спрашивают: «Где ты живешь?» — «Там, напротив магазина». «А номер телефона знаешь?» — «Знаю, но он дома в записной книжке». «А фамилию того человека, у которого живешь, знаешь?» — «Ну, знаю». Позвонили. Приехал Марк. Уж очень я медленно и аккуратно ехала. Вот полицейские и подумали, что я пьяная
- Михаил из Киева. Жанна, какую роль для вас в спорте играют деньги? Учитываете ли вы при выборе коммерческих турниров их «стоимость»?
- Деньги, безусловно, играют большую роль, но не главную. Не могу сказать, что мне совсем безразлично, сколько получу за участие в турнире. В интересах подготовки к важным соревнованиям я часто отказываюсь от коммерческих соревнований, где платят хорошие деньги.
Собственно, я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что спортсмены зарабатывают хорошие деньги, ведь нам приходится в 30-- 35 лет заканчивать свои выступления. Конечно, хорошо, когда есть на что и за что начать новую жизнь. К сожалению, не во всех видах спорта можно получать хорошие деньги. Вот легкоатлеты — как раз немногие из тех, кто зарабатывает. Но с заработками теннисистов, выдающихся боксеров или хоккеистов, конечно, не сравнить. Не говоря уж о доходах американских игроков в гольф.
- Скажите, а какой самый крупный денежный приз вам удавалось выиграть на коммерческих соревнованиях?
- На чемпионате мира официально дают 60 000 долларов. Но учтите, что я сама полностью финансирую свою подготовку. Так, например, на чемпионат мира в Канаде готовилась за свои собственные деньги. Вплоть до того, что билеты в Эдмонтон сама покупала.
- Жанна, эти Ирина Василькова из Борисполя. Как долго вы собираетесь выступать в большом спорте?
- Хотелось бы продержаться на достойном уровне еще лет пять. Цель есть. В моей коллекции нет олимпийских наград. Две Олимпиады прошли, в силу разных причин, для меня неудачно. Если ничего не случится, хотелось бы выступить на Олимпиаде 2004 года в Афинах. Надеюсь, что третья Олимпиада будет удачнее предыдущих. Скорее всего, Игры в Афинах станут последними в моей карьере. После этого, возможно, еще пару лет повыступаю. После 30-ти тяжело прогнозировать. Если будет позволять здоровье, если я буду быстро бегать
- Чем займетесь после ухода из большого спорта?
- Будущим ребенком (смеется). Подумать нужно. Все же надеюсь, что после завершения спортивной карьеры я не буду беспомощно разводить руками. Хотелось бы, чтобы уход из спорта был плавным.
- Чем вы занимаетесь в свободные от тренировок и соревнований минуты? Удается почитать, например?
- Люблю историческую литературу. Пикуль очень нравится. Но в последнее время свободных минут все меньше. Таких авторов нужно читать вдумчиво. А в самолете, я не знаю, даже атмосфера не располагает. На соревнованиях серьезную литературу читать тяжело. Вот и выбираешь ерундовую, легкую Детективы, например. В моей домашней библиотеке в Америке много произведений русских классиков. Специально привезла из Украины. В нашем городке их нельзя достать. А вот, скажем, в Нью-Йорке и в других крупных городах можно купить или по почте заказать.
- Как вы относитесь к мировым рекордам Флоренс Гриффит-Джойнер, которые держатся уже 13 лет?
- Рекорды, конечно, очень высокие. Но есть та же Мэрион Джонс, есть я. При определенных удачных стечениях обстоятельств эти рекорды можно побить. Не вижу в этом ничего невозможного. Все рекорды когда-нибудь бьются.
- Вот интересно, как вы готовились к следующей встрече с Мэрион Джонс после вашей победы на чемпионате мира? Были какие-то предчувствия, и как вы потом пережили поражение?
- Знаете, тяжело и легко одновременно. Я была как бы в более выигрышной ситуации. Потому что мне ничего не надо было доказывать — я ведь чемпионка мира. Но и в более проигрышной, поскольку выиграть легко, а вот поддерживать звание сильнейшей бегуньи в мире еще тяжелее. Но, видимо, чемпионат мира съел больше сил, чем я думала. К тому, что на последующих после Эдмонтона турнирах я уступила Джонс, отношусь философски, потому что главный старт сезона — чемпионат мира. Но Джонс после победы в Брисбене была счастлива как никогда.