Україна

Если в украине не прекратится выпуск пиратских компакт-дисков, сша могут применить к нашей стране торговые санкции

0:00 — 4 квітня 2001 eye 380

Вице-премьер-министр считает, что нужно искать другие — правовые способы решения этой проблемы

С недавних пор такая, казалось бы, безобидная отрасль промышленности, как производство компакт-дисков, является одним из камней преткновения в отношениях Украины с Соединенными Штатами и другими странами Запада.

Предлогом для атак на украинских производителей компакт-дисков стало то, что они якобы выпускают пиратскую (или, как ее называют в официальных документах, контрафактную) продукцию, что является нарушением авторских прав. И вот уже полгода украинские власти совместно с IFPI (неправительственной организацией, объединяющей крупнейших владельцев фонограмм) беспощадно борются с пиратами.

Результаты этой борьбы -- налицо. Купить пиратский диск у нас по-прежнему не проблема. В то же время легальные производители из-за бесконечных проверок практически свернули свою работу.

Законным основанием для уничтожения производства компакт-дисков в нашей стране стал совместный украинско-американский план действий по борьбе с выпуском контрафактной продукции. Причем производители утверждают, что написан он в США и абсолютно не учитывает интересов украинской стороны.

А на днях нас испугали сообщением о том, что Украина включена правительством США в некий список «301», и, если нашей стране не удастся за три месяца покончить с пиратством, к нам будут применены торговые санкции.

Сложившуюся ситуацию корреспондент «ФАКТОВ» попросил прокомментировать вице-премьер-министра Украины Николая Жулинского.

«Никто не гарантирует, что, в случае закрытия легальных заводов, пиратские диски не будут выпущены подпольно»

-- Скажите, пожалуйста, правда ли, что Украина не участвовала в разработке совместных документов, которые теперь с таким трудом вынуждена выполнять?

-- Говорить о том, что мы совсем не принимали участия в разработке этого плана действий, нельзя. Мы рассматривали данный документ в правительстве.

Наша цель была благородной. Мы хотели действительно сделать невозможным производство контрафактной продукции на украинских заводах. Но мы надеялись на то, что в процессе выполнения этого плана действий возникнет доверие между Украиной и Америкой, которое позволит нашим заводам открыто работать на рынке.

При разработке документа мы стремились создать условия для того, чтобы наши музыканты получили возможность издавать легальные диски и, соответственно, получать вознаграждение за свою работу. И конечно, мы не хотели задушить отечественного производителя.

Но, скажу честно, я даже не предполагал, насколько труден этот процесс. Достаточно сложно проводить проверки на предприятиях. Мы их провели, но не обнаружили следов контрафактной продукции. Тогда американцы потребовали, чтобы проверки носили характер внезапных «набегов». Но для этого в Украине нет правовой базы! У нас существуют правовые нормы, защищающие производителей.

-- Похоже, американцы не согласны ни на что меньшее, чем полное закрытие всех предприятий отрасли.

-- Но никто не даст гарантию того, что, в случае закрытия легальных заводов, те же диски не будут выпущены подпольно или у наших соседей. И я обращал на это внимание американской стороны.

Поэтому я считаю, что сегодня пришло время искать другие, радикальные, но правовые способы решения этой проблемы.

К тому же нельзя сказать, что украинское правительство не борется с пиратством. Милиция выявила 59 кустарных цехов по изготовлению контрафактных аудио- и видеотоваров, было пресечено более 8 тысяч фактов продажи пиратской продукции, таможня предотвратила 800 попыток ее незаконного вывоза. Усиливается ответственность за такого рода нарушения.

«Я за то, чтобы навести порядок, на категорически против того, чтобы терять отечественного производителя»

-- Многие специалисты считают, что, если бы украинские заводы могли по разумным ценам покупать лицензии на выпуск компакт-дисков, они не занимались бы пиратством.

-- Мы все время ставим вопрос о лицензиях перед американской стороной.

-- И каков ответ?

-- Что нам нельзя продавать лицензии, пока производится пиратская продукция. Однако, потеряв собственное производство, мы будем зависимы от иностранной, в основном российской, продукции.

-- Как же так получилось, что Россия получает лицензии, а Украина -- нет?

-- Такое вот к нам отношение. Получается -- одним можно, а другим нельзя, несмотря на то, что в нашей стране есть большие возможности для развития рынка компакт-дисков.

-- Многие иностранные компании, работающие в Украине, сумели решить вопросы с подделками через суды. Пытаются ли американцы идти подобным путем?

-- Я встречался с представителями IFPI и просил их подать хотя бы один иск в суд. Тогда мы сможем открыть дело, провести следствие, вынести решение. Но ни одного иска так и не было подано.

Они передают нам результаты своих экспертиз. Однако, по украинским законам, иностранная экспертиза не является доказательством. Но чтобы провести свою, нам надо иметь уголовное дело. А заместитель генерального прокурора спрашивает меня, на каком основании заводить дело, если нет оснований. Есть же законы!

-- То есть на сегодняшний день дело зашло в тупик…

-- Не совсем. Правительство ищет выход из ситуации. И прежде всего надеется на помощь Верховной Рады, которая сейчас рассматривает проект закона, предусматривающего ужесточение контроля и ответственности за производство контрафактной продукции.

А пока что мы в правительстве исчерпали наши возможности в стремлении выполнить свои обязательства. Я старался все делать честно, но теперь получается: чтобы двигаться дальше, нам нужно преступать закон, ущемляя права собственных производителей. А этого я делать не буду. Я открыто говорю: каждое предприятие, которое мы проверяем, может подать на меня в суд за нарушение своих прав.

Я за то, чтобы навести порядок, но категорически против того, чтобы терять отечественного производителя. Однако как это сделать?

-- Потеря производства компакт-дисков сегодня означает информационную зависимость от других государств, утрату возможности двигаться в ногу с цивилизацией? Намерено ли государство хоть как-нибудь поддержать отечественных производителей?

-- На следующий год я буду требовать выделения в бюджете специальных средств на компьютеризацию, создание украиноязычных программ, изготовление их на компакт-дисках. И, конечно же, я не хотел бы, чтобы эти заказы ушли за границу. Их должны получить наши заводы.