Політика

Фундамент победы коммунистов в молдове заложили приверженцы парламентской формы правления

0:00 — 5 квітня 2001 eye 258

В Украине они тоже есть. Среди нынешних оппозиционеров

Прошедшие вчера президентские выборы в Молдове никак не назовешь обычным событием, хотя, конечно, любой избирательный процесс -- это событие для государства. Но то, что произошло в этой стране в последнее время, привлекло к себе повышенное внимание. Получившие безоговорочную победу на февральских парламентских выборах коммунисты доказали всем остальным постсоветским государствам, что разговоры о красном реванше -- не досужие вымыслы.

Возможная победа украинских коммунистов отечественных приверженцев парламентской республики не пугает

А нас опыт победы левых Молдовы может интересовать в том смысле, что в Украине многие нынешние оппозиционеры и борцы «с режимом» в качестве панацеи от всех бед предлагают преобразование государственного строя в парламентско-президентскую республику. Благо, пример молниеносного воплощения в жизнь таких преобразований наглядно продемонстрировала все та же Молдова. И фундамент победы приверженцев ленинских идей закладывался именно благими намерениями приверженцев реформ ускорить процесс демократических преобразований в молодом независимом государстве.

Примерно такие же доводы звучат и из уст украинских поклонников реформирования конституционного строя. Правда, аргумент, что такое преобразование вкупе с применением партийных правил игры на парламентских выборах может привести к власти украинских коммунистов, отечественных приверженцев парламентско-президентской республики не убеждает и не пугает. Мол, мы все держим под контролем. Однако в Молдове молодые демократы, поддержавшие игру в «демократическое смещение» Петра Лучинского с поста президента, тоже не ожидали такого разгромного поражения на выборах.

А именно так все и произошло: утвердив при радостной поддержке левых изменение государственного строя, проправительственный блок после этого даже с трех попыток не сумел провести своего кандидата на выборах нового президента, проходивших в парламенте (ведь при парламентско-президентской форме правления главу государства избирает именно законодательный орган). И вообще, троекратные старания парламентариев Молдовы избрать президента страны закончились безрезультатно. Оно и понятно, ведь ни у левых, ни у правых большинства голосов на тот момент не было. И парламент был распущен президентом Лучинским.

В условиях молниеносной предвыборной компании, на которую было отведено два месяца, проправительственный блок сделал все возможное для своей победы. Но молдавские избиратели, видимо, решили выбрать не из того, что хотели бы иметь, а из того, что боялись потерять. В результате Молдова стала первым из постсоветских независимых государств, где к власти пришли коммунисты: из 101 депутатского мандата они получили 70. Правой оппозиции досталось 11 мест в парламенте, а партии власти, которую поддерживал в предвыборной кампании президент Петр Лучинский, -- 20 мандатов. А поскольку Конституция Молдовы дает победившей на парламентских выборах партии возможность принимать любые решения, включая внесение поправок в Основной Закон, формирование правительства и избрание президента, то победу лидера коммунистов Владимира Воронина на выборах главы государства можно было предсказывать не задумываясь. Так что теперь, надо думать, гражданам этой страны придется стряхнуть пыль с подзабытого советского лозунга «Решения партии -- в жизнь!».

Под шум кассетного скандала политики не обременяют себя доводами в пользу реформирования конституционного строя

У нас же борьба за превращение Украины в парламентско-президентскую республику проходит под шум кассетного скандала, поэтому политики, ратующие за нее, не очень-то обременяют себя доводами в пользу такой формы правления. Главным лозунгом на их, образно говоря, знаменах значится «Долой Президента!». Однако за подобным воззванием четкую, а не эмоциональную, аргументацию пока слышать не приходилось. Не приходилось наблюдать и единения рядов оппозиционеров, выводящих под этим лозунгом людей на улицы, с приверженцами коммунистов. А ведь те, несмотря на множество своих эксклюзивных транспарантов, тоже не отказались от своих претензий на власть. Кстати, при нынешней поддержке электората коммунисты имеют все основания лелеять такие надежды. А реализовать их левым могут помочь в том числе и сторонники правых, ну очень демократических идей. И нет никакой необходимости соединять ряды протестующих на улицах, да и свой, оригинальный сценарий захвата власти придумывать уже не надо -- в Молдове он прошел успешную обкатку. Поэтому представители левых партий как в России, так и в Украине с восторгом встретили перемены, происходящие в соседней стране.

Естественно, идеологические оппоненты коммунистов Молдовы питают надежды, что победившая на выборах партия будет проводить взвешенную, конструктивную политику во всех отношениях. Кроме надежд-то, собственно, им ничего и не остается. Поэтому, комментируя заявление секретаря ЦК Компартии Молдовы Виктора Воронина о целесообразности присоединения этой страны к союзу России и Белоруссии, «побежденные» больше апеллируют к Кремлю, чем к новым хозяевам положения в своей стране. Мол, а надо ли этому союзу вешать себе на шею такую проблему, как далеко не процветающая Молдова? Но этот аргумент, достаточно убедительный для экономистов, политикам может показаться не таким уж бесспорным.

В связи с вышеизложенным разговоры о возможном повторении в Украине молдавского сценария изменения конституционного строя не кажутся такими уж надуманными. Особенно в свете обострившейся в последнее время борьбы за избрание нового парламента только по партийным спискам. По этому поводу первый заместитель председателя Верховной Рады Виктор Медведчук заявил (правда, не отечественным, а зарубежным журналистам из журнала «Economist»), что в случае проведения выборов на партийной основе в парламент пройдут преимущественно левые партии. А что будет, если до официального срока их проведения желание преобразовать Украину в парламентскую республику перестанет быть просто идеей?