Україна

Теперь предпринимателей будут привлекать к уголовной ответственности только в том случае, если сумма не уплаченных ими налогов превысит 17 тысяч гривен

0:00 — 10 квітня 2001 eye 263

Александр Спиридонов был назначен на должность начальника Главного управления налоговой милиции не более месяца назад. Однако за это время он уже успел произвести кадровые перемены в центральном аппарате (сделав акцент на аналитической и оперативной работе его сотрудников и сократив «бюрократические» должности). Об основных задачах налоговой милиции, а также о наиболее интересных случаях в работе и своих планах Александр Спиридонов рассказал корреспонденту «ФАКТОВ».

«Сейчас в работе налоговой милиции находится 80 дел, в которых фигурируют суммы, превышающие миллион гривен»

-- Итак, на что в первую очередь обратил внимание новый начальник управления? С чего вы начали?

-- С анализа статистики… В прошлом году налоговая милиция Украины возбудила около 11 тысяч уголовных дел по факту уклонения от уплаты налогов. Однако почти половина из них по тем или иным причинам не дошла до судебного разбирательства. А реально было осуждено и того меньше -- 35 человек. Для сравнения: в США за год налоговые службы возбудили всего 2,3 тысячи уголовных дел по нарушению налогового законодательства. И по большинству из них (около 93%) американскими судами были вынесены обвинительные приговоры. Именно поэтому я на всех совещаниях говорю: «Мне нужно не количество дел, а их качество!»

-- А что свидетельствует о «качестве»?

-- В первую очередь, суммы… В прошлом году у нас было 124 дела, в которых фигурировали суммы свыше миллиона гривен. На сегодняшний день в работе находится более 80 таких дел. И все они должны дойти до суда…

Только за первый квартал 2001 года налоговая милиция мобилизовала в бюджет свыше 1 миллиарда гривен. Поступления превысили запланированные на 30%.

К примеру, сейчас в разработке наших подразделений находится несколько «миллионных» дел (8--9 млн. грн. ) по энергетическому комплексу в Днепропетровской области. Также мы возбудили дело в отношении должностных лиц НАК «Нефтегаз Украины», которые, проводя операции по импорту природного газа, уклонились от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей на сумму 147 миллионов гривен. Вместе со штрафными санкциями сумма, которую предстоит выплатить компании, составила около 1,4 миллиарда гривен.

«Уголовное дело нарушителя налогового законодательства может быть прекращено, если он добровольно возместит государству ущерб»

-- На прошлой неделе был принят новый Уголовный кодекс, который существенно смягчает ответственность за нарушение налогового законодательства…

-- Действительно, в статье 212 (ранее -- 148. 2) Уголовного кодекса Украины значительно увеличены суммы неуплаченного налога, которые влекут за собой уголовную ответственность (см. таблицу. -- Авт. ). Так что теперь большинство налоговых злоупотреблений будет преследоваться в административном порядке.

Кстати, налоговая служба Украины предложила прекращать уголовное преследование людей, нарушивших налоговое законодательство (за исключением тех, чьи действия подпадают под часть третью статьи 212 -- уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах), но выразивших желание добровольно возместить государству ущерб (то есть уплатить налоги с укрытого дохода вместе с пеней и финансовыми санкциями). И это также закреплено в новой редакции статьи. Я считаю, что это правильно. Ведь нарушения налогового законодательства относятся к экономическим преступлениям, обычно не связанным с насилием. А пользы от того, что человек сидит в тюрьме, намного меньше, чем от добровольной выплаты им денег.

-- Для выявления «дорогостоящих» схем требуется тщательное изучение и сопоставление информации. Похоже, аналитическая работа станет во главу всех действий налоговой милиции…

-- Действительно, наши специалисты активно изучают схемы использования высокотехнологических операций (с ценными бумагами, кодированными счетами и так далее) в экономической сфере. С этой целью мы привлекли к работе в налоговой милиции людей, которые имеют опыт работы в коммерческих банках и на предприятиях, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

-- Переманили «врагов», знающих эти процессы «изнутри» на свою сторону?

-- Да. И это вполне естественно. Впрочем, наши сотрудники за несколько лет регулярного «расшифровывания» схем тоже накопили немалый опыт. Многие из них уже защитили диссертации в сфере экономики и юриспруденции. И если уж мы заговорили о высокотехнологических схемах, то я хочу привести в качестве примера виртуальные банки…

Это далеко не новая схема. В частности, через виртуальные банки проводила деньги печально известная корпорация «ЕЭСУ» (данный факт раскрыла Генеральная прокуратура, когда расследовала схемы работы корпорации). Такие же виртуальные банки работали и в системе «Славянского» (как известно, дело этого банка ведут следователи налоговой милиции). Причем услугами виртуальных банков пользовался не только сам «Славянский», но и его клиенты. Например, изначально он использовал виртуальные банки совместно с «ЕЭСУ», но затем эти предприятия стали работать независимо друг от друга.

«Через виртуальные банки за пределы Украины незаконно вывозятся миллиарды долларов»

-- А что, сотрудничество с виртуальными банками противозаконно?

-- Это достаточно сложный вопрос… Мы долгое время не могли классифицировать эти операции. Существует виртуальный банк -- ну и что? Противоречит ли это международному или украинскому законодательству? А если противоречит, то какому -- уголовному, налоговому, финансовому? Однако, когда мы разобрались в схемах, то увидели, что при помощи виртуальных банков за пределы Украины незаконно вывозились очень большие суммы валюты.

-- Как именно?

-- Эти операции достаточно просты. В странах, преимущественно с оффшорными зонами (например, в Науру, Латвии, Словакии, Кипре), ставятся серверы, которые оснащаются специальными программами. Например, при поступлении денег из «Славянского» на счет одного виртуального банка (»First trading bank» -- ординарного предприятия с ограниченной ответственностью, находящегося в Науру и не имеющего ничего общего с банковским учреждением, кроме слова «банк» в названии) программа изменяла реквизиты платежа и переправляла его обратно. Таким образом, деньги фактически не уходили из банка «Славянский». А все операции проводились в пределах корреспондентских счетов.

-- И что это дает?

-- Дело в том, что возврат оформлялся… как платеж за некую партию товара (основное внимание уделялось таким высокорентабельным грузам, как металл, трубы).

-- То есть фактически «Славянский» покупал товар сам у себя?

-- Да, причем по цене значительно ниже рыночной. Но все выглядело так, будто платеж пришел от зарубежного предприятия. Тем временем вывезенный товар продавался по своей рыночной цене за валюту, которая вместо того, чтобы в течение 90 дней вернуться в Украину (как предусматривает отечественное законодательство), частично шла на оплату другого товара (например, газа), а частично оседала на «личных» счетах в вовсе не виртуальных зарубежных банках.

За четыре года банк «Славянский» совершил 12,5 тысячи операций при участии виртуальных банков (до 10 операций за один банковский день). Из Украины при посредничестве виртуальных банков он вывез около 1,5 миллиарда (!) долларов. Однако срок давности по 80 статье Уголовного кодекса (»нарушение правил валютных операций») -- всего пять лет. А в силу того, что наибольший пик активности по этим операциям наблюдался в 1995--1996 годах мы не смогли ее инкриминировать руководству банка.

-- И что тогда?

-- Изучая документы мы обнаружили еще один нюанс. Вывозя товар за границу, банк «Славянский» подавал документы на… возмещение налога на добавленную стоимость. Более того, он его получал! Таким образом, банк «Славянский» и его клиенты необоснованно получали из бюджета миллионные суммы. Это дало нам основание подготовить материалы по статье Уголовного кодекса 86 прим. (»хищение государственной собственности в крупных размерах») и статье 148. 2 (»уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей»).

-- И последний вопрос, как вы думаете, получит ли бюджет в этом году (учитывая значительное послабление ответственности налогоплательщиков) запланированные доходы?

-- Судя по первым трем месяцам, это реально.