Україна

В светлое воскресенье навестите родителей и угостите их куличами и крашанками

0:00 — 13 квітня 2001 eye 302

Близится великий праздник Воскресения Христова. Светлому дню всегда радуется все живое на земле. По легенде, в этот день даже солнце дольше не заходит, поэтому в Украине Пасха называется Великдень. С Пасхой и подготовкой к ней связано множество семейных традиций и обычаев, о которых хорошо вспомнить в канун праздника.

В тот день, когда пекли куличи, ничего не одалживали у соседей

Итак, всю последнюю неделю Великого поста семья трудилась. Но самым насыщенным был чистый четверг. В день весеннего очищения полагалось все обновить: вымыть хлева, кладовки, дом, обязательно убрать во дворе и в саду, навести порядок в огороде. До восхода солнца семья купались в реке (теперь понятно откуда взялось выражение: «Скiльки там тоє зими?!»). Традиционно в этот день стригли детей, чтобы волосы у них были густыми и голова не болела. В четверг хозяйка дома обжигала в печи соль, которую затем освящали в церкви и вместе с пасхами и крашанками и подавали на стол в воскресенье. Считалось, что эта соль обладает лечебными свойствами, поэтому ее добавляли в корм животным, чтобы те целый год не болели.

Также в четверг (а в некоторых областях -- в субботу) хозяйки пекли пасхи. Одевшись во все чистое и помолясь, женщина приступала к приготовлению опары и замешиванию теста. Пасхи украшали крестами или маленькими шишечками. В некоторых регионах Украины куличи венчали голубки, которые прикреплялись веточкой освященной вербы.

Формы с пасхами хозяйка осторожно выставляла на пол на подушку или на стол, который нельзя было двигать. Когда куличи поднимались, их помещали в печь, приговаривая при этом: «Паски -- в пiч, а ви, хлопцi та дiвчата, замiж iдiть». С этого момента хозяйка должна была быть особенно внимательной. Еще бы! Нужно следить, чтобы куличи не подгорели, или, что еще хуже, не разломились. Ведь дыра в середине пасхи предвещала смерть члена семьи, а трещина -- убыток в хозяйстве. Когда пасха пеклась, все домочадцы выходили на улицу. Никто не смел громко стучать, говорить, ругаться. Кроме этого, не полагалось одалживать что-то у соседей.

Чтобы готовые куличи остыли, их выставляли на стол и накрывали чистыми рушниками. Затем хозяйка пропитывала пасхи сиропами и осторожно раскладывала по корзинкам.

Приготовив куличи, женщина бралась за крашанки. Яиц на Пасху варили от 50 до 300 штук. В чистый четверг их мыли, в пятницу -- погружали в раствор квасцов и только в субботу -- красили. Все «красители» хозяйка заготавливала заранее. Желтый цвет скорлупе придавала смесь квасцов и полевого хвоща, зеленый -- весенние травы, а темный -- черный сандал. Но большую часть яиц красили в красный или кирпичный цвета с помощью луковой шелухи.

Писанки, в отличие от крашанки, не варили и не ели. Предназначались они для одаривания родных и друзей. Эдакий пасхальный сувенир. Расписывать яйца начинали еще в первую неделю поста. Поскольку работа эта была кропотливая и требовала времени. Кстати, существует поверье: хоть целый год пролежит писанка и совсем высохнет, а на Пасху все равно будет полной.

Все хозяйки знали, что с яиц и куличей пасхальный завтрак только начинается. Поэтому особо место уделялось приготовлению мясных блюд. Заранее варили холодец, запекали свиные окорока и, конечно же, готовили колбасы.

В церковь на освящение полагалось нести все, чем семья будет разговляться: пасхи, крашанки, сало, колбасу, рыбу, вино, соль. После праздничной службы семья спешила домой. Существовало поверье: чем быстрее хозяин дойдет до дома, тем лучше будет вести хозяйство.

Пасхальный завтрак начинали с молитвы и вкушения кулича и яиц. В первый день Светлого праздника полагалось навестить родителей. Войдя в родительский дом, дети и внуки христосовались с родней, угощая их крашанками, пасхами, колбасой, вином.

В канун праздника на столичных рынках не найдешь свинины дешевле 20 гривен

Многие народные традиции празднования Пасхи ушли в прошлое. Современной хозяйке просто не хватает времени на приготовление сложных блюд, поэтому она покупает, к примеру, готовые колбасы (16--30 грн. ), буженину (22--30 грн. ) и спиртные напитки (6--50 грн. ). Окраску и расписывание яиц деловая женщина частенько доверяет своим детям (к их большому удовольствию), но пасху старается печь сама. Правда, сегодня купить куличи тоже не проблема: 3 грн. стоит маленькая бабка, 45 грн. -- шестикилограммовая.

Как ни крути, денег на праздник уходит немало. Ведь купить к Пасхе нужно и продукты, и корзинки, и рушники, и сувениры. Вот и выливается все это в кругленькую сумму. А еще, как ни грустно, но перед праздниками цены на рынках всегда поднимаются до космических высот. Этот год не стал исключением. Опять подорожало мясо: на столичных рынках уже не найдешь свинины дешевле 20 грн. за килограмм, наборы на холодец стоят от 11 до 18 грн. , домашние колбасы подорожали на 5--10 грн. Выросли цены на домашние яйца -- за десяток торговки просят 4--8 грн. Правда, яйца, продаваемые с «колхозных» машин, не подорожали -- 2,7--3,9 грн. Некоторые «предприимчивые» старушки скупают эти яйца и продают их за углом по ценам домашних.

Чтобы добавить в кулич изюм и цукаты, придется оставить на рынке минимум 7 грн. За дрожжи хозяйки заплатят 50--60 копеек.

Порадовали цены на пасхальную атрибутику. Они остались на уровне прошлого года. Так, красители для яиц стоят 20--25 копеек за пакетик, цветная крошка для посыпания куличей -- до 1 грн. , наклейки на крашанки -- 2,5 грн. за набор. Средняя стоимость вышитого рушника -- 10 грн. , а цена корзинки зависит от ее размера -- от 4 до 40 грн. Сувенирные писанки из дерева стоят 1,5--5 грн. за штуку. Можно купить и неокрашенные деревянные яйца -- их с радостью распишут дети. Кстати, продавцы пасхальных товаров советуют: перед тем как красить яйца, протереть их мыльным раствором или спиртом -- краска ляжет ровнее. Кстати, раскрашивать яйца можно не только специальными красителями, но и гуашью, акварельными и масляными красками, карандашами и фломастерами.