Події

Пока дорасследовались преступления иностранца, он в маске и с автоматом выезжал на ночные дороги высматривать очередную жертву

0:00 — 14 квітня 2001 eye 449

Гражданин Армении, приехавший в середине девяностых в тихий Скадовск на берегу Черного моря, хотел заниматься предпринимательством только в этом вожделенном месте, где деньги, как от утверждал, можно делать даже из воздуха. Но развернуться иностранцу не давала милиция: она трижды выдворяла гостя в Ереван. Однако всякий раз он не только возвращался, но еще и умудрялся опротестовать действия силовиков, которые называл террором, в судебном порядке. Добившись-таки права жить и работать в Скадовске, не меняя гражданства, закаленный в борьбе с милицией кавказец со временем стал одним из криминальных отцов портового города.

За въезд в курортный городок бандиты взимали плату

Теплое море, дыни, вино, музыка по всему побережью -- уже в мае прописывается на добрых полгода в Скадовске курортный праздник. Заканчивается он только осенью с отъездом последнего отдыхающего, и город вновь превращается в пыльный заштатный райцентр. Но летний сезон -- настоящий клондайк для людей предприимчивых, вот и слетаются они сюда с дальних и ближних широт.

Алима Карояна (по просьбе следствия фамилии в публикации изменены. -- Авт. ) Скадовск заинтересовал не в качестве места для отдыха, а исключительно как золотая форточка в мир: он появился в городке аккурат в тот момент, когда в здешнем порту открылись морские паромные переправы, соединившие Скадовск с турецким городом Зонгулдак и с грузинским портом Поти. И вот уже, пока водители оформляют таможенные документы, груженые заморским товаром огромные фуры, съехав с паромной палубы на берег, отстаиваются на частной автостоянке Карояна.

Поначалу соответствующие органы заинтересовались Алимом как злостным неплательщиком налогов. Несмотря на то, что стоянка постоянно была загружена большегрузными фурами, предприниматель тем не менее показывал в финансовых документах, что она пустует.

Развитие порта дало мощный экономический толчок городу, жизнь на берегу тоже забурлила, запенилась. И очень скоро в правоохранительные органы посыпались жалобы приезжих водителей на то, что за проезд с товаром по городку здешние криминальные авторитеты требуют крупные суммы денег. Когда же непослушных шоферов рэкетиры начали наказывать, происходящие в Скадовске стычки и вовсе стали напоминать кадры американских боевиков. Одним словом, город стремительно превращался в бандитскую территорию.

-- Как-то в милицию обратились жители Нежина Черниговской области, которые привезли на юг товар для реализации, -- вспоминает начальник горотдела УМВД в Скадовском районе в 1996--1997 годах Александр Кирхмеер (из правоохранительных органов Александр Федорович ушел на пенсию -- Авт. ). -- Местные рэкетиры потребовали у них плату за въезд в город, а те заартачились: товар, мол, государственный, а по графе «поборы» государство финансирование не выделяет. Вымогатели отняли у несговорчивых торговцев машину с грузом. Нам удалось установить, что расправу над приезжими учинил Кароян со своим дружком-земляком Ариком. К тому времени Алим уже был владельцем сети магазинов в городе и на побережье, и мне доводилось изымать из его торговых точек добытый разбоем товар. В отношении Карояна мы несколько раз возбуждали уголовные дела, но уже тогда было ясно: местная мафия похлеще сицилийской -- в том смысле, что поймать преступника -- еще не значит посадить его. Алим ворочал огромными деньгами и, естественно, откупался. С каждым годом он становился все наглее.

«Спасибо! За ваш счет я побывал дома»

В конце концов Александр Кирхмеер принимает нестандартное решение: руки за спину -- и в самолет! В симферопольский аэропорт командировали троих правоохранителей, за счет райотдела милиции приобрели билет до Еревана, и Карояна выслали из Украины. Но через два дня… он, как ни в чем не бывало, снова расхаживал по Скадовску.

-- Премного вам благодарен, -- кланялся Алим при встрече Кирхмееру, ехидно улыбаясь. -- За ваш счет дома побывал, с женой повидался. Триста долларов мне сэкономили…

Более того, считая, что его незаконно депортировали, Кароян обратился в суд и выиграл дело -- решение начальника райотдела милиции о о его выдворении из Украины отменили. Обиженный местными силовиками иностранец бьет во все колокола -- и в Скадовск приезжают поддержать его адвокаты Всеукраинского комитета по защите прав человека. Нашумевшая история немедленно попадает в телеобъективы и на страницы газет.

-- В действиях Карояна нет нарушений Закона Украины «О правовом статусе иностранцев», а что касается налоговых и уголовных проступков, то их следует доказывать в суде, а не выдворять его в Ереван, -- твердили с экранов телевизоров известные в нашем государстве люди. Алим улыбался и поддакивал, мол, конечно, если в чем виноват, пусть меня судят…

Кирхмеер был убежден в ином: чем больший человек жулик, тем громче он кричит о справедливости. Но на заре украинской независимости, криминальные авторитеты очень активно осваивали «закоулки» нашего законодательства, играя на отдельных его нечеткостях. Конечно, что толку было тратиться на конвоирование и оплату билета домой гражданину страны, с которой у нас безвизовый режим, если выдворенный чуть ли не следующим же рейсом возвращается обратно? И тем не менее Кароян с паспортом и зубной щеткой в кармане трижды летал туда-сюда за государственный счет, хотя сотрудники райотдела милиции зарплату в то время получали далеко не каждый месяц.

Кароян остался в Скадовске. «Бизнес привязывает к месту больше, чем любимая женщина» -- шутил он.

В роли милиционера «светился» местный… наркоман

Слякотным февральским вечером нынешнего года фура, груженная 32 тысячами бутылок водки, миновав Херсон, выехала на крымскую трассу. 40-летний водитель частной севастопольской фирмы, заключившей торговую сделку с компанией «Артемида», вез в родной город крупную партию алкоголя. Отмотав более 500 километров, он порядком устал, но останавливаться на ночевку не торопился: моросил дождик, дорогу тут же подмораживало, шофер собирался уйти от гололеда на юг. Въехав в Скадовский район, севастополец увидел у трассы переливающуюся огнями милицейскую машину, стражи порядка подали знак остановиться. Водитель предъявил права и документы на груз.

-- Пройдемте со мной! -- вежливо попросил гаишник, указав на милицейское авто.

Оказавшись в салоне, где сидели люди в масках, шофер сразу же сообразил, в какую беду попал. Его связали, надели на голову мешок и начали избивать, затем в ход пошли ножи. Выбросив едва живого севастопольца из легковушки, налетчики отогнали фуру с трофейным товаром в Скадовск, на одном из складов ее разгрузили, после чего пустую вернули на место, где произошло разбойное нападение.

-- У членов задержанной группы роли были распределены следующим образом: милицейскую форму на время проведения ночных операций надевал местный наркоман, он же и выходил с жезлом на трассу, останавливал груженую машину, которую присмотрели его «коллеги», изучал документы. Если груз оказывался неподходящим, водителя отпускали, -- рассказывает следователь отдела по расследованию преступлений, совершенных преступными группами, следственного управления УМВД Украины в Херсонской области Олег Горишный. -- Соотечественники Карояна (а их в банде было семь человек) в ночных вылазках не «светились». Они колесили по трассе, высматривали жертву и «сопровождали» до «поста».

В прошлом остались те времена, когда Кароян реализовывал награбленное через сеть своих торговых точек. Нынче он полностью ликвидировал легальный бизнес и с головой ушел в криминал. Добытое разбоем армяне сбывали через фирму земляка, не участвовавшего в операциях на дорогах. В тот февральский вечер ему сообщили, что нужно принять на склад крупную партию водки. Коммерсант предусмотрительно отправил домой грузчиков и сторожей базы -- разгружали трофейную фуру сами бандиты. Без свидетелей. Правда, утечка информации все же произошла -- о поступлении товара узнал сын коммерсанта, который в ту же ночь тайком проник на неохраняемый отцовский склад и украл восемь ящиков водки.

Но прежде, чем похищенная «Артемида» появилась на прилавках торговых точек, оперативникам удалось выйти на след ночных налетчиков. По счастливой случайности избитый и изрезанный водитель фуры остался жив. Уже настоящие инспекторы ГАИ оказали ему первую помощь и доставили в больницу. В реанимации потерпевший сообщил правоохранителям, что на трассе перед ЧП его несколько раз обгонял подозрительный автомобиль «Рено». Машину удалось найти. Ее законные владельцы пропали без вести -- что с ними случилось и как автомобиль попал к грабителям, сейчас выясняет следствие. У налетчиков при обыске нашли автомат Калашникова, пистолет, патроны, гранату, а также милицейскую и камуфляжную формы, в которые они переодевались перед тем, как идти на дело. При задержании членов этнической организованной преступной группы у ее главаря изъят паспорт с пометкой «нежелательное лицо». У одного из его дружков паспортов оказалось несколько, причем по одному из них он не только сумел прописаться в Крыму, но и получил там земельный участок как пострадавший от… незаконной депортации!

Подсудимый, не дождавшись решения суда, попался на новом преступлении

Главарь банды, совершавшей разбойные нападения на грузы на дорогах, в момент задержания как раз находился под следствием.

-- В прошлом году Кароян был осужден за вымогательство одним из районных судов, но его сразу же освободили по амнистии. Однако Херсонский областной суд отменил это решение и отправил дело на дополнительное расследование. Подсудимый не стал ждать, чем там все закончится, и продолжал заниматься привычным делом, -- рассказывает следователь Максим Бездольный, участвующий в раскрутке криминальных похождений персоны нон грата, на которую в Украине вот уже несколько лет кряду надевают наручники, но иностранцу удивительным образом удается не только уйти от наказания, но и постоянно расширять свой «бизнес». -- Кароян за последние годы привлек в свою банду ранее судимых на родине земляков, в том числе и родственников. В Скадовске милиция арестовала пятерых его соотечественников, двум удалось скрыться -- сейчас нам помогает разыскивать их Интерпол.

По утверждению правоохранителей, Алим прекрасно освоил классический вид вымогательства: вместе с дружками он создает условия, при которых его партнеры по сделке оказываются виноватыми в ее срыве, из-за чего он и предъявляет им претензии, требуя возместить «потерю прибыли». Причем эти «потери» порой превышают 50--100 тысяч долларов. Подобным образом Кароян разорил не одну корейскую бригаду, из тех, что трудятся на полях Скадовского района. Людей вывозили, закрывали, избивали, не давали возможности работать. В городе закрылась одна из турецких фирм, которую Кароян разорил подобным образом. Зная жестокость Алима, обиженные люди опасались с ним судиться -- предпочитали отступить.

-- Сколько веревочке не виться, а конец будет, -- так прокомментировал задержание этнической преступной группы бывший начальник Скадовского райотдела милиции Александр Кирхмеер, -- Я сейчас вспоминаю, как местные армяне приходили ко мне требовать высылки из города криминального земляка. Едва ли пикеты у райотдела не выстраивались. Почему же тогда не удалось этого сделать? Только ли потому, что Кароян подключил правозащитников, СМИ, а те создали информационную шумиху вокруг «незаконно обиженного»? Не думаю. Я считаю, что преступность можно извести под корень при одном условии: когда на нее ополчатся все. А местная власть нас, силовиков, тогда просто-напросто не поддержала. Ну и чем это для нее закончилось? А тем, что хозяевами в городе постепенно стали бандиты. Они обжились, заматерели в борьбе с милицией, в любой ситуации чувствуют себя на высоте положения, ворочая огромными деньгами. Мне бы не хотелось думать, что банде кавказцев в который раз удастся уйти от ответственности…