Події

На банкетах и при гостях первый секретарь цк кпсс никита хрущев пил водку из рюмки… С двойным дном

0:00 — 18 квітня 2001 eye 2660

30 лет назад, 17 апреля 1971 года, Никита Сергеевич отметил свой последний день рождения

Никита Хрущев стал первым советским лидером, которого при жизни отстранили от управления страной. Из Первого секретаря ЦК КПСС Никита Сергеевич превратился в пенсионера союзного значения. И считал это своим самым большим достижением…

Интересные факты из жизни Никита Хрущева

1. К концу 20-х годов Никита Хрущев уже заведовал отделом в аппарате ЦК Компартии Украины. Но очень хотел учиться и в 1929-м стал слушателем московской Промышленной академии. После первого года обучения студентов ожидала аттестация по всем предметам. Тогда-то и выяснилось, что Никита Хрущев не выучил даже английского алфавита. Преподаватель Ада Федороль грозила ему двойкой, но Никита Сергеевич -- а он тогда был секретарем парткома академии -- отшучивался: «Есть для меня сейчас вещи поважнее английского!» Строгая учительница пришла к ректору и спросила, что делать. Выход из положения нашли весьма оригинальный: английский язык вычеркнули из годового аттестата…

Кстати, уже занимая высокие посты, Хрущев не столько радовался своему продвижению, сколько боялся падения. Может быть, поэтому он долгое время возил и хранил личный инструмент -- метромер, угольнички и другое имущество, необходимое для слесарного дела, к которому мог бы вернуться в случае «провала».

2. Хрущев считал, что нужно развивать производство синтетических материалов, и активно принимал западных бизнесменов, зачастивших в Москву. В итоге крупный итальянский промышленник поставил в СССР первые заводы искусственных волокон -- так в советский быт вошла «болонья».

С необыкновенной настойчивостью Никита Сергеевич добивался выпуска всевозможных технических новинок -- электробритв, электронных часов (в качестве образца отдал на Московский II часовой завод свои, подаренные заезжим американцем), микро-ЭВМ, соломенных шляп, зажигалок (сам никогда не курил), а чуть позже -- синтетических мехов. У его коллег были шапки из натурального меха, он же принципиально носил точно такую же, но синтетическую. Иногда в шутку тихонько менял свою на чужую. Обнаруживалось это не сразу, и, возвращая шапку, Никита Сергеевич радовался: «Видите, даже не заметили, что она искусственная».

3. Семейных торжеств Никита Сергеевич не любил. В апреле 1954 года, в день его 60-летия, младшие дети, как обычно, отправились на занятия, старшие -- на работу. Юбилей праздновали, что называется, явочным порядком. На дачу приехали Молотов, Маленков, Ворошилов, Микоян, Булганин… Никита Сергеевич сыпал пословицами, поговорками, каламбурами, украинскими побасенками. Обветренный, загорелый, с седеньким венчиком волос по кругу мощного черепа, он походил на приезжего родственника, нарушающего чинный порядок застолья. Он был без пиджака, в украинской вышитой рубахе со складками на рукавах, он предлагал и другим снять пиджаки, но никто не последовал его примеру.

Когда все разъехались, Никита Сергеевич вышел на веранду и попросил включить магнитофонную запись птичьего пения. Эти записи он делал сам, по вечерам устанавливая тяжелый деревянный аппарат в кустах, где гнездились соловьи и другие голосистые птахи…

4. Никита Сергеевич Хрущев и Нина Петровна Кухарчук прожили вместе почти полвека, но только в 1965 году при оформлении пенсионных дел и прописки в новой квартире обнаружилось, что их брак не зарегистрирован.

Кстати, Нина Петровна строго следила за «партийным» порядком в семье. Когда в доме или на даче устраивался правительственный прием, она требовала, чтобы дети ели отдельно: на приемах продукты были казенные. Да и себе не позволяла ничего лишнего. Старые вещи не выбрасывала -- после ее смерти осталось много ношеных-переношеных платьев и кофт.

Когда за границей для супруги Хрущева устраивали специальную «женскую программу» -- посещение знаменитых домов мод, она, равнодушная к нарядам, просто терялась. В Америке после одного такого посещения мидовская дама, приставленная в протокольных целях к Нине Петровне, посоветовала Никите Сергеевичу купить супруге норковую шубу -- так сказать, для престижа. Хрущев буквально вскипел: «А на какие деньги вы советуете мне купить эту вещь? Я получаю командировочные, как и все, -- 16 долларов в день!»

5. Хрущевская фраза «Мы вам покажем кузькину мать!» не единожды доставляла проблемы переводчикам. Впервые она прозвучала в 1959 году на американской выставке в Сокольниках, когда вице-президент Никсон показал Никите Сергеевичу главный экспонат -- дом со стиральной и посудомоечной машинами. Тогда растерявшийся переводчик превратил «кузькину мать» в «мать Кузьмы». После того случая другой мидовский работник Виктор Суходрев начал искать в словарях эквивалент «кузькиной матери». И еще долго бы искал, если бы не услышал от Хрущева: «Это же очень просто: мы вам покажем такое, чего вы никогда не видели». Тот же Суходрев рассказывал, что многие хрущевские выражения были для переводчиков сущим кошмаром. Причем смягчать свои фразы Никита Сергеевич, как правило, не позволял. Даже когда говорил: «Что вы мне пытаетесь в горло загнать дохлую крысу?»

6. Однажды на ужине с руководителями американских профсоюзов Хрущев вспомнил, что в Голливуде ему показывали сцену из фильма «Канкан» — о том, как танец только появился в Париже, считался неприличным и его запрещали. Говоря об этом, Хрущев повернулся спиной к столу и, задрав полы пиджака, изобразил движения девочек, танцующих канкан. Две телекомпании, которые в прямом эфире передавали это выступление, в рейтингах вышли на первые места…

7. Знаменитый стук ботинка Первого секретаря ЦК КПСС в ООН сделал его злодеем в глазах американской общественности. На самом же деле, по свидетельству Виктора Суходрева, стучал Хрущев вовсе не ботинком по трибуне ООН, а сандалией по столу, за которым сидела советская делегация. Поначалу, протестуя против критики в адрес СССР, он просто стучал кулаком по столу, а потом вдруг потянулся к обуви. Оказалось, что у Хрущева остановились зажатые в кулаке часы, и он в сердцах снял плетеную сандалию…

8. Никиту Сергеевича часто обвиняли в пьянстве. И только немногие из его окружения знали, что Хрущев почти не пил. Его личный фотограф и друг Петр Кримерман рассказывал, что на банкетах или при гостях Никита Сергеевич для вида наливал себе водки. Но у рюмки, весьма вместительной на первый взгляд, было двойное дно, поднимающееся почти доверху. Это был подарок Хрущеву из Германии. Всем казалось, что Никита Сергеевич опрокидывает полную рюмку, а на самом деле он выпивал всего пару капель.

А зять Хрущева Алексей Аджубей утверждает, что, провозглашая многочисленные тосты, Никита Сергеевич чаще всего пил не коньяк, а… чай из коньячной бутылки.

9. Сотрудникам Службы безопасности Хрущев запомнился как человек, который постоянно был ими недоволен. Говорили, что он был с ними строг, а порой даже груб. Требовал, чтобы они всегда были в белых рубашках. Никита Сергеевич не любил вокруг себя большого скопления охраны, что усложняло обеспечение его безопасности.

Впрочем, крупных терактов против Хрущева не было. В 1961 году в Киеве во время совещания работников сельского хозяйства к нему бросилась буфетчица с ножом. А на вокзале в Вене из толпы в его сторону швырнули пакет. Полагая, что это взрывное устройство, сотрудник охраны накрыл пакет своим телом. «Бомба» оказалась письмом одного румына, просившего Хрущева о помощи…

10. В первые недели после отставки Хрущев пребывал в состоянии шока. В свои 70 лет он все еще был бодрым и энергичным человеком, который привык трудиться по 14--16 часов в сутки. Оставшись не у дел, он даже не пытался скрыть своей растерянности. Часами неподвижно сидел в кресле. Когда директор школы, в которой учился его внук, из любопытства спросил мальчика, чем занимается Никита Сергеевич, тот ответил: «Дедушка плачет».

11. Как только Никиту Сергеевича отстранили от власти, в печать хлынули статьи о загадочной смерти его старшего сына Леонида (мать мальчика умерла, когда он был совсем маленьким, — как и первая жена Сталина, родившая ему первенца Яшу). Уверяли, что развенчанием культа личности Хрущев просто свел счеты со Сталиным: «Ленин отомстил царской семье за брата, а и мертвому Сталину не прощу сына», — якобы заявил в кругу близких обезумевший от горя Никита Сергеевич после смерти сына.

По одной из версий, в 1943 году Леонид Хрущев попал в плен. Сталин по просьбе Хрущева позволил обменять Леонида на немецкого солдата. Но сотрудники госбезопасности установили, что пленный Л. Хрущев помогал фашистам, призывая красноармейцев сдаваться немцам. За измену родине старший сын Никиты Сергеевича был расстрелян по приговору Московского военного трибунала в 1945 году. Другая версия, косвенно подтвержденная многими известными людьми, гласила, что, находясь после ранения в куйбышевском госпитале, Леонид в пьяном виде застрелил военного моряка: пытаясь сбить бутылку с его головы, попал офицеру в лоб. По официальной же версии, «гвардии старший лейтенант Хрущев Леонид Никитович пал смертью храбрых в воздушном бою против немецких захватчиков». Однако ни самолета, ни тела так и не нашли…

12. За пять дней до смерти Хрущев приехал на подмосковную дачу к дочери. Вот как вспоминал Алексей Аджубей о последнем визите своего тестя: «Он, как всегда, появился внезапно и попал к обеду. Мы угостили его супом из пакета -- его можно быстро приготовить. Хрущев в ту пору из-за болезни поджелудочной железы держал строгую диету, но от рискованного блюда не отказался. Такой суп он ел первый раз в жизни и счел его очень вкусным. «Это твоя мама лишала меня такого удовольствия, -- сказал он Раде, -- сколько прекрасных продуктов я никогда не пробовал… »

Казалось, он приехал попрощаться. Так оно и вышло. 11 сентября 1971 года Никита Сергеевич скончался от инфаркта. В Москве зала для прощания с Хрущевым не нашлось, и гражданская панихида состоялась в морге загородной больницы. Официальное сообщение о смерти пенсионера союзного значения, бывшего секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева было опубликовано в газетах только в день его похорон.