Політика

Лилия григорович перед попыткой совершить акт самосожжения написала предсмертную записку и оставила ее на своем рабочем месте в верховной раде

0:00 — 24 квітня 2001 eye 1776

По прогнозам экспертов, сегодня в Верховной Раде народные депутаты предпримут попытку решить вопрос об ответственности правительства. Если он будет внесен в повестку работы парламента, то, как предполагают политологи, шансов у правительства продолжить работу в прежнем составе практически нет. Недавнее голосование по оценке выполнения программы Кабмина -- лишнее тому подтверждение: 19 апреля более 280 народных депутатов поставили «неуд» команде Виктора Ющенко. И вряд ли в пять дней, прошедшие после этого, народные депутаты изменят свое мнение о деятельности правительственных чиновников за 15 месяцев работы нынешнего Кабмина.

Хотя, ввиду обострившейся политической обстановки, нельзя исключить, что парламентарии вдруг сменят гнев на милость. Но если нам и доведется стать свидетелями такой метаморфозы, вряд ли ее можно будет объяснить впечатлением от отчаянного поступка народного депутата Лилии Григорович. Напомним, 19 апреля член фракции Народного руха Л. Григорович, протестуя против того, что ее коллеги признали работу правительства неудовлетворительной, попыталась совершить акт самосожжения возле парламентской трибуны.

Запах бензина стоял в сессионном зале целый день

Народный депутат из фракции Украинского народного руха Валерий Асадчев, место которого находится в первом ряду крайнего правого сектора парламента, возле которого в прошлый четверг едва не произошла трагедия, рассказал «ФАКТАМ», что Лилия Григорович вылила на себя бензин из емкости, похожей на флакон из-под шампуня. Бензин, который пролился и на ковролин, затем долго испарялся: запах от него стоял в парламенте целый день. В. Асадчев видел, как Лилия Григорович попыталась достать зажигалку из правого кармана пиджака, но ее рука скользнула мимо кармана. Второй же попытке помешал, перехватив руку Григорович, народный депутат Михаил Ратушный, который стоял в это время неподалеку в проходе. Именно его быстрая реакция и предотвратила трагедию. В противном случае последствия могли быть очень печальными. Сам Михаил Ратушный категорически отказался разговаривать на эту тему.

Другие же коллеги Лилии Григорович по фракции утверждают, что ее действия не были похожи на имитацию. Этим можно объяснить и запоздалую реакцию законодателей на предпринятую попытку самосожжения: никто не ожидал такого поворота событий… Возможно, Лилии Степановне Бог помешал достать с первой попытки зажигалку. Кстати, по словам парламентариев, она -- очень набожная женщина.

Из досье «ФАКТОВ»

Лилия Григорович родилась 12 сентября 1957 года в Ивано-Франковске в семье священника. В 1985 году закончила Ивано-Фвранковский медицинский институт. Мать двоих сыновей-школьников Романа и Нестора. Лилия Степановна -- член Центрального провода и Политсовета НРУ, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства. Владеет английским и польским языками. Пишет стихи.

Действия техперсонала в парламенте, в том числе и на случай возгорания, отработаны до автоматизма

Тем не менее «ФАКТАМ» удалось выяснить, что зажги тогда Лилия Григорович зажигалку -- ее бы непременно спасли. Как оказалось, на сей счет у охранников Верховной Рады имеется особая инструкция, а действия по тушению людей и помещений отработаны до автоматизма. В беседе с корреспондентом газеты сотрудники из технического персонала парламента рассказали, что пожарные в подобных случаях появляются сразу же, и огонь гасится с помощью специальной ткани. Один из охранников заверил «ФАКТЫ», что народный депутат не успел бы даже получить более-менее серьезные ожоги. А между тем, надо заметить, во время предпринятой Григорович попытки никакого активного движения среди техперсонала Верховной Рады не наблюдалось. Видимо, они, как и народные депутаты, не до конца поняли, что происходит в зале…

Никто из коллег не знал о намерениях Лилии Григорович

Народный депутат из фракции НРУ Юрий Ключковский сообщил «ФАКТАМ», что никто из коллег Лилии Степановны не знал о ее страшных намерениях. По словам парламентария, Л. Григорович, прежде чем совершить задуманное, написала заявление и оставила его на своем столике, надеясь, что коллеги после ее смерти найдут его и обнародуют. Правда, Ю. Ключковский этого заявления, похоже, не видел, поскольку рассказал, что о своей «предсмертной записке» депутатам-руховцам говорила потом сама Лилия Григорович. Ее же поступок он назвал «своеобразной, но искренней, отчаянной формой протеста». Юрий Ключковский напомнил, во времена СССР было несколько случаев самосожжения, призванных обратить внимание общественности к тому, что происходило в Союзе.

Народный депутат заявил, что глубоко уважает Лилию Григорович за способность совершить такой поступок. По его словам, у руховцев вызывают большое возмущение попытки отправить в отставку премьера и правительство. Г-н Ключковский считает, что в парламенте фактически происходит коммунистический переворот, против чего и выступила Лилия Григорович. По словам парламентария, Лилия Степановна после попытки самосожжения пережила сильный психологический и физический стресс, но Ю. Ключковский уверен, что в ближайшие дни его коллега уже будет в форме. На момент подготовки номера к печати «ФАКТАМ» не удалось связаться с Лилией Степановной. Она все еще не была готова к разговору и находилась дома.

В отставке Кабмина нет смертельной опасности для страны, поэтому поступок Григорович -- бессмыслен

Народный депутат Наталья Витренко, которая неоднократно прибегала к разного рода протестным акциям, несколько иначе оценивает то, что попыталась совершить ее коллега.

-- Решиться на подобный шаг можно лишь в минуты смертельной опасности для своих детей и страны. А в смене правительства смертельной опасности для Украины нет. Наша страна за десять лет независимости пережила 9 правительств. Одни были лучше, другие -- хуже, но жизнь в Украине продолжалась. Скорее всего, поступок Лилии Григорович объясняется переутомлением. Впрочем, возможно, что это был холодный и мерзкий расчет на дальнейшие выборы. Такая себе PR-технология. В любом случае, ПСПУ не поддерживает подобные экстремистские выходки. Когда мы объявляли голодовку в парламенте -- а это очень острая форма протеста, -- то до этого предприняли все шаги, чтобы обратить внимание на такой острый вопрос, как необходимость утверждения черты малообеспеченности на законодательном уровне. И парламент проголосовал-таки за наш законопроект. Правда, потом Президент его «заветировал». Вторую голодовку мы провели в знак протеста против неконституционного парламентского переворота. А что хотела Григорович? Если бы она вдруг действительно погибла -- что это решило бы? Не вижу никакого смысла в ее поступке. Поэтому никому не советую идти на такие меры.