Політика

Украинские народные избранники вполне оправдывают уругвайскую пословицу: если вы хотете увидеть хорошую массовую драку, нужно идти не на стадион, а в парламент

0:00 — 28 квітня 2001 eye 246

Нынешняя неделя ознаменовалась очередной потасовкой народных депутатов. Во вторник проправительственные фракции обоих Рухов, «Реформы-Конгресс», «Батькiвщина», выступая против голосования в тот же день по недоверию Кабмину, блокировали парламентскую трибуну. Член фракции УНР Михаил Ратушный, вооружившись мегафоном, пытался перекричать антиправительственное выступление лидера украинских коммунистов Петра Симоненко. Причем Ратушный настолько увлекся защитой премьера, что не заметил, что кричит в громкоговоритель над самой головой первого вице-спикера Виктора Медведчука. Барабанные перепонки первого заместителя председателя Верховной Рады, к счастью, кажется, не пострадали.

В борьбе за землю депутаты пошли стенка на стенку

Затем около парламентской кафедры заметно активизировался лидер фракции «Яблоко» Михаил Бродский, своей мощной фигурой, гораздо более внушительной, чем стройные тела руховцев, попытался оттеснить последних с занятых позиций. Ситуация продолжала накаляться, однако на сей раз все же обошлось без расквашенных носов и выбитых коронок. Боевой азарт парламентариев охладил «рефери» Виктор Медведчук, объявив перерыв в этих весьма своеобразных прениях. Разгоряченные и слегка помятые депутаты разбрелись по кулуарам «восстанавливать» пострадавшие во время противостояния руки-ноги. В итоге больше всех не повезло Михаилу Ратушному: коллеги его дисквалифицировали на пять дней за попытку сорвать работу сессии, да еще и с применением во время разборки «тяжелых подручных предметов» (мегафона). А несколько ранее, напомним, парламентарии выдворили из зала заседаний Александра Чародеева -- за непозволительные высказывания в адрес премьера, спикера, народных депутатов и граждан Украины.

Впрочем, нашим законодателям не привыкать к подобным, мягко говоря, непарламентским методам выяснений отношений -- были схватки и посерьезней. Буквально месяц назад в парламентских кулуарах чей-то неизвестный помощник «уронил» и слегка покувыркал народного депутата, члена фракции УНР Евгения Жовтяка. Правда, спустя минуту пара народных депутатов из правоцентристского лагеря Верховной Рады затащили обидчика за колонну и здорово ему накостыляли. Инцидент произошел после того, как сторонники межфракционной группы «За союз Украины Белоруссии и России» водрузили на парламентском балконе знамя с таким же призывом. Выходит, Евгений Жовтяк, отстаивавший независимость Украины, образно говоря, кувыркался за правое дело.

В июле 2000 года поводом для начала боевых действий в парламенте стало рассмотрение проекта Земельного кодекса. Тогда потасовки проходили в традиционном славянском стиле: народные депутаты, сражаясь за землю, пошли друг на друга стенка на стенку (правоцентристское большинство против левого меньшинства). Вопрос как-никак был больной -- земельный. Поэтому неравнодушные к земле законодатели и попытались не допустить представителей «враждебных» парламентских группировок к микрофону. К счастью, и тогда депутатское противоборство обошлось без крови.

Кстати, хоть время формирования парламентского большинства зимой 2000 года и назвали «бархатной революцией», однако тогда происходили самые массовые столкновения законодателей. Но в депутатских схватках в те дни больше других досталось… сотрудникам госохраны. Именно на них отрывались в процессе передачи парламентских кабинетов новым хозяевам из числа «большевиков» и дележа руководящих должностей особенно агрессивные депутатки-»амазонки». В схватке за кабинет экс-спикера Ткаченко больше всего отличились представительницы фракции КПУ и идеологически близкой им Прогресивной соцпартии. Слава Богу, от «нежных» женских рук пострадали в основном только форменные пуговицы и карманы охранников.

Мирно голодавших парламентариев отдубасили коллеги из лагеря оппонентов

А однажды хмурым парламентским утром, когда члены фракции ПСПУ, с повязками «Я голодаю» на голове мирно спали в зале заседаний, протестуя против отстранения Александра Ткаченко от спикерства, их, изможденных вынужденной диетой, жестоко отдубасили лазутчики от стихийно, по мнению Натальи Витренко, образовавшегося большинства. По рассказам голодавших, кое-кому из прогрессивных социалистов пришлось даже снимать побои у врача.

Но самым ярким для журналистов воспоминанием из истории баталий в Верховной Раде остается драка, активными участниками которой были лидеры ПСПУ Наталья Витренко и Владимир Марченко. Это был типичный пример хорошо поставленного политического реслинга. Депутаты, профессионально работая в паре не хуже тренированных спортсменов, точными ударами уложили на пол руховца Павла Мовчана, который позволил себе довольно двусмысленные высказывания в сторону Натальи Михайловны.

А вот благородная отвага представителя Президента в параламенте Романа Бессмертного стала причиной зарождения, пожалуй, одного из самых оригинальных видов единоборств в нашем законодательном органе. Посоветовавшись с мастерами рукопашного боя, корреспонденты «ФАКТОВ» решили назвать это, так сказать, боевое искусство -- плевки-до. А дело было так. В сентябре 1999 года Михаил Бродский, возмущенный отсутствием прямой трансляции депутатских прений, выбрал довольно оригинальную форму протеста -- занял президентское кресло в ложе правительства, решив не покидать оное (если не дадут прямого эфира) аж до следующих выборов главы государства. В ответ руховец Ярослав Кендзьор иронично заметил: «Чи можливо в Кнесетi Iзраїлю, щоб у крiсло президента або прем'єр-мiнiстра сiв будь хто?». Бродский отреагировал моментально: он тут же кинулся к Кендзьору и, пожалуй, достал бы кулаками приготовившегося к бою руховца, если бы не Роман Бессмертный, отчаянно бросившийся «яблочнику» наперерез. Впрочем, еще не известно, кому бы больше досталось в этом поединке, ведь Ярослав Кендзьор -- как-никак мастер спорта по боксу. В общем, Бродскому пришлось довольствоваться только… плевками. За что кипящего от недовольства депутата буквально вывели из зала. А г-на Кендзьора после акта оплевывания… лишили права посещать парламентские заседания. Возмущенная таким поворотом событий, фракция НРУ покинула зал.

В практике единоборств и методов самозащиты мы не смогли найти примеров прямого использования человеческой слюны для обезвреживания противника. Разве что в заметках путешественников упоминаются случаи, когда в Африке проводники из племени пигмеев отпугивали ядовитых змей от членов экспедиций меткими плевками…

Впрочем, список недоразумений, которые депутаты пытались решать с помощью подобных неэстетичных физиологических излияний, можно продолжить. Один мудрый народный избранник, кстати, заметил, что парламент, помимо его основных функций, призван еще и концентрировать все негативные эмоции общества, локализовать их в своих стенах. Иными словами, драки должны происходить в парламенте, а не на улицах.

Кассеты с особо эффектными драками в тайваньском парламенте пользуются спросом

Скорее всего, такого же мнения придерживаются и законодатели из стран, где, как утверждают, демократия приобрела стабильные формы. К примеру, английские парламентарии после своих кулачных боев обычно оправдываются перед избирателями старой народной поговоркой: мол, настоящий мужчина понимает только крепкие слова и крепкие удары. В Уругвае, надо полагать, тоже так считают. Недаром в столице страны -- Монтевидео -- шутят: если вы хотите увидеть хорошую массовую драку, то нужно идти не на стадион, а в парламент. А в Стране восходящего солнца, где большинство депутатов -- потомственные самураи, выяснения отношений между законодателями нередко напоминают кадры из боевиков о ниньзя -- неуловимых шпионах средневековья. Потому, наверно, в законодательном органе Японии даже учреждена парламентская полиция: этим ребятам, между прочим, разрешается хорошенько огреть резиновой дубинкой разбушевавшегося депутата-воина, причем полицейские за такое применение силы нередко отмечались благодарностью.

А наиболее серьезные заварушки, происходящие в парламенте на Тайване (самом, кстати, боевом по духу азиатском парламенте), транслируются по всему миру, а потом даже продаются на видеокассетах. В 1999 году 20 горячих тайваньских «парней» подрались в парламенте из-за какого-то закона о лотереях. Лупили друг друга с кинематографическим вдохновением и в основном, простите за выражение, по рожам (это вам не наши «деликатные» потасовки у президиума в защиту Виктора Ющенко!). При этом депутат Ло Фу Чу «метал в коллег металлические предметы». В результате расследования данного инцидента выяснилось, что он отбивался от атакующих аллюминевой палкой. В то же время украинским депутатам, перед тем как замахнуться кулаком на своего коллегу, следует не забывать, что каждая драка влечет за собой необратимые последствия.

К примеру, в молдавском парламенте в декабре 2000 года, после того как один депутат-коммунист двинул локтем в живот коллегу из оппозиционного лагеря, в первом туре не смогли избрать президента страны. Ну а выбрали-то в итоге -- коммуниста. В Кыргызстане депутат Данияр Усенов за устроенную им драку получил срок. Правда, условно. Тем не менее через пять лет во время президентских выборов ему это припомнили…

После драки в турецком парламенте депутат скончался от сердечного приступа

На сессии ПАСЕ, на которой слушался вопрос о соблюдении прав человека и где Россия была лишена права голоса, бывший депутат парламента Ичкерии некий Тутаков, представитель Аслана Масхадова, попытался ударить с разбега ногой в пах дегестанского депутата Госдумы Гаджи Махачева. Экс-директор ФСБ Николай Ковалев прокомментировал этот «чеченско-дагестанский» инцидент очень коротко: «Махачев успел сгрупироваться и нанес ответный сокрушительный удар». Правда, бойцы российской Думы больше всего «отрываются» все-таки у себя на родине. Самый скандальный бой был в сентябре 1995 года, когда Николай Лысенко (тот, что демонстративно рвал в парламенте России украинский флаг) сорвал огромный крест с депутата-расстриги, правозащитника Глеба Якунина. А Владимир Жириновский тогда же за волосы оттягивал с «поля боя» Евгению Тишковскую, бросившуюся на помощь к бывшему священнику. Жена Владимира Вольфовича потом оправдывала поступок своего мужа: мол, депутат Тишковская нанесла ему очень болезненный удар ногой, не уточняя при этом, куда именно. Этот скандал даже хотели начать расследовать в прокуратуре РФ, но, видимо, дальше намерения дело не пошло…

В отличие от российских правоохранительных органов, прокуратура Турции оказалась более решительной и возбудила уголовное дело по факту недавнего избиения в парламенте депутата Февзи Шиханлыоглу. 31 декабря 2000 года через два часа после драки в законодательном органе он скончался от сердечного приступа. Депутат пал жертвой потасовки, возникшей из-за споров по проекту нового регламента, в которой участвовали 20 народных избранников. Двоим забиякам, если с них снимут неприкосновенность, грозит 15 лет тюрьмы. Весьма поучительный пример для наших драчунов с мандатом народного доверия.

«ФАКТЫ», конечно, не ставят целью отучить депутатов драться в парламенте: народ же заскучает без накала страстей и шоу под куполом Верховной Рады. Да и само слово «драка» (в переносном значении) настолько органично формирует стойкое словосочетание «парламентская драка», что мы, журналисты, от него никуда не денемся. Разумеется, пока депутаты не начнут уважать себя и работать цивилизованно -- не кулаками, а головой.