Політика

Украинский участник акций протеста антиглобалистов в генуе: сначала на нашу колонну посыпались шашки со слезоточивым газом, а потом полиция начала массированную атаку

0:00 — 4 серпня 2001 eye 333

Если бы не акции протеста антиглобалистов в Генуе, то прошедший там недавно саммит глав государств «большой восьмерки» затерялся бы в анналах истории, как любое другое подобное мероприятие, представляющее интерес, в основном, для политических обозревателей и экономистов-международников. Но сопровождавшие генуэзский саммит уличные беспорядки оказались самыми массовыми за всю историю движения противников глобализации: в этих акциях принимали участие около 150 тысяч человек. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погиб один демонстрант и один полицейский, более 300 человек получили ранения. В этих демонстрациях протеста принимали участие и члены украинской ультралевой организации «Рабочее сопротивление». Все они вернулись домой целыми и невредимыми, но «умудренные» опытом уличных боев. Неужто для того, чтобы применять его на родине? Об этом, а заодно и еще кое о чем «ФАКТЫ» попробовали разузнать у одного из активистов этой организации, 29-летнего предпринимателя Александра Зворского.

В Генуе российские профсоюзные активисты отсиживались в гостиницах и ресторанах

- Александр, какой, простите, черт понес вас и ваших единомышленников «на эти галеры»?

- Я давно мечтал принять в участие в акциях протеста, и вот наконец западные товарищи предоставили мне такую возможность, пригласив на «форум» антиглобалистов, проходивший в Генуе с 14 по 22 июля. Поскольку получить прямую визу в Италию гражданину Украины довольно проблематично, пришлось оформлять въезд сначала в страны Шенгенского договора и уже оттуда ехать в Италию. К слову, наша организация является частью комитета «За рабочий интернационал», имеющего секции в 42 странах.

- Что же за публика собралась на «форуме», чтобы принять участие в акциях протеста?

- Самая разношерстная: левые и так называемые буржуазные радикалы, эмигранты, анархистские организации и просто представители независимых профсоюзов… Народ съехался со всего мира. Конкретного организатора и «спонсора» не было. Об этом свидетельствует хотя бы не согласованная между различными организациями тактика ведения уличных боев. К примеру, в нашей колонне демонстрантов самой многочисленной оказалась итальянская организация «Ya Basta» -- она и возглавила колонну, навязывая нам свою тактику. Когда же полицейские стали атаковать демонстрантов, участники марша растерялись, не знали, что делать. В каждой колонне приходилось кому-то из протестующих брать на себя руководство. Кстати, в акциях участвовало и немало людей, приехавших самостоятельно. Одним из таких «индивидуалов» был и застреленный полицейскими Карло Джулиани, которого потом пытались представить как активиста «Ya Basta» или «Черного блока».

-- Но кто-то же все-таки организовывал и финансировал прибывших в Геную демонстрантов?

-- Каждая организация сама заботилась о своих членах. К слову, в Италию при содействии французского профсоюза «Атак» приехала и группа россиян, состоявшая преимущественно из профсоюзных боссов, которым акции протеста были, что называется, до фонаря -- они отсиживались в гостиницах и ресторанах. Из Украины в Генуе было около 15 человек -- одни примкнули к «Атак» и поселились в кемпингах, другие держались с «Ya Basta». Но, надо сказать, «Атак» оказалась довольно трусливой организацией. Антиглобалисты разбили несколько лагерей в окрестностях Генуи. Я, к примеру, поселился на стадионе «Карлини», где разместились «индивидуалы», члены движения «Ya Basta» и других радикальных организаций. Для тех, кто не мог себе позволить питаться самостоятельно, были организованы скромные бесплатные обеды -- пицца или бутерброды. Жили коммуной: кто был побогаче, платил за тех, кто победнее.

-- Прямо в духе главной темы саммита «большой восьмерки» — борьба с бедностью. Кстати, что это за движение «Ya Basta», которым власти многих стран пугают людей?

- Это радикальная правозащитная организация, отстаивающая права и свободы человека с помощью различных несанкционированных демонстраций и акций «прямого действия». Впрочем, их тактика больше рассчитана на защиту, чем на атаку.

«Карабинеры избивали людей дубинками, утыканными гвоздями»

- В разных странах прошли акции протеста против методов, которые использовала итальянская полиция, чтобы не позволить антиглобалистам сорвать встречу «большой восьмерки». Что же там все-таки произошло?

- Да сейчас вся Европа говорит, что в Италии нет настоящей демократии. 19 июля прошла абсолютно мирная, санкционированная демонстрация эмигрантов, в которой участвовали представители почти всех прибывших в Геную организаций. А на следующий день среди демонстрантов уже стали звучать призывы войти в «красную зону» -- территорию, где проходил саммит. И хоть в «зону», огражденную по периметру заваренными металлическими сетками и железнодорожными контейнерами, протестующие проникнуть явно не могли (преодолеть подобное заграждение невозможно), полиция все же решила атаковать демонстрантов на подступах.

Например, наша 15-тысячная колонна даже не успела дойти до этой зоны, как с крыш домов, а позже и с вертолетов, посыпались шашки со слезоточивым газом. Люди разбежались по соседним улочкам, но отдышавшись, решили двигаться дальше. И тут началась массированная атака полиции. В маленькие улочки полицейские просто въезжали на скорости на машинах, и напуганная толпа, естественно, разбегалась. Но против такой тактики быстро нашлось средство -- сваленные посреди дороги в кучу мусорные баки. Один застрявший в баках автомобиль, покинутый карабинерами, демонстранты перевернули и подожгли. Демонстрацию начали оттеснять водометами, заправленными смесью воды и перца. Но сначала на полицию никто не бросался, магазины и машины не поджигали. Все это произошло позже.

А вечером 21 июля началась расправа. На палаточный лагерь, расположенный на стадионе «Карлини», напали полицейские. В глубь стадиона они идти побоялись, но тех, кто был у входа, арестовали. Около полуночи карабинеры напали и на независимый медиа-центр. Людей избивали дубинками, утыканными гвоздями. Около 50 человек в это время прятались недалеко в пабе и видели из окон, как это происходило.

- Ветераны подобных акций, как правило, запасаются средствами защиты, скажем, от слезоточивого газа -- плавательные очки, пакет молока… А как были экипированы антиглобалисты в Генуе?

- Первая линия несла перед собой большие пластиковые щиты. Остальные имели респираторные маски, мотоциклетные, велосипедные и строительные шлемы, доспехи из поролона и закрепленные скотчем на руках пластиковые бутылки. У некоторых были напульсники и налокотники велосипедиста. Впрочем, все эти наивные средства защиты разлетались при одном ударе резиновой дубинкой. Чтобы уберечь глаза от слезоточивого газа, я надел мотоциклетные очки, которые потом пришлось выбросить, поскольку полиция позднее отлавливала всех, у кого видела нечто подобное. Кстати, от газа пострадало очень много людей -- машины скорой помощи шли сплошным потоком. Из украинских демонстрантов, насколько я знаю, никто не пострадал. Я тоже, хоть и был в гуще событий, отделался лишь солнечными ожогами.

- Сообщалось, что антиглобалисты устроили настоящее побоище на улицах города -- забрасывали полицейских камнями, бутылками, громили витрины магазинов, откуда выбрасывали на улицы компьютеры, мебель, переворачивали машины и занимались мародерством…

- Когда на глазах у всех убивают безоружного молодого парня, у людей появляется ярость и ощущение бессилия перед организованными и хорошо вооруженными полицейскими. А громили, в основном, супермаркеты и бензоколонки, принадлежащие крупным компаниям, а также офисы банков и корпораций. Думаю, что находились и мародеры, которые что-то выносили или брали из кассы, хотя я этого лично не видел. Как не видел и ни одного сгоревшего ларька с прессой или разгромленного маленького частного магазинчика.

- После Генуи у вас не поубавилось желания участвовать в подобных демонстрациях?

- Нет. И, думаю, у всех участников «генуэзских событий» желание продолжать акции протеста только усилилось.

Все средства защиты, которыми запаслись антиглобалисты, разлетались при одном ударе итальянского карабинера резиновой дубинкой