Події

Чаще всего на улицах украинских городов можно встретить парней, одетых в кожаные куртки с застежками, с выкрашенными в «кислотные» цвета волосами и «фенечками» на запястьях

0:00 — 4 серпня 2001 eye 530

Такие создания называют припанкованными трэшерами с фенечками

Сегодня мы не будем говорить об Унгаро и Диоре, о капризах взрослых и о людях, удовлетворяющих эти капризы. Поговорим о стиле, тусовках и образе жизни молодежи. Во-первых, потому что на улице лето, а значит можно стряхнуть с себя школьную форму или деловой костюм и надеть то, что душе угодно. А во-вторых, пора, наконец, выяснить, что же этой душе угодно.

Начнем с хиппи, так как ни с чего другого начинать не хочется. Есть такие люди, которые абсолютно не знают, кто это. А все потому, что «временем хиппи» были 60-е годы. Тогда их нельзя было не заметить. Отпрыски богатых в основном родителей протестовали против войны, открытий химзаводов и других загрязняющих природу изобретений человечества. За это их прозвали «дети цветов».

Хиппи любили музыкальный фестиваль «Вудсток», на который съезжались автостопом. Послушать «Зе Дорс», обменяться энергией, заняться любовью, наконец! Ведь именно хиппи ввели в наш с вами лексикон термин «свободная любовь», а в образ жизни -- ЛСД и другие наркотики. Но это тогда, а что сегодня?

Сегодня это уже не движение -- другие цели, другое отношение к жизни. Но хиппи в Украине есть. Кто-то собирается в Закарпатье, а самые настоящие ездят на «Радугу» -- ежегодное собрание неохиппи в России.

Тала, которую я встретила на Андреевском, была на «Радуге» в прошлом году. Тала торгует фенечками -- браслетами из бисера, которые плетет сама. Когда-то фенечки были атрибутом хиппи и каждый цвет имел свое значение. Белый символизировал смерть (иногда невинность), красный -- любовь, черный -- наркотики, желтый -- сумасшествие. Сочетания цветов могли означать смерть от наркотиков или от любви. Цветочки на феньках говорили о том, что хиппи -- дети цветов. Но сегодня цвета каждый трактует по-своему.

-- Теперь хиппи -- это скорее мировоззрение, -- убеждена Тала. -- Это самые мирные на земле люди, живущие по принципу «ударили по щеке -- подставь другую». Меня называли хиппи, когда я даже не понимала, о чем речь. Сейчас понимаю, хоть и не веду соответствующий образ жизни: не путешествую автостопом, слушаю Высоцкого вместо кельтской живой музыки и фолка, мало помогаю людям. Сижу здесь и продаю фенечки и фитомасла, потому что нужны деньги. Но эти редкие встречи на «Радуге» заряжают энергией на целый год вперед. Помимо каких-то своих компаний, все собираются еще и в общий круг. Каждый желающий берет в руку горящую палку и говорит речь: выражает свою любовь к окружающим или вносит предложение. Существует медитация «Ом», когда все в кругу берутся за руки, поют ом-м-м для обмена энергией, но я ее не очень люблю.

Бог обеда готовит на всех вегетарианскую пищу, так как среди нас есть веге, чьи интересы мы обязаны учитывать. В лагере запрещается употреблять какой-либо наркотик, кроме марихуаны, и фотографировать или снимать на камеру без разрешения человека, которого снимаешь. Туда съезжаются хиппи из разных стран. Из Германии автостопом, например, приехал 51-летний мужчина. Мы выступаем против строительства трубопроводов под Черным морем.

Рэперы и брейкеры. Рэп и хип-хоп омолодились во всех смыслах. То, что мы видим сегодня, -- это новый всплеск культуры, появившейся в 70-х. А основная часть нынешних реперов -- ребята 12--25 лет. Значение слова рэп менялось из поколения в поколение, но то, что это ритмический речитатив рифмованного текста, осталось незыблемым. Одним словом, говоришь все, что думаешь, под музыку -- и всем от этого хорошо.

Началось все с разговора с толпой под музыку, потом переросло в словесное состязание между бандами из негритянских гетто, где реперы должны были экспромтом придумывать бесконечное количество рифмованных строк, оскорбляя при этом не только оппонента, но и его мать или сестру. Еще позже появился гангстерский рэп, радикально отличающийся от старого хип-хопа.

Если раньше рэп исповедовал идеологию добра, а мальчишки, носившие знаменитые кроссовки «адидас», -- атрибут тогдашнего хип-хопа, спортивные костюмы и бейсболки набекрень, предпочитали драке танец на голове, то темнокожая гангста во главе с Тупак Шакуром демонстрировала бандитский имморализм, пела о наркотиках и насилии, употребляя неприличные (мягко говоря) словечки. Вид имели соответствующий: широкие грубые штаны, толстовки, минимум дорогих и толстых украшений. С этого времени рэп начинают слушать белые, и не просто слушать, а активно его потреблять.

Борьба моралистов с гангстерами заканчивается поражением последних, и рэп снова перерождается. Сегодня рэперы по-прежнему шокирующе откровенны в своих текстах: выступают против задевающей их несправедливости, поносят попсу и часто не «по-джентельменски» отзываются о противоположном поле. А если кому-то не нравится, пусть лучше воздержится от критики.

Современные рэперы ходят в широких коттоновых штанах (на Западе особенно модными считаются ярко-синий и красный цвет) с большими удобными карманами, пестрых футболках, а их украинские собратья по разуму больше американских бейсболок любят банданы (хлопчатобумажные платки с узором), завязанные на лбу, и бритые головы. Любят наркотик экстази и на досуге курить «травку», которую называют марихуаной, тогда как зачастую имеют дело с суррогатом, негативно влияющим на память и потенцию.

Как и иностранцы, наши любят граффити, с помощью баллончика с краской разрисовывая стены домов, танцевать брейк прямо на улицах. И несмотря на появление звезд Эминема и Сашка Положинского, рэп -- это только музыка, которую делают черные, а слушают белые. Хотя исключения подтверждают правило.

Металлисты и рокеры. В том, что рассказы об их агрессивности -- это миф, я убедилась лично. Ведь главное не то, что мужчины носят длинные волосы, множество сережек в ухе и любят татуировки, а то, что они слушают хорошую музыку. Как ни крути, а рок (тяжелый тоже) -- музыка вечная и бессмертная. Ди-джей «Радио Рокса» Виктор и продавец рок-магазина «Кор» Жора знают о стиле жизни металлистов так много, что даже затрудняются выделить главное.

Начинают слушать «Арию» в 13--16 лет, приобретают черные футболки с изображением любимых групп, железные медальоны, кольца, вешают на стену плакаты. Отращивают волосы. В этот период металлист является «потребителем» рока. Уже в старших классах, зачитываясь Толкином и стремясь имитировать стиль жизни, поведение (даже в сексуальных отношениях. -- М. С. ) его героев, они переключаются на более специфическую музыку.

Те, кто облачается в кольчуги, машет мечами, предпочитая жесткую борьбу, выбирают одну музыку. Романтики же, как правило, слушают что-то вроде «Рапсодии». Это раньше металл воспринимался как грохот -- теперь же это красивая и стильная мелодия.

В последнее время среди всех поколений металлистов стало популярным объединение классической оркестровой музыки и рока. С возрастом исчезает потребность даже выглядеть «как металлист». Они пересаживаются в «мерседесы» и даже повязывают галстуки. Собираются, в основном, на сейшнах, где могут позволить себе сапоги со шпорами, кожаные штаны и косухи, сделанные на заказ.

Панки вообще веселые ребятки! Девиз их жизни: люблю себя -- начхать на всех! Среди них есть «кислотные», есть и те, кто слушает рок. Первые красят волосы в желтый, зеленый, пестрый и другие кричащие (кислотные) цвета или делают прически «а ля ирокез». На торсах -- все те же мрачные футболки. Обязательна любовь к риску -- экстрим у них в крови. Они действительно абсолютно не боятся за свою жизнь и плевать хотели на чужое мнение.

Конечно, на улицах чаще всего попадаются эклектики (смешение всех стилей). Соблюсти систему одного стиля далеко не каждому по силам. Или от безграмотности или нарочно ребята умудряются носить одновременно кожаные штаны, разноцветные волосы и браслеты из бисера (это так называемые припанкованные трэшера с фенечками). Многие не знают, что означает рисунок на их бандане. А между тем листья марихуаны, спирали и марки носят наркоманы, надписи «легендарный харлей-дэвидсон» -- байкеры, черепа -- любители тяжелого рока. Татуировки тоже имеют свое значение, так что наносить их лет этак до 20 не рекомендуется -- мало ли… Так, модный нынче «египетский глаз» означает «вижу то, чего не надо видеть, и от этого только страдаю».

Можно считать, что по основным неформальным течениям мы прошлись. Хотя еще неизвестно, кто «формальней» -- те, о ком мы рассказали или так называемые мажоры. А ведь их так много среди нынешней молодежи. Мажор -- это ребенок, выросший в состоятельной семье, взлелеянный и опекаемый, не знающий благодаря родителям особых материальных забот. Конечно, такие детки не должны иметь проблем ни с поступлением в вуз, ни даже с трудоустройством.

Музыку слушают любую -- от попсы и электронной до джаза, носят и джинсы (но качественные и дорогие) с кедами, шорты из магазина «Манго» и платья из бутиков от Кензо и Унгаро (ну вот, а ведь обещала без этого!). Но это не означает, что мажоры глупые или заносчивые. Среди них есть начитанные и тонкие. А есть, конечно, и такие, которые, увидев футболку с изображением Че Гевары, говорят: «Ой, смотри, Пелевин нарисован!»