Расследование этого дерзкого преступления дало первые результаты: задержан подозреваемый, приметы которого совпадают с описанием незнакомца, несколько дней «крутившегося» возле дома Задорожных
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что в Одессе убит начальник одного из отделов областного управления СБУ, полковник Службы безопасности Украины Евгений Задорожный. Это преступление, отличающееся особой дерзостью, безусловно, сразу же попало в разряд резонансных и, естественно, «на контроль» руководителей вышестоящих правоохранительных органов. Удастся ли отыскать заказчиков и исполнителей кровавого злодеяния?
Одессу (да и страну в целом), увы, не удивишь откровенно дерзкими преступлениями, громкими убийствами, в том числе заказными. Но до сих пор сия ужасающая чаша миновала сотрудников областного УСБУ. И вдруг
Страшны закономерность и зловещая последовательность совершения «заказняков» в Одессе: август 1997 года -- убит редактор газеты «Вечерняя Одесса» Борис Деревянко; август 1999-го -- расстреляны председатель областного арбитражного суда Борис Вихров и директор местной телекомпании Игорь Бондарь; август 2001-го -- убит полковник СБУ Евгений Задорожный.
Но и это далеко не единичные случаи одесских «чрезвычаек». В августе 1999-го выкрали известного в Одессе предпринимателя Гарика Быкова, изувеченное тело которого нашли лишь в декабре. Место, где был закопан труп Быкова, указал и дал показания по этому делу подследственный Олег Якименко. Хорошо известный в кругах правоохранителей, он лично присутствовал на следственном эксперименте в качестве арестованного. Впоследствии Якименко бежал из следственного изолятора СБУ.
Летом того же 1999-го в районе ночного клуба-дискотеки «Чикаго» похитили председателя совета директоров, владельца холдинга «Сангруп» Сергея Пономаря. За его освобождение преступники требовали три миллиона долларов США. В течение пяти месяцев -- после продажи части имущества Пономаря -- бандитам было выплачено 1,5 миллиона долларов -- половину требуемой суммы. Однако сам бизнесмен получил пулю в голову.
В это же время «засветилась» группа Якименко, которая входила в мощную организованную преступную группировку (ОПГ) Василия Марьянчука по кличке Бухгалтер, которого «взяли» в дальнем зарубежье и в феврале 2000 года доставили в СИЗО управления СБУ в Одесской области. Разработкой лидера ОПГ, известной своими злодеяниями далеко за пределами Украины, занимался, в частности, отдел «К» областного управления СБУ, который тогда возглавлял полковник Евгений Задорожный.
-- В Одесское областное управление СБУ Евгений Григорьевич пришел из военной контрразведки Одесского военного округа. Одно время он возглавлял отдел «К» -- по борьбе с коррупцией, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник УСБУ в Одесской области генерал-майор Сергей Макаренко. -- Он стоял у истоков расследования ряда громких дел, в том числе и по банде Марьянчука. Затем Задорожный был назначен начальником отдела «Д» -- одного из оперативных подразделений облуправления. На этих ответственных участках работы Евгений Григорьевич проявил свои лучшие качества сотрудника спецслужбы, неоднократно поощрялся за отличное исполнение профессиональных обязанностей.
-- Он был образцом офицера не только внешне -- всегда подтянут, собран, -- дополняет замначальника облуправления СБУ Борис Волошенков. -- Отличался высоким понятием чести, достоинства
Евгения Задорожного убили в ночь с 6 на 7 августа, в 0 часов 45 минут во дворе его собственного дома N 6, что по улице Авдеева-Черноморского. Убийца, судя по всему профессионал, стрелял со второго этажа недостроенного трехэтажного дома N 4. Соседи, которые утверждают, что это строение облюбовали бомжи, слышали ночью два одиночных выстрела. Как выяснилось впоследствии, из автомата Калашникова. Смерть Евгения Задорожного наступила мгновенно -- пуля попала прямо в сердце.
Шума отъезжавшего автомобиля на тихой курортной улице, где летом мало кто рано укладывается спать, никто не слышал. Не исключено, что киллер ушел пешком по заранее избранному маршруту. Возможно, к ожидавшей его на соседней улице машине. Во всяком случае, брошенный автомат обнаружили примерно в полукилометре от места совершения убийства. Введенный в действие план «Перехват» результатов не дал: в преступлениях такого рода все детали продумываются до мелочей.
-- Заказной характер убийства Задорожного сомнений не вызывает, -- констатировал прокурор области Михаил Косюта, лично контролирующий ход расследования. -- Об этом свидетельствуют, в частности, как характер выстрелов, так и точность попадания. Расстояние, с которого велась стрельба, небольшое -- порядка 13 метров. Отрабатываются три основные версии: профессиональная деятельность погибшего, бытовая почва, личные контакты вне работы.
В современном просторном доме Задорожных (вселились они чуть более месяца назад) я встретился с вдовой Евгения Григорьевича Галиной Владимировной, его дочерью Вероникой и зятем Вадимом. Естественно, беседа не ладилась: о чем можно говорить, чем утешить потрясенных случившимся родных? Как можно мучить их вопросами, когда тело убитого еще не предано земле? Это не давало мне покоя -- как по дороге, так и в самом доме Задорожных. Поэтому, обращаясь к Галине Владимировне, я с трудом выдавил: «Расскажите, пожалуйста, что посчитаете нужным».
-- Первого августа мы отметили 30-летие нашей совместной жизни, жемчужную свадьбу, -- сказала измученная женщина со вспухшими от слез и бессонных ночей глазами. -- Через несколько дней Жени не стало
Мы познакомились в 1970-м, на ноябрьские праздники, в Питере -- я оттуда родом. Женя учился в Москве, в Высшей школе КГБ, после окончания которой получил распределения на Дальний Восток. Затем мы жили в Хабаровском крае, в Забайкалье, в Монголии Двенадцать лет назад приехали в Одессу. Муж давно мечтал жить у моря, иметь свой дом, большую семью, внуков. Всем вместе собираться по вечерам во дворе. Мечта сбылась, дом он построил. Но пожить не успел Здесь, во дворе, его убили.
Женя был в отпуске, и в тот трагический день, как обычно, утром тренировался на теннисном корте. Вернувшись домой, отдыхал, общался с сыном, с зятем Не знаю, у кого поднялась рука, -- он был самый любящий, самый отзывчивый, самый, самый, самый
У нас большая дружная семья: дочери, Веронике, 29 лет, она замужем за Вадимом, вот-вот родит второго ребенка. Подрастает у них доченька Дашенька, которой четыре с половиной годика. На четвертом курсе экономико-правового факультета Одесского национального университета занимается Денис, наш сынок Есть Бог, и он покарает убийц (рыдает).
-- За все три десятилетия, которые я возглавляю кафедру, таких людей, как Евгений Задорожный, встречал единицы, -- рассказал «ФАКТАМ» Николай Сергеев, заведующий кафедрой физвоспитания, доцент, председатель спортклуба Гидрометеорологического института. -- Знал его, дружил с ним с момента основания в 1995 году клуба.
Евгений Григорьевич занимался большим теннисом на клубных кортах, был нашей боевой ракеткой -- выступал в парном разряде с Виктором Денисенко, также бывшим сотрудником СБУ. На тренировки ездил с другого конца города по несколько раз в неделю. Для него это было не просто любимое увлечение, а своеобразная отдушина, отвлечение от сложной работы. А клуб у нас особенный, можно сказать, в чем-то семейный. Нередко мы собираемся семьями, нас объединяет нечто большее, чем просто спорт, -- общие интересы, дружеские отношения.
Нынешнее лето вообще стало каким-то «черным»: в июне трагически погиб на автотрассе Одесса--Киев один из руководителей нашего спортклуба, а сейчас вот Страшно осознавать
Евгений навсегда останется с нами, мы учредим турнир его памяти, на котором лучшим из лучших будут вручаться именные призы. Имя порядочного человека, настоящего офицера не должно быть забыто.
Вчера, 9 августа, Одесса прощалась с полковником Евгением Задорожным. Приехали друзья из разных уголков страны, из ближнего зарубежья. Прилетел брат Евгения Григорьевича из Красноярска, где работает в администрации губернатора края Александра Лебедя.
Когда материал был подготовлен в печати, «ФАКТАМ» стало известно из компетентного источника, что задержан подозреваемый в исполнении убийства Евгения Задорожного. Внешность и одежда задержанного совпадают с описаниями свидетелей, видевших, как в течение нескольких дней неизвестный мужчина «крутился» у дома Задорожных.
У подозреваемого по результатам анализов проб, снятых с характерных мест в области лица, выявлена положительная реакция на нитриты -- после выстрела там оседает специфическая «пыль». Кроме того, задержанный не может дать пояснения, где находился в то время, когда произошло убийство Евгения Задорожного
Руководство и сослуживцы Службы безопасности Украины выразили глубокое соболезнование родным и близким покойного. Его смерть -- большая утрата для всех, кто знал и уважал этого чрезвычайно порядочного и отзывчивого человека, говорится в официальном сообщении СБУ. Спецслужба заявила, что приложит все усилия для раскрытия этого заказного убийства.
«ФАКТЫ» решили напомнить читателям о самых громких и резонансных преступлениях против сотрудников правоохранительных органов Украины, совершенных за все годы независимости. По данным МВД Украины, первым в этом печальном списке значится лейтенант милиции Иван Набок, который в декабре 1991 года был застрелен в подъезде собственного дома. В следующем году в Тирасполе от рук бандитов погибли начальник отделения Белоцерковского уголовного розыска подполковник милиции Эдик Ашуров и старший лейтенант Владимир Орлюк. В 1994-м в селе Вилино Бахчисарайского района два бандита убили сельского участкового -- майора милиции Василия Кулиняка и всю его семью.
Однако первым самым дерзким вызовом отечественного криминалитета правоохранительным органам Украины можно считать убийство начальника отдела по борьбе с международной преступностью УБОП ГУ МВД Украины в Закарпатской области майора милиции Василия Балеги. В сентябре 1994 года. В его автомобиль подложили взрывное устройство.
-- Утром муж должен был отвезти меня на работу, и мы вместе вышли из квартиры, -- вспоминала в интервью «ФАКТАМ» его жена Мария. -- Я уже закрыла дверь, когда он спросил: «Ты выпила кофе?» -- «Нет времени, -- ответила, -- выпью на работе». Но муж настоял, чтобы я вернулась А когда во второй раз закрывала дверь,во дворе прогремел страшный взрыв. Сбегаю по ступенькам вниз -- навстречу летят осколки стекла, в доме пронзительный крик. Выскакиваю из подъезда, а навстречу бежит кто-то голый до пояса и обгоревший Я не узнала мужа, даже посторонилась.
А потом увидела, что горит наша машина. Подбежала к ней, попыталась открыть дверь, но ее заклинило. Васи в машине не было, лобовое стекло разбито. Я побежала обратно в подъезд -- на ступеньках валяются какие-то обгоревшие лохмотья.
Бегом поднялась наверх, и тут соседка крикнула: «Он у нас -- на первом этаже!» Вася лежал в ванной, и его поливали водой. Он был весь черный, обгоревший, но в сознании. Очень кричал от боли и просил забрать из машины пистолет и удостоверение Приехала «скорая» и забрала мужа в больницу.
У Балеги обгорело 90 процентов поверхности тела, и врачи не смогли его спасти. Он какое-то время был в сознании и все обещал найти тех, кто устроил взрыв. Однако прошло целых шесть лет, прежде чем преступники были установлены. В 2000 году в Закарпатье с килограммом готовой к применению взрывчатки был задержан 34-летний гражданин России Юрий Т. Через четыре дня после ареста он написал явку с повинной, в которой сознался в своем участии в убийстве Балеги.
По словам Юрия, в начале сентября 94-го ему в Москву позвонил давний приятель Игорь А. (по информации УБОПа, 37-летний москвич Игорь А. в то время переправлял из Закарпатья в Россию краденые за границей машины) и попросил приехать в Ужгород. С ним, а также некоторыми другими лицами и был совершен теракт.
Игорь А. являлся организатором убийства и, по всей вероятности, имел выход на заказчика. В начале 1999 года он покончил жизнь самоубийством, выбросившись с балкона многоэтажки в Москве. Не смотря на то, что оперативникам не удалось как следует «раскрутить» Юрия Т. (через шесть дней после ареста он повесился на простыне в камере изолятора временного содержания), многие детали преступления были восстановлены. Расследование дела продолжается.
Заказное убийство начальника УБОП ГУ МВД Украины в Крыму полковника милиции Николая Зверева в ноябре 1996 года вызвало колоссальный резонанс не только в Крыму, но и во всей Украине. «Если уж бандиты офицеров милиции как траву косят, то что говорить о нас, обыкновенных людях?» -- с горечью говорили в то время жители автономии. По Крыму ходили слухи, что на развал дела было «брошено» около полумиллиона долларов, так что нет ничего удивительного в том, что после завершения расследования оно еще долго «курсировало» между Верховным судом и прокуратурой автономии, прежде была поставлена последняя точка.
Верховный суд Крыма пришел к выводу, что убийство Зверева заказал и организовал житель Симферополя, учредитель предприятия «Фирма» Виталий Агранов. Его неоднократно доставляли в управление по борьбе с оргпреступностью, и Зверев, как правило, лично беседовал с ним, после чего говорил своим сотрудникам, что Агранов опасен. План убийства полковника осуществили четверо симферопольцев. Двое из них стояли «на стреме», и когда Зверев, поставив свои «Жигули» на автостоянку, пошел по дорожке, предупредили об его приближении спрятавшихся в кустах подельников. Те напали на полковника сзади и нанесли несколько ударов по голове металлическими прутьями. От полученных ранений Зверев скончался на месте.
Виталий Агранов был осужден на 15 лет, после вынесения приговора он заявил, что так и не понял, за что его осудили. Убийцы получили соответственно 14 и 13 лет, а «сигнальщики» -- 10 лет 6 месяцев и 9 лет 6 месяцев. Николай Агеев, занявший после убийства Зверева пост начальника УБОП (ныне он заместитель начальника МВД Украины в Крыму), сразу после суда заявил, что у него «нет никаких сомнений в том, что именно эти люди совершили данное преступление», и высказал предположение: в деле мог присутствовать еще один заказчик, но крымской милиции его имя неизвестно.
Однако некоторые политики в автономии до сих пор убеждены в том, что на самом деле милиция хорошо знает, кто является «генеральным» заказчиком убийства Зверева, но он оброс в Киеве «железобетонными» связями и милиции «не по зубам».
Зачастую бандиты жестоко мстят не только сотрудникам правоохранительных органов, но и их близким. В декабре 1999 года неизвестный плеснул в лицо кислотой Валентине Яковлевой -- жене заместителя начальника отдела по борьбе с международными и этническими преступными группировками столичного УБОП Дмитрия Яковлева. Молодая женщина получила ожоги глаз и роговицы третьей-четвертой степеней, химические ожоги кожи лица второй степени и рук третьей степени. Несмотря на все усилия медиков, женщина ослепла.
Начальник Центра общественных связей ГУ МВД Украины в Киеве Александр Зарубицкий в то время заявил «ФАКТАМ», что нападение на Валентину Яковлеву милиция однозначно связывает с местью ее мужу, «с помощью» которого не один бандит сменил место в «джипе» на нары. В мае 2000 года на прямой линии в «ФАКТАХ» заместитель министра внутренних дел Украины Николай Джига, занимавший в то время пост начальника ГУБОП, сообщил, что преступление так и не было раскрыто. «Я думаю, что это месть, потому что произошло после задержания Савлохова (позднее Савлохов был осужден за вымогательство к семи годам. -- Ред. ). В этой акции принимал участие и Дмитрий Яковлев», -- заявил Н. Джига.
А всего,по данным МВД УКраины,за все годы независимости погибло 719 сотрудников милиции, из нах 20 -- уже в нынешнем году.